Образовательные кластеры в России и Китае: формирование, управление, стратегии развития

Кетова Н.П.1, Вэй С.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать:
Кетова Н.П., Вэй С. Образовательные кластеры в России и Китае: формирование, управление, стратегии развития // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 2. – С. 393-410. – doi: 10.18334/ce.15.2.111647.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44853965
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена результатам анализа процесса развития образовательных кластеров в России и Китае. Сделан акцент на том, что образовательные кластеры являются важными доминантами инновационной деятельности. В процессе кластерного развития в образовании создаются условия для повышения эффективности использования образовательных ресурсов, роста качества образования, возрастания сбалансированности деятельности образовательных структур. В статье анализируются сущностная природа образовательных кластеров и их структура, рассматриваются тенденции формирования кластеров высшего образования в России и Китае, сравниваются тренды их развития. Подтверждена растущая роль образовательных кластеров в стимулировании регионального экономического роста, последовательной реализации инноваций. Статья может быть полезна сотрудникам образовательных и управленческих структур разного уровня, преподавателям и студентам

Ключевые слова: инновации, кластеры высшего образования в России, инновационные образовательные кластеры Китая, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, стратегии развития

JEL-классификация: O31, I23, I26, I28

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность проблематики статьи. В современной экономике в рамках сотрудничества учебных заведений разных уровней и субъектов реальной экономики усиливается эффект распределения инноваций, наращиваются стимулы ускоренного развития технологий, взаимодействия всех уровней образования, встраивания их в общий тренд поступательного движения. Развитие кластерных образований способствует эффективному использованию ресурсов образования, их включению в инновационные элементы территориальной экономики, преодолению неравномерности развития образования. В рамках сотрудничества учебных заведений разных уровней взаимодействия между образовательными структурами и экономическими субъектами усиливают элементы регионального бренда, стимулируют региональные инновации, способствуют расширению использования современных информационных технологий. Основные позиции статьи подтверждают данные тенденции, раскрывают их особенности в рассматриваемых регионах, что обусловливает актуальность не только их анализа, но и разработки авторских решений в этом направлении.

Комплексный литобзор по статье предполагает изложение перечня авторов, в трудах которых раскрываются концептуальные проблемы инновационного развития и модернизации образования, в том числе в условиях развития кластеров. В данном контексте наиболее значимы монографии и статьи по проблемам кластеризации таких авторов, как М. Портер [11, с. 98–100; 18, с. 95–98] (Porter, 2006, р. 98–100; Porter, 1991, р. 95–98), Оу Сяоцзюнь [8, с. 83–100] (Ou Syaotszyun, 2018, р. 83–100), Сюй Чануген, Го Кончшэн [14, с. 5–13] (Syuy Chantsin, Go Kongshen, 2019, р. 5–13), О.Л. Ксенофонтова [7, с. 39] (Ksenofontova, 2015, р. 39), Д.К. Титов [15] (Titov, 2017).

Вопросы формирования и перспективного развития инновационных образовательных кластеров обсуждаются в ряде работ Гао Иншуан [1, с. 64–70] (Gao Inshuan, 2012, р. 64–70), Ю.Г. Герцик [2, с. 225–235] (Gertsik, 2020, р. 225–235), О.Ю. Гордашниковой и М.Г. Кехян [4, с. 43–49] (Gordashnikova, Kekhyan, 2019, р. 43–49), Т.Л. Гурулевой и Н.И. Бедаревой [5, с. 108–123] (Gurulyova, Bedareva, 2019, р. 108–123), И.Н. Омельченко [3, с. 190] (Gertsik, Omelchenko, 2020, р. 190) и др.

Цель статьи предопределена ее проблематикой. Она заключается в изложении результатов исследования авторами процессов формирования, управления и стратегий развития образовательных кластеров в России и Китае, оценке возможностей их прорывного воздействия на экономику этих стран и конкретных регионов, трактовке ряда авторских рекомендаций относительно направлений их развития.

Авторская гипотеза статьи основывается на предположении, что ускорение процессов кластеризации в инновационно-образовательной сфере стимулирует активизацию взаимодействия участников инновационно-образовательного процесса, развитие интерактивно-сетевой среды, формирование распределенных технопарков, информационно-коммуникационной системы в национальной экономике в целом и в конкретных регионах.

Методологической основой статьи послужили положения экономической теории, теории инновационной экономики, информационного общества, теории непрерывного и открытого образования, концепции модернизации и информатизации, а также системный подход к стимулированию кластерных процессов в сфере высшего образования, представленный в монографиях, научных статьях и электронных материалах.

Инструментально-методический аппарат статьи представляет собой сочетание различных методов теоретико-прикладного научного познания, системно-структурного анализа, комплексных методов сбора данных, методов экспертных оценок, ранжирования и др.

Научная новизна статьи заключается в изложении основных тенденций развития современного образования, перехода его от традиционных форм и моделей развития к системе, основанной на принципиально новых информационных и сетевых технологиях, стимулирующих кластерные процессы в сфере высшего образования и обеспечивающих их прорывное воздействие на экономику регионов и стран в целом. Доказано, что это приоритетное направление развития современного образования, отражающее радикальное изменение использования образовательных ресурсов, роста качества образования, возрастания сбалансированности деятельности образовательных структур и субьектов бизнеса.

Результаты и обсуждения

Современные образовательные кластеры ряда стран мира: сущность, функционирование, тенденции развития

Термин «кластер» отражает совокупность и симбиотические отношения разных популяций, функционирующих в одной среде обитания. Кла́стер (англ. cluster – скопление, кисть, рой) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами [13]. Идея возможности формирования кластеров в экономике восходит к началу XX века, к работам А. Маршалла. Однако в современной трактовке термин «кластер» был введен и популяризирован в книге М. Портера «Конкурентные преимущества наций» (1990 г.). Он подчеркивал, что «кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [18] (Porter, 1991).

В современных условиях кластеры – это объединения связанных между собой комплексов, представляющих единство компаний – производителей, логистических специализированных сетей, образовательных и научных центров и др., которые объединены по географическому признаку, осуществляют деятельность в определенном секторе экономики и конкретном регионе страны. Весьма часто в такого рода конгломераты входят образовательные структуры – университеты, научно-исследовательские структуры, средние учебные заведения, школы, инновационные обучающие центры и др. [19] (Wu, Zha, 2018).

Преимущества кластеров состоят в том, что составляющие их элементы объединены между собой многообразными внешними и внутренними связями, что усиливает эффекты от их взаимодействия. Из-за их географической близости и смежной специализации практически все участники кластера обретают экономические выгоды, формируют интеграционные связи. Они получают доступ к высококвалифицированным специалистам, рынкам сбыта, поставщикам, инновационным знаниям и компетенциям, информации и т.д. Посредством связей один кластер неизбежно взаимодействует с другими и в целом интегрируется в экономику страны или международные структуры, повышая их эффективность. Весьма важно то, что устойчивость связей в рамках кластера поддерживается медийными, маркетинговыми, PR и др. компаниями. Большинство кластеров возникают спонтанно (если для этого существуют предпосылки) или «вырастают» из функционирующих СЭЗ.

В 90-х годах XX века концепция кластеров стала распространяться на различные области экономики большинства стран, в сферу образования, науки, производства, обслуживания. М. Портер впервые предложил термин «промышленный кластер». В современных условиях это относится к группе промышленных компаний, поставщиков, финансовых учреждений, производителей в смежных отраслях, а также других взаимодействующих структур, которые в рамках коалиции поддерживают отношения конкуренции и сотрудничества в определенной области, географически сконцентрированы и взаимосвязаны [11] (Porter, 2006). В начале XXI века получили развитие инновационные кластеры, в т.ч. в рамках крупных исследовательских центров.

Если рассматривать сферу образования как один из важных элементов экономики, социальной и культурной жизни страны и при этом – приоритетную составляющую современных кластеров, то следует подчеркнуть, что оно не нацелено на получение чистой прибыли. Это предопределяет его отличие от индустриальных структур. Китайские ученые Сюй Чанцин и Го Конгшэн считают, что «образовательный кластер – это особая форма выражения образовательной структуры в географическом пространстве. Кластеризация многих школ формирует региональное школьное сообщество, что проявляется в определенной степени регулирования и определенном его качестве. Образовательные кластеры имеют относительно полные региональные характеристики, которые могут собирать школьные ресурсы, интегрировать образовательные элементы, совместно использовать образовательные учреждения, способствовать интерактивному сотрудничеству и обеспечивать растущий эффект масштаба образования » [14] (Syuy Chantsin, Go Kongshen, 2019). Российские авторы Гордашникова О.Ю. и Кехян М.Г. подчеркивают, что «образовательный кластер следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку, и предприятий отрасли, а также других заинтересованных сторон, преследующих общие цели» [4] (Gordashnikova, Kekhyan, 2019).

С точки зрения инноваций образовательные кластеры ориентированы на способствование модернизации образования в регионах и осуществление при этом согласованного развития образования и многих отраслей экономики. С одной стороны, совместное использование ресурсов, научно-исследовательское сотрудничество и межшкольные союзы между образовательными учреждениями в кластере способствуют улучшению преподавания, ориентируют его на практику. С другой стороны, эффект воздействия образовательных кластеров обеспечивает техническую поддержку для регионального экономического развития и корректировки его структуры [5] (Gurulyova, Bedareva, 2019).

В современных образовательных кластерах, которые формируются в разных странах, складывается не только горизонтальное объединение университетов и исследовательских институтов на одном уровне, но также отмечается вертикальное объединение начальных, средних школ и университетов на разных уровнях. Первые направлены на развитие исследовательских способностей и новаторство в знаниях детей и подростков, а вторые – на сбалансированное и целеориентированное развитие базового образования. Как правило, состав образовательных инновационных кластеров требует участия и взаимодействия образовательных учреждений, исследовательских институтов и коммерческих институтов.

Кластеры университетов и научных учреждений в настоящее время являются ведущей составляющей в развитии образования во многих странах. При этом образовательные кластеры, особенно в развитых странах, становятся важной силой для стимулирования региональных инноваций.

В Соединенных Штатах есть два хорошо известных района, в которых сосредоточены кластерные образовательные структуры: район Нью-Йорка и район Сан-Франциско. В районе Нью-Йорка расположено более 50 университетов высокого уровня, таких как Гарвардский, Нью-Йоркский и Колумбийский университеты, а также Массачусетский технологический институт и др. Образованный ими кластер полагается на предметный опыт и исследовательские ресурсы для реализации потенциала НИОКР, создания исследовательских центров и консультирования через компании, ориентированные на высокие технологии. Такие кластеры способствуют технологическому развитию Нью-Йорка и окружающих его городских агломераций. В районе Сан-Франциско отмечается концентрация более 20 университетов высокого уровня, таких как Стэнфордский и Калифорнийский, что превратило его в выдающийся район концентрации высокотехнологичных отраслей в Соединенных Штатах [8] (Ou Syaotszyun, 2018).

В Японии существует более 120 университетов в районе Токийского макрорегиона, что составляет пятую часть от общего числа университетов Японии. В их числе, например, Токийский университет, Университет Васэда, Йокогамский Национальный университет и т. д. Эти признанные в мире учебные заведения имеют очень прочные связи, что способствовало созданию крупнейшего промышленного городского комплекса Японии, всемирно известного финансового центра, центра новых технологий [8] (Ou Syaotszyun, 2018).

Во Франции начиная с 2006 года было создано более 20 образовательных кластеров, в том числе: Восточно-Парижский (Союзный) университет, Клермонский (Союзный) университет, Парижский кластер науки и литературы – Латинский квартал и т.д. Формирование этих кластеров способствовало сбалансированному развитию ресурсов французского высшего образования. Участники кластера обеспечили более тесное сотрудничество, что значительно повысило статус французского образования и исследований в мире [1] (Gao Inshuan, 2012).

Таким образом, формирование кластеров в образовании, происходящее в мире в единстве с кластеризацией во многих других сферах, выступает закономерным проявлением процессов интеграции в современной экономике и стимулирует эффекты масштаба и кооперации.

Образовательные кластеры России – стимуляторы инновационного развития

Образовательные кластеры в России развиваются в рамках общей кластерной политики страны, которая предполагает выделение отраслевых приоритетов для создания кластерных проектов – «точек роста», обеспечения условий для развития кластерных проектов посредством денежно-кредитной, налоговой политики, снятия географических ограничений для кластеров, использования кластерных проектов в качестве пилотов, на которых апробируется эффективность системных мер поддержки предприятий и др.

В настоящее время в России сформировано и реализуется более 110 кластерных инициатив, объединяющих свыше 3 тысяч организаций, охватывающих 1,3 млн рабочих мест [9]. Кластерная политика в стране формируется двумя ведомствами: Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Их деятельность направлена на поддержку инновационных и образовательных кластеров, оказание консультационных и организационных услуг, включая проведение маркетинговых исследований, организацию образовательных, коммуникационных и выставочных мероприятий, информационных кампаний и т.д. В целом кластерная политика в Российской Федерации реализуется в соответствии со Стратегией инновационного развития России до 2030 года и Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [8] (Ou Syaotszyun, 2018).

К 2021году в Российской Федерации сформировано несколько инновационных территориальных кластеров (ИТК) в области биотехнологий, фармацевтики и медицинской техники, которые специалисты относят к образовательным. Законодательно статус «образовательный кластер» в России пока не закреплен. Однако в ряде методических рекомендаций по формированию ИТК, разработанных МЭР РФ, указывается, что ключевым участником кластера должно выступать высшее учебное заведение. Это дает основание рассматривать такие кластеры как образовательные.

С учетом такого подхода к числу инновационных образовательных кластеров Российской Федерации относят кластеры в области биотехнологий, фармацевтики, а также медицинской техники. В их числе такие кластеры, как Калужский фармкластер, г. Калуга и Калужская область; инновационный территориальный кластер «Зеленоград», г. Зеленоград, г. Москва; Инновационный территориальный биотехнологический кластер «Пущино», г. Пущино, Московская область ; биофармкластер «Физтех-ХХ1» – Северный, г. Долгопрудный, Московская область; инновационный кластер «Сибакадемсо-фт», Новосибирская область; кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий, г. Санкт-Петербург; кластер «Медицинская промышленность, новая химия и биотех», г. Москва; МедТехКластер «Южный», г. Москва; «Био-Медико-Технический кластер» – БМТК-ТМ «Техномед», г. Москва; Московский медицинский кластер «Сколково», г. Москва; Московский Инновационный Кластер, г. Москва [2] (Gertsik, 2020). В деятельности этих кластеров принимают активное участие такие ведущие высшие учебные заведения России, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (г. Москва), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Университет ИТМО (г. Санкт-Петербург), Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет и ряд других [3] (Gertsik, Omelchenko, 2020).

Важным представляется то, что в настоящее время запущен план поддержки кластеров инновационно ориентированных территорий, в числе которых кластеры, базирующиеся в регионах ускоренного развития, в том числе в восточных районах России. Всего было сформировано 27 инновационных кластеров [6]. В этих кластерах университеты играют важную роль в стимулировании их развития, и они имеют высокую степень участия в деятельности кластеров.

Примером активно развивающейся площадки для инновационного образовательного кластера является Казанский национальный исследовательский технологический университет, активно проявивший себя во взаимодействии с компаниями нефтегазохимического комплекса, легкой и пищевой промышленности Республики Татарстан [10]. Активно развиваются инновационные кластеры в Сибири, в частности «Алтайский биофармацевтический кластер». В составе этого кластера – ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», (Филиал) ФГБОУ ВПО АЛТГТУ «Бийский технологический институт» и другие университеты и исследовательские учреждения. В Новосибирской области «Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий» также имеет в своем составе ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»;ФГБУН «Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова» СО РАН (НИОХ СО РАН);ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева» и многие другие вузы, научно-исследовательские институты и профессиональные колледжи [12].

Таким образом, инновационные образовательные кластеры в России играют все более важную роль. Именно они дают возможность сочетать деятельность научных коллективов университетов и исследовательских центров, компаний различных отраслей промышленности, инфраструктурных подразделений и государственных структур для достижения общих целей. Деятельность таких кластеров ориентирована как на достижение общего результата в рамках экономики страны, так и на результат в рамках региона, если такой кластер создается на локальном уровне [15] (Titov, 2017). При этом высшие учебные заведения и исследовательские центры благодаря их большому научному потенциалу являются активными участниками процессов создания и внедрения инноваций.

Инновационные кластеры в сфере образования Китая

В Китае инновационные образовательные кластеры развиваются очень быстро, формируя в большинстве регионов динамично растущие агломерации. Они представляют собой структуры, включаемые в механизм стратегического сотрудничества университетов, исследовательских организаций, компаний из разных отраслей, венчурных фондов и других посреднических структур. Именно такое взаимодействие обеспечивает синергетический эффект производства инновационных продуктов, оказания качественных образовательных услуг, реализации сложных исследовательских проектов и программ в сферах самолетостроения, космического оборудования, электроники и телекоммуникаций, фармацевтики и др.

В соответствии с концепцией Министерства науки и технологий КНР перспективы создания инновационных кластеров в Китае связываются, прежде всего, с развитием инновационного потенциала действующих кластеров на основе экономических успехов государственных зон технико-экономического развития и других льготных инновационных образований (технопарки, зоны высоких технологий и др.).

В современных условиях промышленные кластеры Китая достигли высоких производственных результатов и играют значительную роль в индустриальном развитии регионов и страны в целом. На данном этапе перед китайской экономикой стоит задача преобразования «традиционных» промышленных кластеров в инновационные, с широким подключением к ним университетов, колледжей, исследовательских организаций для того, чтобы формируемые инновационно-образовательные кластеры отвечали следующим требованиям.

1. В отличие от инновационных промышленных кластеров инновационно-образовательные кластеры должны производить не только конкурентоспособную, но и радикально новую продукцию, оказывать образовательные услуги высокого уровня, продуцировать технологии, в числе которых компьютерные программные продукты, обучающие программы, интегральные схемы, компьютерное программное обеспечение, продукция биофармацевтики.

2. Инновационно-образовательные кластеры призваны аккумулировать научный и производственный потенциал для создания единой цепочки выпуска принципиально инновационной продукции и вхождения в глобальную сеть интеграции производства и образования на основе применения новых научных, учебных и технико-технологических достижений.

3. В инновационно-образовательном кластере объединяющим фактором служит комфортный инновационный климат, сочетаемый с многообразием форм сотрудничества его участников.

4. Инновационные кластеры в образовательной среде Китая являются главной точкой быстрого роста инновационно ориентированных отраслей и образовательных структур в окружающих их регионах [16].

В качестве примера формирования и развития инновационно-образовательного кластера правомерно обратиться к деятельности шанхайского кластера «Чжанцзян». Он образовался на базе Парка высоких технологий «Чжанцзян», учрежденного специальным решением Правительства КНР. Парк был организован на территории Зоны экономического развития Пудун (по льготам она приравнена к специальной экономической зоне национального масштаба). Начальная площадь парка – 17 кв. км, в настоящее время – 25 кв. км. Центральное правительство и мэрия Шанхая принимают активное организационное участие в деятельности парка. По решению мэрии его экономическая деятельность была переориентирована на «три главных стратегических направления»: интегральные схемы, компьютерное программное обеспечение, биофармацевтика. В состав парка были включены образовательные и научно- исследовательские подразделения. После принятия таких мер экономическая результативность парка резко возросла. В настоящее время в нем работают 120 тыс. чел., в т.ч. 3,4 тыс. докторов наук, 19 тыс. кандидатов наук, 6 тыс. сотрудников, прошедших обучение за рубежом. Резиденты парка участвуют в 216 НИОКР по государственным заказам, в том числе по 129 разработкам в рамках национальной программы «863» (биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, техника освоения Мирового океана), в 17 проектах по госпрограмме «973» (фундаментальные исследования по линии Академии наук КНР) и 4 международных научно-образовательных программах. Здесь размещены Шанхайский синхротронный радиационный комплекс, Биологический белковый центр, Центр обработки данных суперкомпьютеров и др. [17].

Инновационно-образовательный кластер, составляющий часть кластера «Чжанцзян», активно поддерживается правительством Китая. В настоящее время его называют китайской Силиконовой долиной, и данный кластер стремится обладать глобальным влиянием.

В настоящее время в КНР уже создано более 1300 индустриальных и инновационных кластеров [7] (Ksenofontova, 2015). Основными структурами, участвующими в реализации кластерной политики, являются следующие ведущие научные и образовательные учреждения Китая: Китайская академия наук, Китайская академия медицинских наук, Национальный фонд естествознания Китая, Китайская ассоциация науки и техники, а также ведущие университеты Китая, такие как Университет Цинхуа (г. Пекин), Пекинский университет (г. Пекин), Харбинский технологический университет (г. Харбин), Нанкинский университет (г. Нанкин), Даляньский университет (г. Далянь), Южно-Китайский технологический университет (г. Гуанчжоу) и др.

Наиболее известным инновационным образовательным кластером Китая, связанным с биотехнологиями, является технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине. В его состав входят 17 технопарков, специализирующихся на информационных технологиях, «науках о живой природе», авиакосмических технологиях, энергосбережении и других сферах, 39 университетов, более 400 тыс. студентов, 140 исследовательских центров, около 20 тыс. высокотехнологичных компаний и более полумиллиона работников [2] (Gertsik, 2020).

Таким образом, организация масштабной подготовки научных кадров, сосредоточение на качестве НИОКР, совершенствование механизма международного информационного обмена по инновационным достижениям отражают результат роста числа и эффективной деятельности крупных инновационно-образовательных кластеров Китая, признаваемых во всем мире.

Перспективы взаимодействия инновационно-образовательных кластеров России и Китая

Взаимодействие образовательных кластеров России и Китая представляется весьма желательным в связи с тем, что это расширяет возможности постоянного обмена информацией, передачи опыта и знаний, технологий организации учебного процесса, доступа к идеям, знаниям, технологиям, компетенциям и др. Такое взаимодействие, базирующееся на сформировавшихся в XX веке традициях и опыте организации образования китайской молодежи в Советском Союзе, совместных научных советско-китайских и российско-китайских научных конференциях, выполняемых проектах в области создания и внедрения инноваций, сформировавшихся библиотеках и т.д. в XXI веке расширяет возможности сетевого взаимодействия, рост академической мобильности студентов и преподавателей, повышение известности ученых вузов обеих стран. Весьма перспективными для развития российско-китайских отношений в сфере новых совместных проектов в области создания и внедрения инновационных технологий в образовании, представляются такие подходы, которые будут выгодны обеим странам, станут способствовать их экономическому росту, совершенствованию образования, науки, совместной проектной деятельности, содействовать коммерциализации инновационных зарубежных и отечественных разработок.

Как представляется, весьма перспективными являются транснациональные инновационные образовательные кластеры с широкой сетью образовательных и научных связей, а также сетевые университеты и совместные образовательные учреждения. Опыт создания таких кластерных образований, в которые включены образовательные и исследовательские структуры как со стороны России, так и Китая, уже есть [5] (Gurulyova Bedareva, 2019).

Благодаря совместным инициативам высших учебных заведений обеих стран предлагается формирование кластеров, которые предполагается называть международные инновационные образовательные кластеры (МИОК). На первоначальном этапе формирования МИОК (определение структуры, участников, программы развития, портфеля форм и видов обучения, а также первоначальных совместных проектов) важную роль могут играть уже существующие ассоциации высших образовательных учреждений, в которые по тем или иным позициям входят крупнейшие университеты российского Дальнего Востока: Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток), Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск); и восточной части Китая, в т.ч. Харбинский технологический университет (г. Харбин).

Кроме того, могут возникать разнообразные партнерства с другими вузами как со стороны российских университетов и научных центров, так и китайских, что является взаимовыгодным сотрудничеством. Ибо обе стороны получают возможность формировать учебные программы, практики студентов, исследовательские проекты, исходя из реальных потребностей рынка обеих стран. Такая схема сотрудничества уже сложилась в ряде отраслевых исследований, например, отмечается высокий уровень научных разработок в сферах энергосбережения и создания новых материалов. Однако в области информационно-коммуникационных технологий и биотехнологических отраслей подобные взаимодействия пока развиваются недостаточно активно, притом что потребность в них очевидна.

Основными преимуществами, которые будут обеспечиваться в рамках МИОК (с участием России и Китая) при вхождении в них учебных заведений, научных центров, инновационных технологических структур, представляются следующие:

1. Достижение всеми их участниками более высокого уровня образования, исследовательской результативности в связи с наращиванием объемов знаний и скорости их распространения, генерации новых идей формирования межвузовских и межфункциональных команд, обеспечения ускоренного создания и внедрения инноваций, снижения расходов на их коммерциализацию.

2. Снижение инновационных и технологических рисков. Кластеры, как правило, снижают затраты на бизнес-решения, поскольку проявляется эффект интеграции и кооперации.

3. Расширение возможностей академической мобильности студентов, преподавателей, научных работников, выполнения ими крупных совместных проектов, выхода на МИОК стран Европы, Северной Америки и др.

4. Наращивание позитивного потенциала имиджа вузов и исследовательских структур, входящих в международные инновационные российско-китайские образовательные кластеры, укрепление их позиций в мировом образовательном пространстве.

Заключение

Важность результатов проведенного исследования заключается в обобщении многообразных процессов формирования и функционирования инновационных образовательных кластеров, ориентированных на модернизацию образования в разных регионах мира и осуществление предопределяемого данным процессом согласованного развития инноваций во многих отраслях экономики. Совместное использование технологий, ресурсов, информации и др. и выстраиваемое на этой базе научно-исследовательское сотрудничество, ускоренно развивающееся продвинутое вузовское образование, инновационные производства и обслуживающие структуры, действующие в кластере, способствуют совершенствованию и гармонизации деятельности как каждой из составляющих кластера, так и инновационного кластера в целом. С другой стороны, эффект воздействия образовательных кластеров обеспечивает техническую поддержку для экономического развития регионов и стран в целом. Высокие требования к функционированию инновационных образовательных кластеров обусловливают эффективные взаимодействия, стимулирующие общую синергию и стремление к продуктивной динамике.

Такой подход к стимулированию развития инновационных образовательных кластеров, выявленный на примере ряда кластеров России и Китая, показал, что они становятся ведущей силой в развитии не только образования, но и многих высокотехнологичных производств, реальной силой для стимулирования региональных инноваций. Это стимулирует нарастание экономического, социального, технико-технологического эффекта от создания интегрированных структур в форме инновационных образовательных кластеров, несмотря на имеющиеся и возникающие новые ограничения в мировой экономике, связанные с пандемией коронавируса.

В качестве общего заключения правомерен вывод, основанный на позитивной оценке реального опыта создания международных инновационных образовательных российско-китайских кластеров, формируемых для выполнения совместных образовательных, исследовательских и инновационных проектов: реализация таких кластеров весьма целесообразна как в сфере образования, так и в области высоких технологий. В их числе: средства информатизации (в т.ч для учебных процессов), фармацевтика (в т.ч. лекарства китайской медицины и препараты сибирской фармацевтики), электроника и телекоммуникационное оборудование, оборудование для компьютерных сетей, медицинское и измерительное оборудование, программное обеспечение массового применения. Интеграционный подход, в т.ч. при активном участии, например, Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией, позволит сформировать межотраслевые, научные, образовательные, производственные и информационные связи с учетом самых современных мировых тенденций в развитии образования, техники и технологий, осуществлении внедрения и коммерциализации инноваций.


Источники:

Гао Иншуан. От концентрации к совершенству: исследование французской кластерной организации высшего образования// Образовательное исследование Университета Цинхуа.–2012.– С. 64-70.(на китайском)
2. Герцик Ю.Г. Роль высших учебных заведений России и Китая в развитии инновационных образовательных кластеров // Экономика науки.- 2020. Т6. – №4 – С.225-235.
3.Герцик Ю.Г., Омельченко И.Н. Инновационный менеджмент в медицинской промышленности – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2020.-190 с.
4. Гордашникова О. Ю., Кехян М. Г. Образовательный кластер как неотъемлемый элемент инновационной политики региона //Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2019. – №. 2. – С. 43-49.
5. Гурулёва Т.Л., Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. 28(4) – С. 108-123.
6. Инновационные кластеры.URL:https://cluster.hse.ru/innovative_clusters#NPA (Дата обращения: 24.01.2021).
7.Ксенофонтова О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015.№2 (42). – С.39.
8. Оу Сяоцзюнь. Исследование развития университетских кластеров высокого уровня в районе Большого залива мирового класса: на примере Нью-Йорка, Сан-Франциско и Токио // Журнал Сычуаньского университета науки и технологий (издание по социальным наукам).– 2018.– 33.–С.83-100.(на китайском)
9. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ (2020) / Минэконом развития России. URL: http://economy.gov.ru/en/home. (Дата обращения: 22.01.2021)
10. Паспорт образовательного кластера ФГБУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет в сферах: нефтегазохимического комплекса, легкой промышленности, пищевой промышленности Республики Татарстан. URL:https://www.kstu.ru/article.jsp?id_e=31690 (Дата обращения: 22.01.2021).
11. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Пер с англ.-М. :Альпина Бизнес Букс. 2006. – С .98-100.
12. Постановление №293 от 13 апреля 2011 г. "О создании НОК КГАСУ".URL:https://www.kgasu.ru/education/claster/docs.php (Дата обращения: 23.01.2021).
13.Сущность кластера [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80&oq=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80+&aqs=chrome.0.69i59j0i433j0l3j0i395l3.5845j1j15&sourceid=chrome&ie=UTF-8 (Дата обращения:16.01.2021).
14. Сюй Чанцин, Го Конгшэн. Развитие кластеров высшего образования в районе Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао: международный опыт и политические инновации // Исследование высшего образования. – 2019.– С. 5-13.(на китайском).
15. Титов Д.К. (2017) Кластерная политика выходит на новый уровень // Экономика и жизнь. № 27(9693). URL:https://www.eg-online.ru/article/350131(Дата обращения: 24.01.2021).
16.Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет выпустили документ «Модернизация образования в Китае 2035».URL:http://www.gov.cn/zhengce/2019-02/23/content_5367987.htm (дата обращения: 27. 01.2021).
17. Шанхайская зона высокотехнологичного промышленного развития Чжанцзян (2020) / Baike. URL: https:// baike.baidu.com/item/ (дата обращения: 27. 01.2021).
18. Porter M.E. Towards a Dynamic Theory of Strategy // Strategic Management Journal. 1991. 12(Win-ter Special Issue).С. 95-98.
19. Wu H, Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization // Journal of Studies in International Education.2018. 22(3) – С. 259-277

Страница обновлена: 26.03.2024 в 14:17:39