Особенности деятельности предпринимательских конгломератов в современных условиях

Фирсенко Д.В.1
1 Высшая Школа Экономики "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов", Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Фирсенко Д.В. Особенности деятельности предпринимательских конгломератов в современных условиях // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3479-3492. – doi: 10.18334/ce.14.12.111392.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691245

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности предпринимательского конгломерата как субъекта стратегического управления. Проведена классификация конгломератов по качеству их восприятия. Выявлены особенности деятельности конгломератов в условиях трансформации системы управления, в том числе, структура капитала, состав владельцев, конфигурация системы управления. По каждой особенности выделены наиболее важные элементы и формы проявления. Указаны приоритетные способы формирования капитала конгломерата, а также их положительные и отрицательные аспекты. Разработан алгоритм формирования капитала предпринимательского конгломерата для решения совместных задач. Показаны отличия предпринимательского конгломерата от корпорации. Определены приоритетные задачи, стоящие перед лицами, принимающими решения при разработке стратегии конгломерата. Предложены факторы, которые становятся драйверами роста и определяют глобальную конкурентоспособность участника экономики, а также мотивы глобальной конкуренции. Описаны два крайних состояния конфигурации системы управления, которые определяются составом владельцев и отношениями в процессе принятия решений

Ключевые слова: предпринимательский конгломерат, принятие решений, распределение ответственности, глобальная конкурентоспособность, конфигурация системы управления, капитал конгломерата

JEL-классификация: L26, M21, M29



Введение

Активная деятельность предпринимательских конгломератов в экономиках многих стран обусловлена ужесточением конкурентной борьбы, которая на глобальном уровне вытеснила за пределы конкурентного поля индивидуальный мелкий и средний бизнес. Место осталось исключительно для крупных структур, корпоративного или конгломератного типа. Целью исследования является выявление основных особенностей деятельности предпринимательских конгломератов в современных экономических условиях трансформации требований глобальной конкуренции.

Консолидация усилий более свойственна для западной модели развития бизнес-структур. На территории стран СНГ понятие «консолидация» обусловлено, по большей мере, размерами компаний, нежели структурой их капитала, составом владельцев, конфигурацией системы управления. На наш взгляд, данные критерии являются решающими для определения особенностей совместного бизнеса в предпринимательстве. То есть предпринимательский конгломерат представляет собой организационную модель, имеющую определенные особенности и параметры оценки.

Научная новизна исследования состоит в разработке алгоритма формирования капитала предпринимательского конгломерата для решения совместных задач на основании свойств и ограничений, накладываемых конфигурацией системы управления с учетом ресурсных и рыночных ограничений.

Основная часть

Конкурентоспособность в условиях глобализации несет в себе новые стандарты восприятия деятельности предпринимательского конгломерата потребителями и партнерами [1] (Votchel, 2013). Конкурентоспособность и ее факторы фактически являются отражением морально-этического облика региона и тех принципов, которые в момент анализа являются ключевыми. Конкурентоспособность предпринимательского конгломерата будет определяться тем, как внешняя среда воспринимает участников конгломерата и как к ним относится [2] (Ermolenko, Merzlikina, 2009). В этом контексте важно учитывать разделение предпринимательских конгломератов по качеству восприятия на следующие виды:

1) любимая компания – люди принимают решение работать, покупать продукт, получать услугу исключительно потому, что они любят эту компанию и то, что она делает;

2) национальный лидер – предпринимательский конгломерат, получивший какое-либо преимущество, опираясь на государственную поддержку либо по межправительственному соглашению, и на базе этого конкурентного преимущества вышедший в лидеры в определенном регионе;

3) лидер отрасли – предпринимательский конгломерат, получивший значительный отрыв в техническом, системном, маркетинговом плане по сравнению с конкурентами в отдельно взятой отрасли и стране и за счет этого достигший конкурентного преимущества.

Анализируя особенности деятельности предпринимательских конгломератов, нужно понимать, что происходящие в условиях глобализации исторические изменения экономических отношений коснулись и системы управления в крупных консолидированных структурах [3] (Shishkin, Mezentseva, 2012). Несмотря на то, что система управления бизнес-структурами постоянно изменяется, в предпринимательском секторе, как правило, эти изменения незначительны, тогда как в корпоративном секторе могут носить фундаментальный характер [4] (Makarova, 20).

Рассмотрим основные особенности деятельности предпринимательских конгломератов в современных условиях. Как уже было отмечено ранее, наиболее важными особенностями являются структура капитала, состав владельцев, конфигурация системы управления. По каждой особенности выделим наиболее важные элементы и формы проявления.

По вопросу формирования структуры капитала необходимо отметить, что сложные многосубъектные коммерческие структуры развиваются по мере роста экономики и в процессе внедрения результатов научно-технического прогресса [5] (Sokolova, 2019). Поэтому предпринимательский конгломерат – это, прежде всего, отражение внутренних тенденций экономики страны, региона, реализация приоритетов экономической политики государства. Данное содержание причин и условий создания и деятельности предпринимательских конгломератов характерно для современных развивающихся экономик [6] (Khrenov, Bulatova, 2020).

В условиях глобализации многим субъектам предпринимательства приходится на локальных рынках конкурировать с крупными национальными и транснациональными корпорациями [7] (Khvichiya, Khodaskova, 2020). В этой ситуации соперничество отдельного субъекта предпринимательства за небольшой рынок сбыта наталкивается на необходимость ресурсного обеспечения конкурентной борьбы в более крупных масштабах, которые один субъект предпринимательства охватить не в силах.

Поэтому начинается поиск субъектов, заинтересованных в доступе к этому ресурсу без влияния на конкретный рынок. В подобной ситуации возникает потребность координации усилий, которая ведет к формированию предпринимательского конгломерата [8] (Ermolik, Shevtsova, 2014). Здесь можно выделить несколько приоритетных способов формирования капитала конгломерата:

- инвестирование средств заинтересованных субъектов предпринимательства в новый совместный проект, обеспечивающий доступ к ресурсу, который выводит совокупность субъектов на уровень предпринимательского конгломерата;

- создание специального паевого фонда, из которого финансируются совместные действия, обеспечивающие доступ к искомому ресурсу;

- создание головной или управляющей компании, участниками которой являются все предприниматели, а управляемыми активами становятся имеющиеся субъекты предпринимательства.

Выбор конкретного способа зависит от целей консолидации усилий, готовности предпринимателей предоставлять свои ресурсы конгломерату, принимаемых условий использования и отчетности за ресурсы и других обстоятельств [9] (Nestoliy, 2013). Ситуация может осложняться тем, что каждый предприниматель, как правило, руководствуется собственными представлениями о правилах ведения бизнеса, поэтому перечисленные способы формирования капитала предпринимательского конгломерата имеют как положительные, так и отрицательные аспекты:

а) положительные аспекты:

- новый конгломерат сразу вступает в борьбу за требуемый ресурс, консолидируя опыт и возможности вошедших участников;

- достаточный размер капитала позволяет быстро привлечь необходимых специалистов и сторонников, способных оказать помощь в борьбе за ресурс;

- имеющиеся косвенные компетенции позволяют снизить влияние административных барьеров;

- рост объема потребностей повышает заинтересованность потенциальных поставщиков и контрагентов;

б) отрицательные аспекты:

- участники конгломерата ощущают временность создаваемой структуры, ее проектный характер с ограниченным сроком жизни;

- искусственно выстроенная конфигурация управления, не основанная на отношениях собственности и имущественного контроля, ведет к снижению влияния грамотных руководителей, способных эффективно управлять предпринимательским конгломератом;

- неподготовленность кадрового состава субъектов предпринимательства для совместного решения поставленных задач более высокого уровня.

Для усиления влияния положительных аспектов и сокращения влияния отрицательных при выборе способа и непосредственном формировании капитала предпринимательского конгломерата целесообразно использовать специальный алгоритм, учитывающий многообразие намерений и возможностей потенциальных участников и их желание получить максимальный эффект от вложения собственных средств в создаваемое новообразование. Примерный вариант структуры и этапов алгоритма представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Алгоритм формирования капитала предпринимательского конгломерата для решения совместных задач

Источник: адаптировано автором с использованием: Афоничкин А. И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. Финансовая политика предприятия: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017.

Таким образом, при создании предпринимательского конгломерата не всегда используется механизм уставного капитала, консолидирующий вклады различных участников, позволяющий определить влияние каждого участника на принимаемые решения и долю в прибыли [10] (Votchel, 2013). Данные обстоятельства должны учитываться при разработке стратегии, поэтому их важно зафиксировать при определении особенностей конгломерата как объекта управления [11] (Kuznetsova, Pisarenko, 2011).

Не менее важной особенностью, как уже отмечено ранее, является состав владельцев конгломерата. В отличие от корпорации, когда четко определен состав акционеров, и все они зафиксированы в соответствующем реестре, в состав предпринимательского конгломерата могут входить различные субъекты предпринимательства и отдельные предприниматели [12] (Shlafman, 2010). Причем любой субъект предпринимательства может быть как полным владельцем отдельных участников, так и долевым пайщиком других участников.

Еще более сложная структура собственности может сформироваться при наличии перекрестного владения участниками конгломерата со стороны отдельных лиц [13] (Shakhpazov, 2009). Ситуация затрудняется отсутствием специализированного законодательства о структуре собственности и системе управления в объединениях подобного типа.

Подобная структура собственности, а также тот факт, что система управления, вес голоса при принятии управленческого решения участниками – все это определяют сами участники как в процессе работы, так и на этапе организации [14] (Stanchulyak, 2020). Все эти вопросы требуют решения и установления определенной системы отношений между участниками. Отсутствие разделяемой всеми участниками системы принятия решений также существенно затрудняет процесс стратегического управления. Поэтому одной из важнейших начальных задач, стоящей перед лицами, принимающими решения при разработке стратегии конгломерата, является консолидация целей участников [15] (Makarov, Kuzmichyova, Puzyryova, 2014).

Третья особенность предпринимательского конгломерата заключается в построении конфигурации системы управления, удовлетворяющей всех владельцев, а также позволяющей разрабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения, направленные на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон в доступе к требуемому ресурсу. Здесь важно учитывать, что с ростом количества участников предпринимательского конгломерата усиливается значение общих стратегических решений, что ведет к необходимости адекватной адаптации конфигурации системы управления [16] (Kopychenov, 2009).

Фактически глобальная конкурентоспособность зарождается при первых этапах деятельности бизнес-структуры до последующей трансформации ее в корпорацию. Это связано, прежде всего, с философией бизнеса – каким видит развитие учредитель (ли) и/или руководитель. Конечно, при значительной трансформации компании возможен и иной вариант развития. Но, как правило, основы, заложенные при создании компании, являются доминирующими и определяют потенциал будущего лидерства и место компании на рынке [17] (Potapova, 2015). В условиях глобализации они основываются на фундаментальных принципах существования человечества:

1) психологический фактор – затрагивает основы психологии личности;

2) эмоциональный фактор – эмоциональные основы потребления;

3) приверженность к новому – человеку всегда интересно новаторство;

4) стабильность – стойкая уверенность в качестве, прогрессе, постоянстве своего выбора;

5) идеализация – личность старается идеализировать свой выбор.

Опираясь на принципы зарождения глобальной конкурентоспособности, получаем факторы, которые становятся драйверами роста и определяют глобальную конкурентоспособность участника экономики. С учетом особенностей формирования предпринимательских конгломератов, наиболее важными, по нашему мнению, являются следующие факторы:

1) эмоциональный – многое, если не все, при выборе современных продуктов для потребителей решают эмоции;

2) технологический – традиционно технологическое превосходство в основном в краткосрочном периоде влияет на поведение потребителя;

3) производственная необходимость – исключительный доступ к конкретному виду ресурсов для многих компаний просто не дает выбора и приходится вести работу с определенным поставщиком.

Потребитель, как правило, занимает доминирующее положение на рынке, и его поведение в конечном счете является определяющим для конкурентной среды, и это несмотря на то, что некоторые продукты незаметно для потребителя порождают новый спрос и формируют новые модели его поведения. Поэтому конкурентоспособность, движимая мотивами потребителя, позволяет доминировать на всех без исключения рынках. То есть основными мотивами в глобальной конкуренции становятся:

1) доверие – потребителя, партнера, участника рынка;

2) политическая стабильность в стране присутствия и деятельности предпринимательского конгломерата;

3) экономическая стабильность в стране функционирования, нахождения производственных мощностей;

4) географическая представленность и диверсификация производства.

Учитывая все вышеперечисленное, глобальная конкурентоспособность выражается в стремлении к лидерству во всех регионах присутствия. Остальные компании, которые присутствуют на этих рынках, но не являются лидерами, стремятся повторить конкурентные шаги лидеров, стимулируя тем самым потребителя, подтверждая его уверенность в правильности работы первоначального лидера, укрепляя уже сделанный выбор. Но если привнести новые элементы в процесс принятия управленческих решений, в систему управления предпринимательским конгломератом, или произвести значительное качественное улучшение технологии, в том числе в маркетинге, можно занять лидирующее место на этом рынке.

Безусловно, локальная конкурентоспособность любой компании может перерасти в глобальную. Но стать значительным стимулом для дальнейшего развития системы управления предпринимательским конгломератом она сможет только в том случае, если принципы и правила работы на внутреннем рынке совпадают с внешними требованиями. Таким образом, глобальная конкурентоспособность – это ключевой фактор роста, который дает возможность предпринимательскому конгломерату развиваться не только на внутреннем, но и на внешних рынках и получать доступ как к международному капиталу, так и к новым технологиям.

Основой глобальной конкурентоспособности предпринимательского конгломерата является конфигурация системы управления, которая сосредотачивает на себе все элементы управления конкурентоспособностью на мировом уровне [18]. Именно глобальная конкурентоспособность дает возможность выстроенной системе управления предпринимательским конгломератом проводить модернизации в производственных циклах, логистических и технологических процессах, как этого требуют мировые тенденции и правила [19].

Здесь существует два крайних состояния конфигурации системы управления, которые определяются составом владельцев и отношениями в процессе принятия решений. По нашему мнению, самая простая модель, которая определяет начальный вариант конфигурации системы управления, существует, когда всеми участниками конгломерата владеет один предприниматель, причем он же является руководителем всех этих субъектов предпринимательства. В подобной схеме конфигурация системы управления имеет самонастраиваемый директивный формат (рис. 2).

Из рисунка видно, что предприниматель, являясь владельцем нескольких объектов управления (субъектов предпринимательства), сам занимается сбором данных о состоянии внешней среды в разрезе производимых продуктов, сам принимает решения по всем параметрам деятельности бизнесов, а также пользуется всеми результатами деятельности. В этой конфигурации базовым ограничением стратегических решений является дефицит нескольких ресурсов: времени, финансов и компетенций. Однако если объем доступных финансов и компетенций можно увеличить, то дефицит времени будет ощущаться постоянно.

Рисунок 2. Элементарная конфигурация системы управления предпринимательским конгломератом

Источник: адаптировано автором на основе: Цинбяо С. Система управления предпринимательскими структурами: сущность, содержание, эффективность // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО., 2014. – № 6.

Наиболее сложная конфигурация наблюдается, когда «все владеют всеми». То есть любой участник предпринимательского конгломерата может принадлежать различным предпринимателям. Причем мы выделяем две типовые модели владения, которые могут накладываться друг на друга:1) распределенная; 2) диверсифицированная.

При распределенной модели один субъект предпринимательства принадлежит нескольким предпринимателям. Наблюдается структура владения, при которой требуется согласование интересов нескольких собственников по отношению к одному хозяйствующему субъекту.

Диверсифицированная модель предполагает, что один предприниматель владеет несколькими субъектами предпринимательства, которые действуют в различных видах экономической деятельности. Таким образом, возможна ситуация, при которой в предпринимательском конгломерате совместно действуют несколько хозяйствующих субъектов, принадлежащих различным предпринимателям. Причем система отношений по урегулированию разногласий относительно стратегических направлений развития в конкретных субъектах предпринимательства не упорядочена.

В этой ситуации возникает несколько групп конфликтов, которые могут «резонировать» (усиливаться) в процессе принятия стратегических решений. По нашему мнению, наиболее важными группами конфликтов внутри предпринимательского конгломерата с распределенной моделью владения являются следующие:

- собственник – группа собственников;

- собственник с большей долей владения – собственник с меньшей долей владения;

- собственник, владеющий одним субъектом предпринимательства – собственник, владеющий несколькими субъектами предпринимательства.

Заключение

В результате проявления возможных конфликтов совместное согласованное развитие субъектов предпринимательства может быть поставлено под угрозу. В этом случае теряются преимущества по доступу к востребованному ресурсу, а ущерб от проявления конфликта, как правило, превышает получаемые сиюминутные выгоды в результате нерационального разрешения конфликта.

Можно утверждать, что в предпринимательском конгломерате необходимо создание специальной системы стратегического управления. Данная система будет учитывать основные особенности функционирования различных субъектов предпринимательства в рамках конгломерата, а также позволит всем заинтересованным сторонам решить свои задачи и получить ожидаемый эффект. Приоритетные направления развития системы стратегического управления предпринимательским конгломератом в современных условиях с учетом выявленных особенностей и «узких мест» рассмотрены далее.


Источники:

Вотчель Л.М. Деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в международной экономике // УЭкС. – 2013. – №9(57). – с. 27.
2. Ермоленко И.И., Мерзликина Г.С. Стратегическая устойчивость корпоративных предпринимательских объединений // Российское предпринимательство. – 2009. – №12-1. – с. 52-57.
3. Шишкин Д.Г., Мезенцева Е.Н. Современный уровень развития предпринимательских объединений // Российское предпринимательство. – 2012. – №24. – с. 39-45.
4. Макарова О.А. Генезис предпринимательских объединений: от корпорации к корпорации? // Вестник СПбГУ. Право. – 2010. – №1. – с. 4-15.
5. Соколова Л.Я. К вопросу о правовом статусе предпринимательских объединений в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2019. – №2(70). – с. 81-83.
6. Хренов В.В., Булатова Е.А. Тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале XXI в. // Современные востоковедческие исследования. – 2020. – №2(1) [Электронный]. // URL: http://mos-journal.com/article/5-2020/tendencii-razvitia-uznokoreiskih-konglomeratov-v-nacale-xxi-v (дата обращения: 13.11.2020).
7. Хвичия Д.Т., Ходаскова В.О. Финансовые конгломераты как результат финансовой модернизации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №7. – с. 251-256.
8. Ермолик А.В., Шевцова Н.В. Холдинг как форма предпринимательских объединений // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – Т.2. – №10. – с. 303-304.
9. Нестолий В.Г. Предприятие – конгломерат обязательств (предпринимательское, энергетическое и корпоративное право) // Пролог: журнал о праве. – 2013. – №1. – с. 25-33.
10. Вотчель Л.М. Определение составных элементов понятия «предпринимательский конгломерат» // Инновации и инвестиции. – 2013. – №6. – с. 95-97.
11. Кузнецова Н.П., Писаренко Ж.В. Формирование механизма страхового посредничества в финансовых конгломератах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2011. – №4. – с. 76-87.
12. Шлафман А.И. Признаки предпринимательских объединений // Известия ИГЭА. – 2010. – №2. – с. 8-12.
13. Шахпазов К.А. Финансовые конгломераты: потенциал взаимодействия с минерально-сырьевым комплексом // Записки Горного института. 2009. – Т.184. – с. 107-113.
14. Станчуляк Я.А. Предпринимательские объединения в российском законодательстве // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – №6(46). – с. 381-385.
15. Макаров А.С., Кузьмичёва Е.Е., Пузырёва М.С. Численное моделирование и Эмпирический анализ распределения финансовых ресурсов в конгломератах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – №7. – с. 14-25.
16. Копыченов Г. А. Холдинги как прогрессивная форма предпринимательских объединений // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2009. – №6. – с. 63-66.
17. Потапова О.Н. Предпринимательские сети как форма объединения компаний // Крымский научный вестник. – 2015. – №2. – с. 65-82.
18. Елкина В.Н. Значение предпринимательских объединений в социально-экономическом развитии региона // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2013. – №1(11). – с. 39-47.
19.Подымало Д.К., Сергеев В.А. О роли предпринимательских объединений в повышении инновативности региональной экономики // Инновации. – 2008. – №7. – с. 86-90.

Страница обновлена: 14.09.2023 в 18:26:17