Межведомственное взаимодействие и цифровые технологии: взаимные детерминанты развития качества медицинской помощи и реабилитации населения
Сертакова О.В.1, Дзюба Н.А.2, Сухинина И.В.3
1 Министерство здравоохранения Московской области
2 Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения
3 ГКУЗ «ЦМИ МЗ МО»
Ключевые слова:
медицина, цифровизация, e-health care, удаленные сервисы помощи, эффективность, инфраструктурное обеспечение, дистанционная диагностикаJEL-классификация: I10, I18, O31, O33

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Введение. Идея создания удаленной системы медицинской помощи всегда занимала умы человечества, т.к. в жизни человека часто бывали случаи, когда физический контакт медицинского работника и пациента по определенным причинам невозможен [1; 3].
Первые попытки оказания удаленной медицинской помощи исторически совпали с изобретением средств передачи данных на расстояние без физического присутствия человека, а именно телеграф, который был впервые использован во время Гражданской войны в США, а после изобретения радио телемедицина получила новый драйвер для роста и качественной трансформации. [16; 17].
Основные вехи развития телемедицины от середины XIX века до наших дней приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные этапы развития телемедицины в мире
Хронологический
этап
|
Характеристика состояния развития телемедицины
|
1. ?
– сер. XIX
в.
|
Технология
реализации:
почта, личные отправления через курьера или фельдъегеря.
Характеристика телемедицины: передача письменных жалоб пациента врачу, рекомендаций, рецептов, лекарств. Преимущества / недостатки: преимуществ не отмечено; недостатки заключаются в субъективности оценки пациентом своего состояния, высокая вероятность врачебной ошибки, фактор риска длительности доставки письменных отправлений или их кражи или иного умышленного или случайного уничтожения, порчи. |
2. 1835
г.
|
Технология
реализации:
Телеграф.
Характеристика телемедицины: передача информации между врачом и пациентом с помощью телетайпа, что значительно ускорило обмен информацией. Преимущества / недостатки: – скорость обмена информацией стала гораздо выше; |
Хронологический
этап
|
Характеристика состояния развития телемедицины
|
|
–
возможность оперативно задать уточняющие вопросы;
– раскрытие врачебной тайны;
– публичность переписки; – привязанность врача и пациента к публичной точке телеграфного сервиса. |
3. 1906
г.
|
Технология
реализации:
Телефон.
Характеристика телемедицины: прямая связь врача и пациента с помощью телефона. Передача электрокардиограмм по телефонным сетям. Преимущества / недостатки: – обмен информацией в формате живого общения; – повышение точности диагностирования заболевания или проблемы; – возможность неотложной помощи; – низкая приватность бесед; – сложность ведения медицинских записей. |
4. 1920
г.
|
Технология
реализации:
Радио.
Характеристика телемедицины: оказание медицинской помощи с помощью радио путем трансляции указаний от врача конкретным пациентам или группе лиц. Создание Института Церкви моряков Нью-Йорка (Seaman’s Church Institute of New York) – первой в истории специализированной организации по оказанию удаленной медицинской помощи корабельным командам в независимости от их удаленности от места локации церкви. Преимущества / недостатки: – масштабируемость охвата пациентов; – развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения; – сложность оказания индивидуальной помощи; – сложность оценки медицинского эффекта; – высокая вероятность врачебной ошибки |
4. 1950
– 1960 гг.
|
Технология
реализации:
Телевидение.
Характеристика телемедицины: развитие революционной идеи трансляции медицинских передач для обучения врачей или оказания самопомощи пациентам с помощью телевидения, в дальнейшем развитие индивидуальных TV-каналов связи между медицинскими учреждениями для оказания помощи коллегам. Преимущества / недостатки: – масштабируемость охвата пациентов; – развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения; – развитие идеи видеосвязи; – высокая стоимость и техническая сложность реализации. |
5. 1967
– 1980 гг.
|
Технология
реализации:
Видеоконференции.
Характеристика телемедицины: оказание групповой и индивидуальной помощи с помощью сеансов видеосвязи. |
Хронологический
этап
|
Характеристика состояния развития телемедицины
|
|
Возможность
реализации индивидуальных сеансов видеосвязи.
Преимущества / недостатки: – масштабируемость охвата пациентов; – развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения; – развитие идеи видеосвязи; – высокая стоимость оказания услуг; – доступность такого сервиса была только в крупных городах. |
6. 1990
– наст. вр.
|
Технология
реализации:
Интернет.
Характеристика телемедицины: мультифункциональные комплексы индивидуальной и групповой медицинской помощи через инфраструктурные сервисы, платформы, индивидуальные гаджеты по широкому (более 20 направлений) кругу врачебной специализации. Преимущества / недостатки: – масштабируемость охвата пациентов; – развитие системы превентивного предупреждения заболеваний путем информирования общественности о неблагоприятных явлениях, наличии угрозы заражения; – низкая стоимость оказания услуг; – повсеместная доступность сервиса; – сокращение риска распространения заболеваний из‑за физической изоляции пациента. |
Результаты исследований. Несмотря на достаточно долгий исторический путь, рождение современной цифровой медицины связано с принятием в мае 2005 г. на заседании Пятьдесят восьмой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения резолюции WHA58.28 по электронному здравоохранению (eHealth) [10]. Именно данным документом открывается новая эра организации системы здравоохранения в мире через масштабное внедрение информационно-компьютерных технологий и сервисов в операционные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, оказанию комплекса медицинских и санитарных услуг, а также методологическому реформированию всего комплекса системы здравоохранения как в мире, так и в странах, подписавших данную резолюцию.
Вторым значимым этапом, подтвердившим решительность намерений Всемирной организации здравоохранения, является выпуск в 2013 г. совместно со специалистами Международного союза электросвязи Методического руководства по национальной стратегии в области электронного здравоохранения, целью которого является консультация при разработке национальных программ электронного здравоохранения, включая механизмы мониторинга эпидемиологических угроз и развития системы раннего реагирования на биологические и техногенные угрозы здоровью нации [2, c. 111].
Третьей вехой, подтвердившей важность развития цифровой медицины как нового формата сферы здравоохранения, является пандемия коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19), который обострил проблему физического контакта пациентов и врачей, а также ввиду масштабности и скорости распространения обнажил проблемы кадрового дефицита и недостаточности медицинской инфраструктуры даже в развитых странах.
Очевидным примером успеха развития цифровой медицины является скорость диагностики и раннего предупреждения об угрозе здоровью: так, в 2002 г. Китаю понадобилось примерно 8 месяцев для подтверждения эпидемии (а это целый комплекс работ, включающий анализы, диагностику, построение сценариев развития болезни) атипичной пневмонии, вызванной вирусом SARS; в 2019 г. информация о вспышке эпидемии коронавирусной инфекции стала известна специалистам ВОЗ уже через 7 дней [3, c. 68-69].
Интерес к развитию цифровой медицины базируется не только на возрастающих угрозах пандемии различных вирусов, ухудшении экологической обстановки. В данном вопросе есть и положительные мотиваторы, связанные с растущей ответственностью индивидов за свое здоровье и здоровье своих близких и детей. Согласно данным исследования по операциям Клинической и климатологической ассоциации Америки [1] основными драйверами спроса на цифровую медицину являются:
– стремительно развитие базы научных и практических знаний в области медицинской помощи, которые необходимо масштабировать и сделать общедоступными для всех стран;
– рост мобильности пациентов, связанных с их активной миграцией по планете, а значит, рост угроз привнесения в национальную среду инородных заболеваний и вирусов;
– развитие систем мобильного сбора данных (мобильные устройства для диагностики и мониторинга становятся новыми источниками статистических медицинских данных);
– рост продолжительности жизни населения, развитие механизмов поддержания жизненной активности у индивидов пенсионного возраста, увеличение числа «стареющих пациентов»;
– повышение сознательности молодежи в вопросах здоровьесбережения, популяризация идей здорового образа жизни, активное вовлечение пациентов в систему превентивной медицины [11; 12].
На следующем этапе рассмотрим мировой опыт развития цифровой медицины в разрезе наиболее развитых стран и дадим критический обзор приоритетам в данной сфере (таблица 2).
Таблица 2 – Мировой опыт развития цифровой медицины в разрезе наиболее развитых стран
Страна
|
Характеристика государственной программы развития
цифровой медицины
|
1.США
|
Наименование
государственной программы:
Электронное правительство, субпрограмма – Единая информационная система
в области здравоохранения.
Объем финансирования: 21,6 – 43,2 млрд долл. США. Срок реализации программы: 2016 – 2020 гг., возможно продолжение до 2022 г. Приоритеты программы: – виртуальный паспорт состояния здоровья пациента (EHR); – развитие облачной инфраструктуры обмена данными о пациентах между штатами, а также региональная интеграция центров медицинской информации (RHIOs); – создание единой федеральной базы знаний по наиболее острым хроническим болезням, а также эпидемиям (например, база знаний по COVID-19); |
Страна
|
Характеристика государственной программы развития
цифровой медицины
|
|
–
электронный обмен данными при формировании справок и медицинских
заключений (например, трудоустройство, получение водительского
удостоверения).
|
2. Великобритания
|
Наименование
государственной программы:
NHS Connecting for Health.
Объем финансирования: 25 млрд долл. США. Срок реализации программы: 2012 – 2015 гг. (1-ый этап); 2016 – 2020 гг. (второй этап); 2021 –? (третий этап). Приоритеты программы: – развитие электронного документооборота госпиталей со страховыми компаниями; – разработка систем искусственного интеллекта для мониторинга состояния здоровья и биоритмов лиц, чьи профессии сопряжены с повышенным риском (полиция, пожарно-спасательные службы, врачи); – система удаленной диагностики состояния здоровья лиц с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями. |
3. ЕС
|
Наименование
государственной программы:
NHS E-health Care
Объем финансирования: 317 млн EUR. Срок реализации программы: 2014 – 2020 гг. (1-ый этап); 2021 – 2023 гг. (второй этап). |
4. Китай
|
Наименование
государственной программы:
Здоровый Китай 2030.
Объем финансирования: 4250 млн долл. США Срок реализации программы: 2020 – 2025 гг. (1-ый этап); 2026 – 2030 гг. (второй этап). Приоритеты программы: – развитие системы цифровых датчиков диагностики состояния заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей; – льготная продажа систем диагностики сердечно-сосудистых заболеваний у лиц в возрасте 30 – 40 лет; – развитие системы электронных амбулаторных карт; – развитие системы цифровых страховых полисов. |
По данным аналитических исследований, проведенных специалистами Forrester Research и MarketsandMarkets [2] объем мирового рынка цифровой медицины в начале 2020 года оценивался в $25,4 млрд долл. США, а к 2025 году ожидается увеличение до рекордных $55,6 млрд долл. США. (рисунок 1).
Рисунок 1 – Объем мирового рынка цифровой медицины, млрд долл. США
Примечание – Источник: составлено автором по данным [11 – 13].
Сегодня мировое сообщество наметило в качестве приоритетов технической коллаборации медицинской сферы и информационных технологий следующие векторы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Мировые приоритеты развития цифровой медицины
Примечание – Источник: составлено автором по данным [14].
Рассмотрим более подробно достижения мирового сообщества в вопросе инструментального обеспечения цифровой медицины и конкретных разработок, которые применяются сегодня в сфере здравоохранения.
1. Цифровые платформы формата «Врач – Пациент» (Doctor on Dema-nd, YourDoctor,)
[Ведущие компании-разработчики в мире: Activbody; Akili; Rx. Характеристика продуктов: облачные платформы для организации онлайн связи врача с пациентом. Сервис поддерживает 37 направлений специализации врачей, имеется опция кросс-консультаций с 5 врачами одновременно, доступна функция онлайн записи, а также back-office для консультаций врачей между собой без прекращения приема пациента. Начиная с 2021 г. планируется синхронизация страховых полисов и банковских карт для оплаты отдельных медуслуг.]
2. Цифровые платформы «Врач – Врач» (OnDoc, Double Mind)
[Ведущие компании-разработчики в мире: Care Innovations (США); Cerner Corporation (США). Характеристика продуктов: профильные социальные сети или интернет-группы для врачей всех направлений для проведения совместных консультаций, организации корпоративного обучения, обмена информацией и данными, участия в режиме онлайн в медицинских операциях. Вся система строится с учетом 128-битного шифрования данных, все файлы хранятся в облачных хранилищах с применением блокчейн-технологии, что делает их практически неуязвимыми для возможных атак.]
3. Профилактика заболеваний и дистанционный мониторинг (PulseCare, SugarLife)
[Ведущие компании-разработчики в мире: Medvivo Group (Великобритания); GlobalMedia Group (СЩА); Aerotel Medical Systems (Израиль). Характеристика продуктов: реализация диалоговых площадок людей, страдающих хроническими заболеваниями (астма, сахарный диабет, онкологические заболевания, высокое артериальное давление), через систему удаленного мониторинга маркеров с помощью встроенных датчиков (глюкометры) или носимых трекеров (фитнес-часы). Система является бесплатной, но доступа только по регистрации врача. Имеется опция связи с экстренной медицинской помощью.]
4. Системы электронного документооборота
[Ведущие компании-разработчики в мире: AMD Global Telemedicine (США); American Well (США). Характеристика продуктов: разработка индивидуальных или типовых решений в части автоматизации документооборота в рамках медицинского учреждения или между ними с целью сокращения рутинной работы медперсонала. Типовой набор включает в себя эклектронную регистрацию пациента, электронную мелицинскую карту, электронный рецепт с контролем использования, аналитику эффективности врачебных решений.]
Что касается развития цифровой медицины в России, то следует начать с вопроса государственного регулирования данной сферы. Официальный старт для развития телемедицины как нового вида оказания медицинской помощи начинается с принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 N 242-ФЗ [3]. Такое хронологическое отставание России от мировых практик объясняется следующими причинами:
– сравнительно низкий уровень качества жизни и благосостояния населения (по данным агентства Legatum Prosperity Index Россия занимает 61 место среди стран мира по уровню благосостояния населения) [4];
– географически широкая область, где затруднен доступ или полностью недоступны средства мобильной связи и интернет, при этом востребованность в таких инструментах является очевидной, т.к. физическое медицинское обслуживание возможно только ограниченное время (например, регионы крайнего севера, населенные пункты в тайге и тундре). По данным Росстата только 56 % процентов населения страны использует мобильные устройства для получения медицинских услуг, а 20 % вообще не пользуются интернетом);
– наличие бесплатного медицинского сервиса, достаточно широкий круг льготных и бесплатных услуг в т.ч. в области хирургии и протезирования;
– консервативность менеджмента медицинских учреждений и низкая техническая оснащенность самих медучреждений.
В настоящее время в России реализуется проект «Создание единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ», который является частью общенационального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. 28.07.2017 г. за № 1632-р) [5]. Сегодня в состав рабочей группы входят более 135 экспертов, включая такие персоналии, как М.Ю. Самсонов (директор медицинского департамента АО «Р-Фарм»), О.Э. Карпов (генеральный директор Пировговского центра ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова», Министерство здравоохранения РФ); О.В. Симаков (генеральный директор ООО «Технологии моделирования здоровья») [6]. Несмотря на объективное отставание во времени на территории РФ уже действуют ряд медицинских сервисов, которые де-факто и являются инструментами телемедицины, хотя по юридическим причинам и не могут быть признаны таковыми в полной мере (рисунок 3).
Рисунок 3 – География телемедицины в РФ (2020 г.)
Примечание – Источник: [15].
На следующем этапе рассмотрим динамику развития рынка телемедицины в России на интервале 2019 – 2025 гг. Фактической точкой отсчета берется 2019 г., т.к. ранее официального рынка телемедицины просто не существовало, а прогноз был построен с применением скользящей средней (таблица 3).
Таблица 3 – Объем рынка телемедицины России в 2017 – 2025 гг.
Показатели
|
Фактические данные
|
Прогнозные данные
| |||
2017-2018 г. (оценка)
|
2019 г.
|
2021 г.
|
2023 г.
|
2025 г.
| |
1. Количество услуг рынка, тыс. ед.
|
290
|
650,0
|
1459
|
1660
|
1872
|
2 Объем инвестиций, млрд руб.
|
2,4
|
1,5
|
6
|
24
|
96
|
Согласно данным VEB Ventures (дочерней компании ВЭБ.РФ) рынок телемедицины РФ ожидает бурный рост и к 2025 г. его совокупный объем вырастет с 2,4 млрд руб. инвестиций в 2017 – 2018 гг. до 96,0 млрд руб. в 2025 г. [7]
В заключение рассмотрим ключевые сервисы телемедицины, доступные гражданам РФ уже сегодня, и дадим их характеристику функциональному наполнению (таблица 4).
Таблица 4 – Ключевые сервисы телемедицины РФ и характеристика их функционала
Наименование
сервисного продукта
|
Характеристика
сервиса телемедицины
|
1. OnDoc
|
Дата запуска
сервиса: март
2015 г.
Администратор сервиса: А. Константинов, облачный сервис Apple Health. Характеристика сервиса: электронный менеджер обращений пациента к врачу с функциями ведения электронной медицинской карты, возможностью онлайн записи, пакетом для формирования выписок. Охват медицинских учреждений – более 150 клиник и медицинских центров, в т.ч. 12 – клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах. |
2. Яндекс.
Здоровье
|
Дата запуска
сервиса: 7
ноября 2016 г.
Администратор сервиса: Яндекс. Характеристика сервиса: полнофункциональный сервис для онлайн консультаций врачей с пациентами. доступно ведение медицинской карты, онлайн расшифровка анализов, формы для выгрузки выписок, служба экстренного вызова медицинской помощи. Опция навигации пациентов по |
Наименование
сервисного продукта
|
Характеристика
сервиса телемедицины
|
|
специализации
врачей, поддержка медперсонала при нахождении пациента за рубежом
или при транспортировке тяжелобольных пациентов.
Охват медицинских учреждений – более 1750 клиник и медицинских центров, в т.ч. 612 – клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах. |
3. Сберздоровье
|
Дата запуска
сервиса:
17.06.2020 г.
Администратор сервиса: Сбермед ИИ, лаборатория ИИ Сбера. Характеристика сервиса: федеральный онлайн сервис телемедицины с дифференцированными пакетами услуг: «Диагностика», «Лечение», «Услуги медицинского транспорта», «Биологическая опасность», «Ветеринарные услуги», включающий более 4000 клиник и 1980 ветеринарных центров по всей России. Имеется личный кабинет пациента с возможность импорта /экспорта медицинской информации, вызова экстренной медицинской помощи и онланй страхования, в т.ч. при нахождении за рубежом. Охват медицинских учреждений – 4157 клиник и медицинских центров, в т.ч. 2879 – клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах. |
4. Доктор рядом
|
Дата запуска
сервиса:
10.04.2018 г.
Администратор сервиса: сеть клиник в г. Москва «Доктор рядом». Характеристика сервиса: ведение в цифровом формате Карты здоровья – подробный отчет о диагностике здоровья пациента с указанием подробных рекомендаций, разработкой индивидуального плана корректирующих мероприятий, плана питания, режима дня. В рамках сервиса доступны узконаправленные пакеты «Мои дети», «Управление стрессом», «Здоровая еда», «Женское здоровье». С 2020 г. реализуется специальная медицинская программа «Золотой возраст» для лиц пенсионного возраста и старше. Имеется личный кабинет пациента с возможность импорта /экспорта медицинской информации, вызова экстренной медицинской помощи и онланй страхования, в т.ч. при нахождении за рубежом. Охват медицинских учреждений – 129 ед. в г. Москва и Санкт-Петербург, в т.ч. 46 ед. клиники-партнеры с прямой передачей данных в облако для хранения данных о пациентах. |
Как видно из представленного обзора практически все сервисы ориентированы преимущественно на консультационные услуги, и только Доктор Рядом, Яндек. Здоровье, Сберздоровье обладают более развитыми решениями в части объединения физических сервисов оказания медицинской помощи и виртуального консультирования. Вместе с тем, успех телемедицины подтверждается ростом спроса и клиентских баз виртуальных платформ, особенно с учетом пандемии коронавирусной инфекции, приведшей к определенному локдауну плановой медицинской помощи, что говорит в пользу данного вектора развития и роста его актуальности в ближайшие годы.
Второй существенной проблемой развития телемедицины является законодательная неурегулированность вопроса о возможности оказания полноценной медицинской помощи через цифровые продукты и платформы. Практически все расширенные сервисы из представленного выше списка используют неоднозначности в трактовке Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 08.12.2020 N 429-ФЗ) [8] и таким образом расширяют свои функциональные возможности, добавляя смежные медицинские услуги в цифровой портфель (например, онлайн расшифровка анализов) [4; 6].
Третьей существенной проблемой является инфраструктурная слабость сервисов телемедицины: по данным аналитиков EverCare [9] более 90,0 % всех цифровых платформ не могут реализовать механизм ведения пациента полного цикла несмотря на то, что в последней версии закона целью телемедицины является именно постановка диагноза и назначение соответствующего лечения [5; 7].
Причина лежит в отсутствии у большинства сервисов собственной материально-технической базы для проведения лабораторных исследований, оказания профильной медицинской помощи и диагностических услуг. Их деятельность больше носит посреднический характер и базируется на заключенных долгосрочных контрактах с профильными медицинскими учреждениями [7; 8].
Заключение.
Проведенное научное исследование по вопросу кооперации и цифровых технологий в сфере оказания медицинской помощи и реабилитации населения показало, что в России, по сравнению с зарубежными странами имеется ряд организационно-правовых и регулятивных проблем, которые значительно сокращают потенциал телемедицины как новой формы организации медицинской помощи.
Вместе с тем объективные причины в лице пандемии коронавируса, географически сложной территории страны и социальных процессов в части старения и ухудшения общего благополучия населения позволяет сделать вывод, что вопрос развития телемедицины будет оставаться злободневным и актуальным на самом высоком уровне. И уже сегодня, несмотря на сложности и барьеры бюрократического аппарата сферы здравоохранения, частные компании показывают отличный рост и устойчивый спрос со стороны клиентов на услуги цифрового медицинского обслуживания.
[1]Challenges and Opportunities Facing Medical Education –https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC3116346/
[2] iDoctor на связи: телемедицина завоевывает мир – https://smart-lab.ru/blog/638124.php
[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221184/
[4] История и дальнейшее развитие телемедицины – https://vc.ru/flood/40404-istoriya-i-dalneyshee-razvitie-telemediciny
[5] http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
[6] https://www.kmis.ru/blog/o-proekte-tsifrovoe-zdravookhranenie/
[7] Перехожу на прием: Российская телемедицина начала развиваться гигантским темпами на фоне пандемии – https://rg.ru/2020/09/07/kak-razvivaetsia-rynok-telemediciny-v-rossii.html
[8] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
[9] Телемедицинские сервисы в России – https://evercare.ru/sites/default/files/2020-09/2_544505578434 3832629.pdf

Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Владзимирский А.В. Первичная телемедицинская консультация «Пациент-врач»: первая систематизация методологии // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. – 2017. – № 2(4). – c. 109-121.
3. Зингерман Б.В. и др. О телемедицине «пациент-врач» // Врач и информационные технологии. – 2017. – № 1. – c. 61-79.
4. Лямина Л.П. и др. Информационно-коммуникативные технологии как основа персонализированной терапии // Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний. – 2015. – № 7. – c. 23-31.
5. Мелекин В.Л. Социальные инновации: сущностное содержание и формы проявления в посткоронавирусную эпоху // Экономика и экология территориальных образований. – 2020. – № 2. – c. 43-49. – doi: 10.23947/2413-1474-2020-4-2-43-49 .
6. Мелик-Гусейнов Д.В. и др. Телемедицина: нормативно-правовое обеспечение, реалии и перспективы применения в отечественном здравоохранении // Экспериментальная и клиническая урология. – 2019. – № 1. – c. 4-10. – doi: 10.29188/2222-8543-2019-11-1-4-10 .
7. Федоров В.Ф., Столяр В.Л. Персональная телемедицина. перспективы внедрения // Врач и информационные технологии. – 2020. – № 2. – c. 36-44. – doi: 10.37690/1811-0193-2020-2-36-44 .
8. Федоров В.Ф. Телемедицина: кого, чему и как учить // Врач и информационные технологии. – 2018. – № 4. – c. 34-45.
9. Kim J., Alanazi H., Daim Т. Prospects for Telemedicine Adoption: Prognostic Modeling as Exemplified by Rural Areas of USA // Foresight and STI Governance. – 2015. – № 4. – p. 32-41. – doi: 10.17323/1995-459X.2015.4.32.41.
10. Электронное здравоохранение как фактор повышения качества и доступности медицинского обслуживания населения. Дом прессы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dompressy.by/2014/11/20/elektronnoe-zdravooxranenie-kak-faktor-povysheniya-kachestva-i-dostupnosti-medicinskogo-obsluzhivaniya-naseleniya (дата обращения: 09.12.2020).
11. Цифровизация сделает здравоохранение эффективным. Рбк+. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/issue/5f71819e7a8aa9e638b31c48 (дата обращения: 11.12.2020).
12. Перекопская В. Цифровизация здравоохранения: основные тренды. VC.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/future/159546-cifrovizaciya-zdravoohraneniya-osnovnye-trendy (дата обращения: 10.12.2020).
13. Глобальная информатика в здравоохранении: облачные технологии. Блог компании RUVDS.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/486804 (дата обращения: 12.12.2020).
14. 5 главных тенденций технологий цифровой медицины: аналитический обзор. EverCare. [Электронный ресурс]. URL: https://evercare.ru/news/5-glavnykh-tendenciy-tekhnologiy-cifrovoy-mediciny (дата обращения: 07.12.2020).
15. Телемедицинские сервисы в России: аналитический обзор. EverCare. [Электронный ресурс]. URL: https://evercare.ru/sites/default/files/2020-9/2_5445055784343832629.pdf (дата обращения: 13.12.2020).
16. Dudin M.N., Sertakova O.V., Frolova Е.Е., Katsarskiy M. I., Voykova N.A. Methodological approaches to examination of public health based on the «National Health Quality Indicator» model // Quality – Access to Success. – 2017. – № 159. – p. 71-79.
17. Dudin M.N., Sertakova O.V., Frolova Е.Е., Artemieva J.A., Galkina M.V. Development of methodological approaches to assessing the quality of healthcare services // Quality – Access to Success. – 2017. – № 158. – p. 71-78.
Sertakova, O.V., Dzyuba, N.A., & Sukhinina, I.V. (2021) Inter-firm cooperation and digital technologies: mutual determinants of the development of the quality of medical care and rehabilitation of the population. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya, 11(1), 29-46. doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111621 (in Russian)