Теории производства знаний в исследованиях университетской научной деятельности

Молокова Е.Л.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать:
Молокова Е.Л. Теории производства знаний в исследованиях университетской научной деятельности // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 3105-3116. – doi: 10.18334/ce.14.11.111134.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44494279
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена оценке когнитивного потенциала теорий производства знаний в изучении, а также интерпретации университетской научной деятельности. В исследовании проведен анализ места научной деятельности в общественной системе производства знаний. В качестве ключевой характеристики университетской науки использован критерий формы производства знаний в контексте четырех наиболее широко известных концепций традиционного дисциплинарно - организованного производства знания, «второго типа производства знания» (двойные спирали), «тройных спиралей», а также «пентаспирали». По результатам содержательной интерпретации университетской научной деятельности сквозь призму приведенных концепций определены параметры ее современной трансформации, в частности, эволюционирование к трансдисциплинарности, а также коэволюционный вектор развития, обеспечивающийся углублением взаимодействий, интеграции стейкхолдеров научной деятельности. Проведенный анализ позволяет констатировать сохранение университетами ключевой роли в процессе производства знаний.

Ключевые слова: университетская научная деятельность, концепции производства знаний, наука как функция университетов

JEL-классификация: I23, I26, I29



Введение. Даная статья является частью аналитического обзора теоретических подходов, имеющих когнитивный потенциал исследования университетской научной деятельности. Обобщая ранее проведенные исследования Е.Г. Гребенщиковой [2, 3] (Grebenshchikova, 2011; Grebenshchikova, 2010), М.В. Фёдорова, Э.В. Пешиной [15, 16] (Fyodorov, Peshina, 2012; Fedorov, Peshina, Gredina, Avdeev, 2012), Г. Ицковица [4] (Itskovits, 2011), И.В. Черниковой [18] (Chernikova, 2015), В.С. Степина [14] (Stepin, 2003) и других авторов, отметим, что университетская научная деятельность относится к разряду синтетических категорий, что предполагает комбинирование и переплетение познавательных возможностей ряда теоретико-методологических подходов к ее пониманию, интерпретации и изучению. Сказанное позволяет выдвинуть гипотезу о продуктивности и целесообразности формирования особой исследовательской программы изучения университетской науки.

Целью настоящей работы является анализ гносеологических возможностей, а также интерпретация университетской науки посредством теоретико-методологического аппарата указанных теорий. Новизна исследования реализуется в практическом отсутствии научных работ, посвященных комплексному теоретическому осмыслению концепта университетской научной деятельности.

Методологические подходы исследования обусловлены спецификой его объекта и заключается в применении методов сравнительного анализа, абстрагирования, обобщения, конкретизации, а также индуктивно-дедуктивного метода в рамках применения методологии четырех концепций производства знаний. Оценка познавательных возможностей различных теорий обобщена в схему, которая рамочно намечает такую исследовательскую программу (рис. 1).

Рисунок 1. Рамка исследовательской программы изучения университетской научной деятельности

Источник: составлено автором по результатам анализа научной литературы.

В ряду наиболее перспективных с когнитивной точки зрения можно назвать институциональную и эволюционную теории. Однако интересной представляется интерпретация научной деятельности сквозь призму теорий производства знаний.

С ускорением технологического развития интеллектуальный капитал способен ускорить сроки диффузии инноваций. В связи со сказанным, институты развития интеллектуального капитала приобретают особое значение в воспроизводственной системе шестого технологического уклада, характеризующегося непрерывным инновационным процессом [9, с. 6] (Glazev, Kharitonov, 2009, р. 6). Такими институтами являются образование и наука. Таким образом, университетская научная деятельность может быть интерпретирована как институт воспроизводства интеллектуального капитала в сфере образовательных услуг. При этом интерес представляет как анализ микроуровня воспроизводства интеллектуального капитала в конкретных образовательных организациях высшего образования, так и макроуровень – сектор услуг высшего образования.

Роль теорий производства знаний в исследованиях университетской научной деятельности. Для выяснения роли университетской научной деятельности в воспроизводстве интеллектуального капитала уточним научные подходы к структуре и месту интеллектуального капитала в науках о человеческом развитии (теории человеческого капитала, интеллектуального капитала, человеческого потенциала). Следует отметить, что анализ работ в указанной сфере демонстрирует существенный разброс точек зрения и отсутствие единообразия в подходах не только к дефинициям, но и структуре и соотношении с другими характеристиками акторов экономической деятельности. Не останавливаясь подробно на описании данных дискуссий, которые в полной мере освещены в работах М.А. Осколковой [11] (Oskolkova, 2013), С.В. Комарова и А.Н. Мухаметшина [6] (Komarov, Mukhametshin, 2013), М.В. Бахенской [1] (Bakhenskaya, 2011), П.А. Новгородова [10] (Novgorodov, 2017), присоединимся к ученым, включающим человеческий капитал в интеллектуальный (например, Л. Эдвинссон, М. Малоун [20] (Gibbons, Limoges, Nowotny, Schwartzman, Scott, Trow, 1994), Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрем [13] (Ruus, Payk, Fernstrem, 2010), М. Халик и др. [22]).

При этом, следуя заявленной теме и соглашаясь с П.А. Новгородовым, подчеркнем, что человеческий капитал включает в себя: физические, умственные, психоэмоциональные способности (данные с рождения), ценности, принципы, убеждения (приобретенные), знания, интеллект, приобретенные навыки (капитал знаний) и социальные связи, отношения, роли (социальный капитал) [10, с. 45] (Novgorodov, 2017, р. 45). Две последние составляющие человеческого капитала, включенного, в свою очередь, в интеллектуальный капитал (капитал знаний и социальный капитал), в полной мере производятся в сфере услуг высшего образования, а накопление знаний опосредует научная деятельность как студентов, так и преподавателей.

В условиях интенсификации научно-технического развития национальных экономик актуализировалось производительное накопление в нематериальной сфере, которое реализуется в основном в сфере услуг, посредством насыщения различных областей народного хозяйства результатами научно-технического развития [7] (Midler, 2007). К отрасли нематериального накопления относится высшее образование, которое посредством реализации научно-исследовательской деятельности оказывает непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс, формируя при этом приток научных, инновационных, прогрессивных знаний, навыков и умений, а также квалификаций работников. При этом сфера услуг высшего образования оказывает прямое воздействие на формирование интеллектуального капитала (в отличие, например, от услуг здравоохранения, косвенно влияющих в основном на способность к труду) [7, с. 5] (Midler, 2007, р. 5).

Анализируя место научной деятельности в общественной системе производства знаний, в качестве ключевой характеристики можно использовать критерий формы производства знаний, используя методологию четырех концепций [16, с. 7] (Fedorov, Peshina, Gredina, Avdeev, 2012, р. 7) (рис. 2):

1) концепция традиционного дисциплинарно организованного производства знания;

2) концепция «Второй тип производства знания» (двойные спирали) [21] (Khalique, Shaari, Isa, 2011);

3) концепция производства знания «Тройная спираль» [4] (Itskovits, 2011);

4) концепция производства знания «Пентаспираль» [16] (Fedorov, Peshina, Gredina, Avdeev, 2012).

Рисунок 2. Производство знаний в контексте четырех концепций

Источник: составлено автором по результатам анализа научной литературы.

Заключение. По результатам содержательной интерпретации университетской научной деятельности сквозь призму приведенных концепций идентифицируем параметры ее современной трансформации:

¾ научная деятельность эволюционирует от дисциплинарно организованной формы к трансдисциплинарной [12, 14, 18] (Pyastolov, 2016; Stepin, 2003; Chernikova, 2015);

¾ движение знаний ускоряется, направления передачи и потоков знаний приобретают реверсивный характер, каналы передачи усложняются, становятся многоуровневыми, процесс передачи знаний включается во взаимодействия расширяющегося круга акторов;

¾ университеты ретроспективно не теряют ключевой роли в процессе производства знаний, значение высшего образования в производстве знаний растет;

¾ качество и эффективность процесса производства знаний растут с усиливающейся интеграцией акторов в процессе реализации научной деятельности. Процесс научной деятельности из индивидуального постепенно трансформируется в коллективный;

¾ поступательно институционализируются каналы передачи знаний, способы сообщения потребностей общества, бизнеса, государства в научных исследованиях;

¾ обратная связь в парах «университет – бизнес», «университет – общество», «университет – государство» усиливается и институционализируется посредством более четких метрик эффективности научной деятельности, инвестирования в конкретные научные проекты, государственной поддержки;

¾ коэволюционное развитие научной деятельности и общества обеспечивается углублением взаимодействий, интеграции стейкхолдеров научной деятельности, а также обусловленностью процесса научной деятельности институциональной средой, которая диктует направления исследований, финансирование научной деятельности, а также диффузию ее результатов.

При этом меняющиеся характеристики научной деятельности существенным образом оказывают влияние на значение и функции университетов в общественной жизни. В частности уже в рамках концепции тройной спирали образовательная организация высшего образования приобретает новые дополнительные функции, которые начинают играть важную роль в их деятельности. Университеты помимо научной и образовательной деятельности «вносят свой вклад в развитие экономики, что всегда считалось прерогативой бизнеса» [4, с. 5] (Itskovits, 2011, р. 5). Такой вклад реализуется через создание при университетах инновационных предприятий, реализацию государственных и коммерческих контрактов на выполнение научно-исследовательских работ. Университет становится предпринимательским [4, с. 9] (Itskovits, 2011, р. 9), включается в пространство инноваций, призванное корректировать проблемы регионального развития [4, с. 8] (Itskovits, 2011, р. 8), реализуя, таким образом, социальную функцию, а также «третью миссию», нацеленную на воспроизводство и внедрение инновационных идей и технологий [2, с. 271] (Grebenshchikova, 2011, р. 271).


Источники:

1. Бахенская М.В. (2011). Интеллектуальный капитал организации: методологические подходы к определению // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Вып. 3. С. 280-285.
2. Гребенщикова Е.Г. (2011). «Третья миссия» университета: от «Второго типа» производства знания к «Тройной спирали» инноваций // Ярославский педагогический вестник. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tretya-missiya-universiteta-ot-vtorogo-tipa-proizvodstva-znaniya-k-troynoy-spirali-innovatsiy
3. Гребенщикова Е.Г. (2010). Трансдисциплинарные основания биоэтики и второй тип производства знания // Знание. Понимание. Умение. №4. 2010. С. 222-227.
4. Ицковиц Г. (2011). Модель тройной спирали // Инновации. №4. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali
5. Князева Е.Н. (2011). Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ. 2011. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transdistsiplinarnye-strategii-issledovaniy
6. Комаров С.В., Мухаметшин А.Н. (2013). Понятие, структура и взаимодействие элементов интеллектуального капитала // Вестн. ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2013. Т. 7, № 3. С. 93-100.
7. Мидлер Е.А. (2007). Интеллектуальный капитал: условия и источники формирования // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-usloviya-i-istochniki-formirovaniya
8. Моисеева А.П., Баканова Е.А. (2017). Феномен технонауки // Векторы благополучия: экономика и социум. 2017. №2 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-tehnonauki-1
9. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике (2009). / Под ред. академика РАН С.Ю. Глазьева и профессора В.В.Харитонова. – М.: «Тровант». 2009. 304 с.
10. Новгородов П.А. (2017). Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-kapital-ponyatie-suschnost-struktura
11. Осколкова М.А. (2013). Интеллектуальный капитал как фактор инвестиционной привлекательности компаний: дис. … канд. эконом. наук. М.: Высш. шк. Экономики. 2013. 187 с.
12. Пястолов С.М. (2016). Генезис и перспективы трансдисциплинарности // Пространство экономики. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-perspektivy-transdistsiplinarnosti
13. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. (2010). Интеллектуальный капитал: практика управления / под ред. В.К. Дерманова. 3-е изд. СПб.: Высш. шк. Менеджмента. 2010. 436 с.
14. Степин В.С. (2003). Теоретическое знание: Структура, ист. эволюция / В.С. Степин. - М. : Прогресс-Традиция, (Люберцы (Моск. обл.) : ПИК ВИНИТИ). 2003. 743 с.
15. Фёдоров М.В., Пешина Э.В. (2012). Современные концепции производства знаний // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-proizvodstva-znaniy
16. Федоров М.В., Пешина Э.В., Гредина О.В., Авдеев П.А. (2012). Пентаспираль - концепция производства знаний в инновационной экономике // Управленец. 2012. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pentaspiral-kontseptsiya-proizvodstva-znaniy-v-innovatsionnoy-ekonomike
17. Федотова В.Г. (2014). Академическая и (или) постакадемическая наука? // Вопросы Философии. - М. 2014. № 8. С. 44-53
18. Черникова И. В. (2015). Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 26-35.
19. Эдвинссон Л., Мэлоун М. (1999). Интеллектуальный капитал // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia. 1999. С. 435-436.
20. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. (1994). The new production of knowledge: the dynamics of science and research in contemporary societies. — London: Sage. 1994. P. 191
21. Khalique M., Shaari J., Isa A. (2011). Intellectual capital and its major components // International Journal of Current Research. 2011. June. Vol. 3, Iss. 6. URL: http://www.journalcra.com/article/intellectual-capital-and-its-major-components

Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:13:36