Формирование конкуренции при организации государственных закупок

Бурденко Е.В.1, Лазарев А.В.1, Лазарева А.Р.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2020)

Цитировать:
Бурденко Е.В., Лазарев А.В., Лазарева А.Р. Формирование конкуренции при организации государственных закупок // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2445-2456. – doi: 10.18334/ce.14.10.110895.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44385938
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена важная составляющая в системе государственных закупок – конкуренция. Проведен анализ основных юридических механизмов, являющиеся основополагающими для реализации принципа конкуренции в современной экономике. Для того, чтобы увеличивать обороты, компаниям приходится задумываться о конкурентной стратегии, которая поможет усилить влияние и позицию на рынке, также необходимо продумать преимущества компании, которые отличают её от конкурентов. Экономический результат в большей степени зависит от того насколько сотрудники знают законы конкуренции. При организации государственных закупок предъявляют ряд требований к компаниям и услугам. Проанализировав ряд государственных заказов, можно сделать вывод, что все их можно поделить на группы, которые имеют определенные предметы для закупок и имеют схожие характеристики

Ключевые слова: государственные закупки, аукционы, конкуренция, контрактная система

JEL-классификация: H57, H59, L13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Тема организации государственных закупок актуальна для многих стран мира. В мировой практике накоплен опыт эффективного использования бюджетных средств, в том числе выделяемых на закупочную деятельность. Одним из механизмов, способствующих эффективному использованию бюджетных средств, должна стать конкуренция.

Влиянию конкуренции на рыночные отношения посвящены работы таких ученых, как А. Смит, Дж. Милль, Ф. Эджуорт, Дж. Робинсон и Э. Чемберлин, М. Портер, М. Трейси и Ф. Вирсема и других ученых. И в наше время они не потеряли актуальность. Об этом свидетельствует закрепление конкуренции в основном законе нашего государства – Конституция РФ, статья 8 [1].

Проблемы конкуренции при организации государственных закупок нашла свое отражение в работах таких российских ученых как Н. Ю. Андреев [7] (Andreev, 2016), Н. Д. Георгадзе и Н. А, Проданова [8] (Georgadze, Prodanova, 2019), О. В. Титова [9] (Titova, 2019), Е. В. Пономарева, Г. В. Калинина, Т. Г. Цуканова [10] (Ponomareva, Kalinina, Tsukanova, 2019), Н. А. Егина [11], (Egina, 2018), Е. В. Бурденко и О. С. Катаева [12, 13] (Burdenko, Kataeva, 2018; Burdenko, 2016), С. В. Антипов [14] (Antipov, 2013), Ю. А. Бочкова [15] (Bochkova, 2014). Тем не менее хотелось бы остановиться на отдельных аспектах, не рассмотренных в перечисленных работах.

Целью исследование является выявление особенностей формирования конкуренции в России при осуществлении государственных закупок в соответствии с современным законодательством.

Для достижения поставленной цели проведен анализ практического применения российского законодательства на конкретных примерах. Источником информации при проведении исследования послужили статьи и монографии российских и иностранных ученых, данные Федеральной службы государственной статистики России, а также из публикуемой отчетности рассматриваемых предприятий, размещенной на официальных сайтах. Количественный метод был использован для проведения расчетов.

Конкуренция и государственные закупки

Конкуренция составляет одну из важнейших частей рыночных исследований и является фундаментом для определения стратегии и тактики компании. Без детального анализа сложно представить расширение деятельности компании, выход на новый рынок сбыта, освоение иной сферы. Конкуренция затрагивает всю экономику страны, в которой большое место занимают государственные закупки. Поэтому проблема конкуренции актуальна при организации государственных закупок.

Как известно государственные закупки – это многоуровневый процесс приобретения товаров (работ, услуг), включающий в себя следующие этапы: выявление потребности; поиск и выбор поставщика; заключение, согласование, исполнение договора; выполнение работ; подготовка сопутствующей документации; принятие работ. Важным условие для осуществления закупок является обязательное наличие двух сторон: заказчика и поставщика. В процессе государственных закупок заказчиком товаров (работ, услуг) является государство, которое, с одной стороны, выступает как субъект рыночных отношений, а с другой – обладает административным ресурсом. Заказчик должен принимать участие в большинстве этапов процедуры, поэтому деятельность государства является неотъемлемым и необсуждаемым атрибутом. Но возникает противоречие тезису о невмешательстве государства.

Основным законом, регулирующим закупочную деятельность на территории РФ, на настоящее время является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05. 04. 2013 № 44-ФЗ (с посл. изм.). В первой главе закона сформированы и четко зафиксированы основные принципы, которым должны соответствовать все сделки, совершенные в рамках процедуры государственных закупок. Помимо принципов открытости и прозрачности отдельно в нем также отражен принцип обеспечения конкуренции (ст. 8 № 44-ФЗ) [2].

Проведя анализ данной статьи, можно выделить две основные идеи:

1. Необходимо существование равных условий для участников закупок, другими словами любой может стать поставщиком, если он соответствует требованиям закона РФ.

2. Соблюдение принципа добросовестности (нельзя препятствовать и ограничивать конкуренцию любому из участников процедуры государственных закупок).

Кроме этого принцип конкуренции закреплен в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18. 07. 2011 № 223-ФЗ. Принцип конкуренции сформулирован как отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

По мнению авторов, можно сформулировать следующим образом направление государственного регулирования конкуренции: закон направлен на уравновешивание прав участников государственных закупок и ставит их в равные условия.

Основной вектор законодательства направлен на то, чтобы контракт получит (выиграл) участник (поставщик), предлагающий наилучшие условия, а именно цену контракта и качественные характеристики. [16–18]

Наличие конкуренции создает функционирующую среду – условия, в которых предприятие осуществляет свою хозяйственно-экономическую деятельность и ведет борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и доминирующее положение на рынке.

В качестве примера можно рассмотреть сегмент строительных материалов и инструментов, а именно конкуренцию между таким торговыми сетями, как Leroy Merlin и OBI. Во время сложной эпидемиологической ситуация в мире в 2020 году в Москве по распоряжению властей все розничные магазины OBI были закрыты и функционировал только интернет-заказ, а в Leroy Merlin сохранялась возможность свободного посещения торгово-выставочного зала (эта возможность сохранилась более чем в 50 % магазинах Leroy Merlin). С одной стороны, это было объяснено тем, что в этих магазинах представлен ряд жизненно необходимых товаров из списка, с другой стороны, можно наблюдать точно такой же ассортимент этих жизненно необходимых товаров и в магазинах OBI. Это пример недобросовестной конкуренции, которая позволила компании Leroy Merlin получить сверхприбыль, так как большинство клиентов за неимением альтернативного выбора посетили их магазины. Сверхприбыль для одной компании в дальнейшем обернется недополученной прибылью для других фирм.

В самом начале процедуры государственной закупки заказчик определяет потребности и составляет список требований к товарам (работам, услугам). Данный список требований включает в себя детальное описание объекта закупки, необходимые качественные и количественные показатели. В качестве примера ошибочной потребности можно привести требование Школы № 132. В документации к закупке было указано, что школе необходимо купить 100 альбомов с цветной бумагой. При этом если школа проведет закупку с текущим описанием, то могут возникнуть проблемы и сделку признают недействительной. Так как необходимо было указать помимо количества альбомов еще количество листов, толщину и размер бумаги, цвет страниц и их количество по цветам. Стоит отметить, что существуют ограничения по составлению требований. Одно из основных состоит в том, что не допускается указывать бренд или производителя.

Действительно предусмотренные законодательством меры способствуют развитию конкурентной среды, но все ли они преследуют эту цель.

Например, с 2019 года стали действовать правила «национального режима». По некоторым видам товаров (работ, услуг) заказчик обязан ограничить или запретить доступ иностранных поставщиков [3].

Предположим, в некотором городе Ставропольского края местный муниципалитет решил провести фестиваль молодежной музыки «Молодое Ставрополье». После проверки всего необходимого оказалось, что для проведения мероприятия не хватает музыкального оборудования. Было решено приобрести оборудование для проведения фестиваля. По итогу на размещенную заявку пришло два предложения:

- оборудование фирмы «РОК ГИТАР», которое произведено на территории России, ценой 1 700 000 рублей.

• Оборудование фирмы «CRAFT MUSIC», произведенное в Японии и импортированное в Россию, стоимостью 1 500 000 рублей.

Все остальные условия – по доставке, первичной настройке и обучению работе на новом оборудование – идентичные по обоим предложениям.

По основному принципу принятия решения администрации города необходимо выбрать в качестве своего партнера «CRAFT MUSIC», но, к сожалению, это действие было бы некорректным и повлекло за собой разбирательство со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Действительно, нужно руководствоваться принципом наилучшей цены. Только возникает одно маленькое допущение, так как один из предложенных товаров иностранного происхождения, необходимо применить специальный корректировочный коэффициент для сравнения стоимости товаров. Коэффициент составляет 15 %, и после его применения получим следующее:

Оборудование фирмы «РОК ГИТАР» будет стоить 1 700 000 – 15 % = 1 445 000 руб., что дешевле предложения «CRAFT MUSIC» на 55 000 руб.

Поэтому фестиваль «Молодое Ставрополье» пройдет с использованием оборудования фирмы «РОК ГИТАР». Хотя их предложение обойдется для города дороже на 200 000 рублей, нежели предложение от «CRAFT MUSIC».

На практике данные принципы применяют не только для определенного перечня товаров (работ, услуг). Приоритет отдается товарам российского происхождения. Помимо принципов «национального режима» можно рассмотреть большую важность ценового фактора и значительное пренебрежение качественными критериями. Вернемся к примеру с требованием Школы № 132 о закупке альбомов с цветной бумагой, пусть требование будет полным и исчерпывающим. По размещенной заявке на покупку 10 000 штук цветного картона пришло несколько предложений, после первичной проверки документации осталось два кандидата:

1. Компания «Союз цветного картона» с предложение цены 233 000 рублей.

2. Компания «Наш лес» с предложением цены 230 000 рублей.

При прочих равных условиях контрактов администрация школы выберет «Наш лес», так как их предложение выгоднее. Однако не берется в расчет тот факт, что компания «Союз цветного картона» специализируется на канцелярии и обладает самым современным и технологичным оборудованием в этой области. В их предложении указано, что каждый лист альбома дополнительно обработан по краям, чтобы нельзя было порезаться.

При рассмотрении проблемы конкуренции на уровне законодательства мы нашли ряд особенностей государственных закупок в России, которые напрямую свидетельствуют о наличии здоровой конкурентной среды. Но на практике это утверждение не имеет существенного подтверждения.

Статистика выявленных нарушений в сфере государственных закупок в 2018 году выросла по сравнению с 2016 годом в 5,5 раз и составила 294,6 млрд рублей (по данным Счетной палаты). Основные причины нарушений:

- завышенная цена контракта;

- некорректный выбор поставщика;

- ошибки в принятии и оплате товара;

- наличие взаимозависимых лиц.

Большая их часть связана с конкуренцией, наличием недобросовестной конкуренции.

Заключение

По мнению авторов, для исправления текущей ситуации необходимо ужесточение законодательства в части наказания за нарушение принципа конкуренции при проведении государственных закупок, принятие ряда мер для обеспечения контроля здоровой борьбы между компаниями за потребителя. Принятие данных мероприятий способствует улучшению качества товаров и развитию экономики. Проанализировав применение законодательства в данном направлении, можно сделать вывод, что это долгосрочные перспективы, но законотворческий процесс в России движется в правильном направлении. Необходимо обратить внимание, что законодательство для регулирования государственных закупок используется сравнительно недавно и часто претерпевает значительные изменения. Из текущей проблемы можно выделить усиление влияния монополий при проведении государственных закупок, и со временем текущая ситуация может полностью перейти в проблему крупных монополий.

На сегодняшний день существует множество разнообразных методов анализа и оценки конкурентной среды, но, к сожалению, во многих из них есть ряд недостатков, затрудняющих получение адекватного результата и вывода. Для проведения анализа понадобятся большой объем информации о компании и рынке, количественные абсолютные и относительные величины и, конечно, качественные критерии. Безусловно, такой глубокий и детальный анализ позволит получить детальное описание конкурентной среды, однако по нему сложно сделать полноценный экономический вывод о конкуренции. Помимо этого возникают проблемы при попытках выполнить сравнение конкуренции на разных рынках [19] (Rubin, 2010).

Помимо прямой конкуренции существует еще и косвенная конкуренция или неявная конкуренция. Вернемся к рассмотрению конкуренции между Coca-Cola и Pepsi, если они конкурируют по основной линейке газированных напитков друг с другом, то это прямая или явная конкуренция. При этом для яркого примера можно привести неявную конкуренцию этих компаний с человеческой ленью. Все потребители при возникновении желания купить товар не идут немедленно в магазин и/или не делают заказ по интернету. За то время пока потребитель не предпринял действия, направленные на покупку товара, желание его купить могло уже ослабнуть или пропасть вовсе. Такой анализ конкурентной среды действительно трудоемкий и требует особого подхода.

Для проведения анализа конкурентной среды отрасли в обязательном порядке определяют характер конкуренции, силу конкуренции, уровень конкуренции и конкурентоспособность. После чего все данные вносятся в модель.

Характер конкуренции не сложно выявить как из открытых источников, так и из различных информационных баз и государственных реестров. Если говорить об открытых источниках, то это может быть информация на официальных сайтах компаний, на форумах и в социальных сетях. В качестве информационной базы может выступать патентное ведомство.

Уровень конкурентоспособности показывает, какие потенциальные виды конкуренции могут возникнуть. В качестве основных показателей, влияющих на определение конкурентоспособности, выделяют: качество товаров, качество обслуживания и ассортимент товаров.

Сила конкуренции характеризует степень напряженности отношений между конкурентами, остроту борьбы. В мировой практике используются такие показатели:

- индекс Херфиндаля–Хершмана;

- индекс концентрации;

- коэффициент Джини, что указывает на неравенство в распределение доходов.

Авторы статьи согласны с тем, что существует логическая закономерность, связывающая развитый рынок, экономику страны и уровень жизни населения.

При открытой свободной конкуренции, высокой силе конкуренции и конкурентоспособности развивается рынок, укрепляется экономика страны и растет уровень жизни населения. То же верно и наоборот. При возникновении каких-либо допущений проявляются существенные социально-экономические проблемы.

Проведенный анализ конкурентной среды можно эффективно использовать не только со стороны компании участников рынка, но и на государственном уровне. По анализу силы конкуренции и конкурентоспособности контролирующие органы могут сделать вывод о сложившейся ситуации в сфере государственных закупок. Сделать окончательный вывод, есть ли там конкуренция, какой у нее характер, сила и есть ли у нее перспектива.

Также авторы считают, что следует обратить внимание на опыт других стран мира в организации государственных закупок. Это позволит выявить сильные и слабые места на уровне законодательства и получить эмпирические данные по результату принятых и непринятых решений [20] (Olenichev, 2017).

Указанный выше анализ следует проводить сотрудникам ФАС. Но на текущем этапе развития законодательства и сложившейся практики деятельность ФАС имеет другое направление. Это еще одна актуальная проблема, стоящая перед нашим обществом и требующая обязательного рассмотрения и дальнейших действий.

[1]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05. 02. 2014 № 2-ФКЗ, от 21. 07. 2014 № 11-ФКЗ).

[2]Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05. 04. 2013 № 44-ФЗ.

[3]Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Источники:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – СПб: Азбука. – 2019. – с.544.
2. Милль Дж. Ст. О гражданской свободе. – М.: ЛИБРОКОМ. – 2017. – С. 236.
3. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс - 1986. – С.471.
4. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. – М.: Экономика. - 1996. – с.349.
5. Портер М.Э. Конкуренция. – М.: Вильямс. – 2003. – с. 602.
6. Treacy M., Wiersema F. Customer Intimacy and Value Disciplines. Harvard Business Review, 1993.
7. Андреев Н.Ю. Экономическая конкуренция на рынке государственных закупок товаров, работ, услуг // Сегодня и завтра российской экономики. – 2016. - №78. – с.40-46.
8. Георгадзе Н.Д., Проданова Н.А. Закупки для государственных и муниципальных нужд: основные направления и тенденции // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. – 2019. - №6. – с.4-10.
9. Титова О.В. Организация закупочной деятельности как элемент повышения эффективности использования бюджетных средств // Экономика устойчивого развития. – 2019. - №1(37). – с.245-247.
10. Пономарева Е.В., Калинина Г.В., Цуканова Т.Г. Нарушения в сфере закупок // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. - №6. – с.122-126.
11. Егина Н.А. Состояние российской конкуренции и перспективы её развития // E-SCIO. – 2018. - №2(17). – с.33-38.
12. Бурденко Е.В., Катаева О.С. Модель экономического роста Р. Барро: применение и рекомендации для российской экономики // Экономика устойчивого развития. – 2018. - №4. – с. 53-59.
13. Бурденко Е.В. Промышленная политика и модели спроса и предложения на готовую продукцию легкой промышленности // Наука и практика. – 2016. - №4 (24). – с. 105-115.
14. Антипов С.В. Рынок государственных закупок, анализ практики и перспективы / С. В. Антипов // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: материалы 3-й Международной научно-практической конференции (25 октября 2013 г.), Курск, Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск. 2013. – С. 25–28.
15. Бочкова Ю.А. Сговоры на торгах при осуществлении государственных закупок // Проблемы современной экономики. – 2014. – №65. – С. 117-120.
16. Зюзгина К. А., Паулов П. А. Государственные закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 493-497.
17. Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Балаева О.Н., Родионова Ю.Д. Российская система госзакупок: закон меняется, проблемы остаются // ЭКО. – 2018. - №9(531). – с.17-38.
18. Мельников В. Преференциальная политика и стимулирование конкуренции на рынке государственных закупок // Научные исследования и разработки. Экономика 2017. № 1. с. 39-43. DOI: https://doi.org/10.12737/24537 (дата доступа 15.06.2020).
19. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. – 2010. - №3 (21). – с. 34.
20. Оленичев И.П. Некоторые аспекты практики применения законодательства о защите конкуренции при проведении закупок // Биржа интеллектуальной собственности. – 2017. – т.16. - №4. – с. 19-25

Страница обновлена: 15.04.2024 в 12:30:58