Влияние сектора креативной индустрии на инновационное развитие экономики Приморского края

Лазарев Г.И.1, Андреев В.А.1, Шкробот А.Р.2
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, Владивосток
2 Агентство проектного управления Приморского края, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать:
Лазарев Г.И., Андреев В.А., Шкробот А.Р. Влияние сектора креативной индустрии на инновационное развитие экономики Приморского края // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 2909-2922. – doi: 10.18334/ce.14.11.111087.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44494266

Аннотация:
Целью исследования является изучение особенностей конвергенции субъектов отрасли креативной индустрии, быстро растущего сектора инновационной сферы экономики Приморского края. Проведен анализ деятельности около двухсот субъектов креативной отрасли Приморского края, различных по степени присутствия на рынке и различной видовой характеристики для определения контуров отрасли как целостной системы регулирования. Установлено, что особенностью сектора креативной экономики в крае является широкая дифференциация видов и направлений деятельности, и, разные масштабы рыночных субъектов внутри отрасли. Классификация элементов отрасли позволила выявить 6-ть основных агрегированных групп по признакам видов экономической деятельности, технологии производства и продвижения услуг, набору услуг и доле рынка. Выявлены особенности специализации субъектов креативной экономики в конкретном виде профессиональной деятельности, что связано с применением индивидуальных, творческих технологий создания и продвижения услуг. Сделан вывод о потенциале отрасли с учетом растущего рынка, доля отрасли в валовом региональном продукте, по приблизительной оценке, составит не менее 4% к 2023 году. Сделано предположение о важной роли креативной индустрии, как локомотива роста экономики Приморского края, и её системообразующем влиянии в процессе перехода экономики региона на инновационный уклад.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, конвергенция креативной экономики, агрегирование сферы, государственная поддержка

JEL-классификация: R13, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

По состоянию на сентябрь 2020 года доля креативной индустрии в российской экономике составила 4,37%, что существенно выше среднемирового показателя (2,6%). [1] Культурное богатство и наследие Приморского края является основой формирования полноценной отрасли креативной экономики, что, в свою очередь, требует государственной поддержки для ее становления. Проблема обусловлена попытками охарактеризовать эту многогранную инновационную сферу как единый смысловой и функциональный объект с целью применения мер государственной поддержки системообразующих проектов, способных обеспечить опережающий рост экономики края не ниже 3,5–3,7%. В этой связи актуальной задачей становится оценка влияния процессов развития отрасли креативной индустрии на экономику Приморского края. Возникает вопрос, как из великого множества элементов – субъектов предпринимательской деятельности, деятельность которых разнородна и измеряется различными показателями, выбрать такой набор, который в наибольшей степени обобщал частные показатели, отвечал принципам единства отрасли. Подходы к оценке эффективности экономико-управленческой стратегии развития и государственной поддержки креативных индустрий в Российской Федерации, по сути, выстраиваются и в условиях отсутствия законодательной базы подвержены широкой вариативности в мнениях и суждениях [1, 2] (Glushkova, 2019; Zakharov, Trofimov, Frolov, Kudaybergenova, 2019).

Процессы конвергенции в отрасли креативной экономики в широком понимании –это сближение ее отдельных элементов – субъектов предпринимательства в сфере креативной деятельности в целостную отрасль. Для характеристики отрасли креативной экономики авторами рассматривается определение «креативная деятельность» как любая не запрещенная законодательством Российской Федерации деятельность, в основе которой лежит творческий процесс, идеи, знания, навыки, талант и уникальные качества (свойства). В контексте исследования понятие «сегмент отрасли креативной экономики» предлагается трактовать как специализированную на конкретном виде (профиле) деятельности группу субъектов креативной экономики, объединенных признаками, характеризующими сферу деятельности, процесс производства, соответствующих коду классифицируемых группировок видов экономической деятельности.

Помимо проблем с корректной идентификацией субъектов отрасли в Приморском крае существуют и проблемы становления отрасли. Например, отсутствие конкуренции в ряде сегментов, высокие издержки производства услуг и продукции, а также большие управленческие издержки, отсутствие собственных идей, что приводит к копированию опыта зарубежных стран, отсутствие координации процессов развития отрасли со стороны профессионального сообщества и другие проблемы. Это делает данную инновационную сферу Приморья высокорискованной для предпринимательской деятельности. В данной ситуации государство может выступать в качестве генератора инициатив, осуществляя «мягкое» регулирование и поддержку ключевых направлений развития отрасли. Такая роль государства должна быть законодательно оформлена, что требует принятия соответствующих законов на федеральном уровне и на уровне субъектов. В данном контексте меры государственной поддержки рассматриваются как юридически оформленные права субъектов креативной экономики на получение финансовых средств, гарантий, поручительств, прав использования казенных объектов недвижимости и инфраструктуры. Также действия органов исполнительной власти Приморского края могут быть направлены на организационную, информационную и маркетинговую поддержку и продвижение товарных знаков и услуг субъектов креативной экономики Приморского края.

Цель и метод исследования

Целью исследования является оценка особенностей процессов конвергенции в отрасли креативной экономики, то есть эффекта сближения отдельных элементов – субъектов предпринимательства в целостную отрасль. Задачей исследования является оценка влияния процессов развития отрасли креативной индустрии на экономику Приморского края в ключевых показателях ее развития. Для уточнения набора показателей применен метод агрегирования, в традиционном понимании – укрупнение или консолидация показателей результатов деятельности субъектов креативной экономики посредством их группирования. Применен метод группирования сегментов креативной экономики по критериям состояния и масштаба рынка, технологической и профессиональной специализации, степени влияния на экономику региона. В процессе исследования применен метод репрезентативной выборки и оценки деятельности свыше двухсот субъектов креативной деятельности с группировкой в соответствии с кодами экономической деятельности.

Исследователи дают определение креативной индустрии: это «совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале, прикладных творческих практик, инноваций, нацеленных на получение прибыли и создание рабочих мест за счет создания объектов интеллектуальной собственности, содержащих выразительную и эмоциональную ценность» [3] (Lavrinenko, 2015). Сближение ее отдельных элементов – субъектов предпринимательства в целостную отрасль является результатом внутренней конвергенции, основанной на агрегировании, при этом применительно к отрасли процесс креативной экономики, агрегация, может быть основан на использовании знаний как, собственно, креативных технологий, так и на унифицированных макроэкономических показателях, например, количестве занятых или обороте рыночных услуг. Алгоритмы принятия и реализации управленческих решений при согласовании интересов государства и хозяйствующих субъектов в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» позволяют рассматривать данную сферу деятельности в качестве самостоятельной и целостной отрасли экономики, как объект государственного регулирования и поддержки. [4, 5, 8] (Malyshev, 2019; Nedosvitiy, 2014; Trofimov, Frolov, Zakharov, Pavlova, 2019).

Согласно Джону Хокинсу, процессы конвергенции и самоидентификации отрасли основаны на циклах разработки, производства и сбыта продуктов и услуг, которые используют креативность и инновации как основные исходные данные. Признается, что ядро отрасли – это совокупность основанных на знаниях мероприятий, сосредоточенных на искусстве, но не ограничивающихся им, доход от которых обеспечивается за счет торговли или прав интеллектуальной̆ собственности. Другое определение отрасли: это соединение материальных продуктов и нематериальных интеллектуальных или творческих услуг с креативным контентом, экономической ценностью и определенными целями на рынке [11].

Креативный потенциал экономики в контексте регионального развития недооценен в силу отсутствия методик расчета показателей эффективности. Суждения по данной научной проблеме достаточно продуктивны, однако экспертное сообщество не может определить единую концепцию описания отрасли «креативная экономика [6, 7] (Piskunov, Glavatskiy, 2019; Starikova, Bezuglyy, Shakhov, 2018). Следует отметить важность применения так называемой модели креативного треугольника (подход, известный как классификация на основе занятости). Его применение заключается в том, что рассматриваются виды деятельности, которые являются частью творческих профессий для производства креативных и связанных с этим товаров и услуг, каждый из которых считается частью креативной экономики. Такая модель может принимать во внимание количество людей, занятых в творческой деятельности и отраслях, объединяя тех, кто работает в творческих отраслях, и тех, кто работает с творческими задачами и навыками в других фирмах и организациях. Модель фокусируется на 3 типах занятости:

специалисты – художники, профессионалы или творческие личности, работающие в творческих отраслях;

вспомогательный персонал – в тех отраслях, которые обеспечивают управленческую, секретарскую, административную или бухгалтерскую поддержку;

творческие личности, внедренные в другие отрасли, но не определенные как творческие [14, 15] (Throsby, 2001; Throsby, 2008).

Необходимо дополнительно рассмотреть значение данного определения параметров креативной отрасли. Применение любой классификации того, что является или не является культурной и творческой индустрией, заслуживает внимания, поскольку она определяет правовые и бюджетные рамки действий для государственных органов. Теоретические и методологические предпосылки имеют четкие последствия в том, как эти виды деятельности и люди, стоящие за ними, рассматриваются, соответственно, с точки зрения субсидий, мер государственной поддержки и т.д. Обоснование классификации должно поддерживать принятие решений на основе фактических данных, позволять проводить сравнения с течением времени между политикой, странами и регионами, социальными группами и отраслями промышленности и способствовать повышению прозрачности и подотчетности [12, 13] (Stoker, 1986; Stoker, 1993).

Основываясь на положениях данной теории, следует отметить важность оценки влияния процессов развития креативной индустрии на экономику Приморского края именно с точки зрения оценки количества занятых. Следует принимать во внимание отсутствие агрегированных статистических показателей по отрасли в разрезе оборота услуг и инвестиций в основной капитал. Информация объективно не может быть предоставлена с учетом отсутствия мониторинга субъектов креативной экономики. Также проблематично иметь достаточно оперативную информацию о финансово-экономическом положении субъектов отрасли, что препятствует адресному предоставлению мер государственной поддержки [16] (Towse Ruth, 2002).

К отрасли креативной экономики в Приморском крае, согласно ОКВЭД, может быть отнесено как минимум 7 отраслевых групп и 20 подгрупп, или сегментов отрасли (табл. 1). Отрасль представляют примерно 550–600 организаций различного масштаба и профессиональной направленности, с различной численностью занятых, различных юридических форм и различной долей рынка. Интерес к отрасли обусловлен растущей долей рынка, наличием инновационных наборов услуг и возрастающей ролью отрасли как драйвера региональной экономики. Доля отрасли в валовом продукте, по приблизительной оценке, составит не меньше 4% в среднесрочный период. Это позволяет рассматривать отрасль в качестве локомотива роста экономики Приморского края и фактора, способствующего переходу экономики на новый, инновационный уклад.

В таблице 1 представлена классификация субъектов экономики креативной сферы Приморского края в традиционной форме классификатора видов экономической деятельности. Однако данная классификация не дает понимания полного набора сегментов креативной экономики, который рассматривается как особый сектор экономической деятельности, основанной на результатах интеллектуальной и творческой деятельности, таланте, навыке.

Таблица 1

Классификация субъектов экономики креативной сферы по ОКВЭД

Сфера деятельности
Код ОКВЭД
Дизайн
Производство готовых изделий
32
Архитектура
71
Дизайн
74.10
Медиа и коммуникации
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
18
Издательская деятельность
58
Кино – видеофильмы и телевизионные программы, музыка
59
Теле- и радиовещание
60
Телекоммуникации
61
Реклама
73
Цифровые технологии
Компьютерное программное обеспечение
62
Информационные технологии
63
Наука
Научные исследования и разработки
72
Профессиональная научная и техническая деятельность
74
Образование
Образование
85
Искусство и культура
Аукционный бизнес
46.1
Галерейный бизнес
47.78.5
Фотография
74.2
Творчество, искусство и развлечения
90
Библиотеки, музеи, архивы и прочие объекты культуры
91
Развлечения
Развлечения
93
Источник: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения:09.10.2020 г.).

Например, классификатор не учитывает такие инновационные сферы, как ивент-индустрия, в категории деятельности «развивающих пространств», SMM-сервисы, web-образование и web-тьюторство, которые также можно классифицировать как «субъекты креативной деятельности». Особенностью отрасли креативной экономики, как отмечено выше, является широкая дифференциация видов и направлений деятельности и разномасштабность самих рыночных субъектов внутри отрасли. Другой особенностью является специализация субъектов креативной экономики на конкретном виде профессиональной деятельности, что связано с индивидуальными, творческими технологиями создания и продвижения услуг. Таким образом, классификация только по ОКВЭД не учитывает значительные по составу наборы рыночных услуг, следовательно, не дает понимания контуров отрасли.

Отмечено, очень редко деятельность внутри таких организаций диверсифицирована. В условиях неустойчивых и узких рамок отрасли диверсификация позволяла бы переходить из одного профессионального сегмента в другой и компенсировать вероятные риски, связанные со стагнацией тех или иных сегментов. В ходе исследования проанализированы особенности деятельности примерно двухсот субъектов креативной отрасли, различных по степени присутствия на рынке и различной видовой характеристики. Классификация элементов отрасли по набору отраслевых факторов позволила выявить 6 характерных для региона групп или сегментов как по признакам вида экономической деятельности, так и технологии производства и продвижения услуг и ориентации на индивидуальные группы потребителей:

1. Деятельность в сфере искусств.

2. Событийная деятельность.

3. Сохранение и использование объектов наследия.

4. Медийное производство.

5. Функциональное творчество.

6. Интеллектуальные услуги.

Следует отметить, что первая и вторая группы представлены крупными структурами федерального и регионального уровня. По сути, это ключевые игроки, которые составляют ядро отрасли, они склонны к поглощениям и формируют рынок в соответствующих сегментах. Остальные группы представлены сравнительно небольшими и средними по численности персонала компаниями, отраслевыми объединениями, индивидуальными предпринимателями. Это относительно стабильные сегменты отрасли, однако на фоне отсутствия потенциала роста для определенных отраслевых направлений данные субъекты предпринимательства могут испытывать рыночную неустойчивость.

В ходе оценки особенностей развития отрасли креативной индустрии в Приморском крае отмечено, что процессы конвергенции наиболее активно могут проявляться в возникновении сетевого взаимодействия через реализацию совместных проектов. Это позволяет добиться укрупнения рыночных сегментов и создать требуемый эффект масштаба отрасли. Отрасль считается таковой при условии, если ее доля в валовом продукте не ниже 1%. В свою очередь, возникновение кластерного эффекта (взаимодействия) внутри отрасли через встраивание субъектов креативной экономики в совместные цепочки создания добавленной стоимости в рамках схожих технологических процессов позволит повысить рыночную устойчивость участников кластерного взаимодействия.

Однако сами по себе процессы конвергенции и выхода отрасли на стадию «зрелости» могут затянуться на долгие годы. Заранее нельзя предугадать, будут ли данные рыночные процессы эффективны как для участников отрасли, так и для экономики края в целом. Следовательно, органам исполнительной власти Приморского края необходимо принять меры по организации системного взаимодействия с субъектами креативной экономики с целью наблюдения за их деятельностью, формирования отчетности по основным экономическим показателям и учета результатов мониторинга в процессе прогнозирования социально-экономического развития и бюджетного планирования. Результатом взаимодействия должно стать понимание механизма управленческого воздействия на субъекты, технологии и инфраструктуру в сфере креативной экономики. Во-первых, для оказания адресной поддержки системообразующих проектов и инициатив в данной сфере, во-вторых, для продвижения услуг и торговых марок субъектов отрасли в России и за рубежом.

С учетом региональных особенностей процессов конвергенции в отрасли может быть предложена следующая концепция становления сектора креативной экономики в Приморском крае. Прежде всего, необходимо проанализировать важнейшие факторы успеха на национальном и зарубежных рынках, которые способствуют возникновению новых путей развития местной креативной экономики. К таким факторам успеха относятся: наличие инфраструктуры и трудовых ресурсов, наличие отраслевого законодательства и доступ к глобальным рынкам. Следует признать, что помимо экономических выгод креативная экономика создает немонетарную ценность, которая вносит значительный вклад в достижение инклюзивного и устойчивого развития Приморского края. Это, по сути, определяет необходимость оказания поддержки отрасли со стороны государства, в рамках которой должны быть созданы новые возможности для предпринимателей в сфере повышения эффективности управления бизнесом. Такая поддержка способствует созданию новых рабочих мест, увеличивает экспортный потенциал региона, позволяет провести ревитализацию зданий и сооружений на пришедших в упадок промышленных предприятиях [3] (Lavrinenko, 2015).

Заключение

В ходе исследования выявлены особенности отрасли креативной экономики в Приморском крае, к которым относится широкая дифференциация видов и направлений деятельности и разномасштабность рыночных субъектов внутри отрасли. Данные особенности наряду с задачами по обеспечению перехода экономики региона на инновационный уклад развития предопределяют необходимость государственной поддержки ключевых проектов в отрасли. Для формирования исчерпывающей повестки по данному вопросу важно исследовать связи между неформальным и формальным секторами креативной экономики как решающий фактор для разработки адекватной политики. Практика показывает, что креативная экономика во многом опирается на неформальные культурные системы, процессы и институты и удалена от государственного сектора, в то время как семья и друзья становятся основными инвесторами творческих предпринимателей.

Это позволит выработать адресные меры поддержки, и здесь ключевой задачей является формирование эффективной институциональной среды, посредством которой может осуществляться поддержка системообразующих проектов в сфере креативной экономики. Что, в свою очередь, создает новые рабочие места, увеличивает экспортный потенциал региона, позволяет провести ревитализацию неиспользуемых зданий и сооружений, обеспечить развитие предпринимательского, культурного и туристского потенциала региона и в конечном итоге создать условия для формирования полноценной инновационной отрасли. Экстернальный эффект проявляется в том, что культура становится движущей силой и движущей силой процессов экономического, социального и экологического развития Приморского края, поскольку позитивные изменения могут иметь место только в обществе, определяемом культурой. Другой экстернальный эффект состоит в формировании инновационной отрасли зеленой экономики, поскольку креативная индустрия традиционно и обоснованно считается экологически чистой и ресурсосберегающей.

[1] Креативная экономика городов России, АСИ, 2020 г. Режим доступа https://asi.ru/news/152959/ (дата обращения: 09.10.2020 г.)


Источники:

1. Глушкова Ю.О. Подходы к оценке эффективности экономико-управленческой стратегии развития и государственной поддержки креативных индустрий // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 12. – doi: 10.18334/ce.13.12.41477.
2. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Кудайбергенова Н.С. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1341-1356. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41283.
3. Лавриненко, А.С. Государственнаяподдержкатворческих индустрий в Москве// Креативная экономика. – 2015. – №9(8). – с. 927-946.
4. Малышев А.В. Киноиндустрия как сектор «креативных индустрий»: задачи диверсифицированного подхода // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 7. – с. 1401-1410. – doi: 10.18334/ce.13.7.40840.
5. Недосвитий, Н.В. Творческие индустрии как инструмент наращивания конкурентного потенциала территории // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2014. – с. 87-90.
6. Пискунов А.И., Главацкий В.Б. Новая индустриализация России: пути преодоления отставания // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 287-300. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40579.
7. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. Креативный потенциал как основа инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 2. – с. 235-254. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39150.
8. Трофимов О.В., Фролов В.Г., Захаров В.Я., Павлова А.А. Алгоритм принятия и реализации управленческих решений при согласовании интересов государства и хозяйствующих субъектов в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 409-424. – doi: 10.18334/lim.6.4.41282.
9. Тютин, Д.В. Арт-конверсия российских территорий: творческие индустрии как фактор пространственного социально-экономического развития муниципальных образований // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – №4. – с.42.
10. Шептухина, Л.И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города // Мир современной науки. – 2012. – №2. – с. 76-83.
11. Howkins, John (2001), The Creative Economy: How People Make Money From Ideas, Penguin
12. Stoker, T. 1986. Simple tests of distributional effects on macroeconomic equations. Journal of Political Economy 94, 763–95.
13. Stoker, T. 1993. Empirical approaches to the problem of aggregation over individuals. Journal of Economic Literature 31, 1827–74.
14. Throsby, D. (2001) Economics and Culture, Cambridge: Cambridge University Press.
15. Throsby, D. (2008). Modelling the cultural industries. International journal of cultural policy, 14(3), 217-232.
16. Towse, Ruth (2002). Book Review of Creative Industries, Journal of Political Economy, 110: 234-237.

Страница обновлена: 08.04.2024 в 06:26:18