Постпандемическая модель экономики в Республике Бурятия

Атанов Н.И., Золотарева Н.А., Музыка Ю.В.
Post-pandemic model of the economy in the Republic of Buryatia - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 3

Аннотация:
В статье COVID-19 рассмотрен как некий водораздел между исчерпавшей свой потенциал экономикой и социального устройства Республики Бурятия и открывшийся площадкой для переформатирования матрицы региональной экономики и строительства человекоцентричной экономики с опорой на «умную, мягкую» силу человеческого капитала в гармонии с природой. Показана роль университетов в осуществлении региональной «мечты» и всеобъемлющего повышения качества человеческого капитала, системы управления и воспитания подрастающего поколения. Затронуты вопросы экономической безопасности и неформальной занятости.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Атанов Н.И., Золотарева Н.А., Музыка Ю.В. Постпандемическая модель экономики в Республике Бурятия // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 3. – С. 139-146. – doi: 10.18334/tek.4.3.110713

Atanov, N.I., Zolotareva, N.A., & Muzyka, Yu.V. (2020) Post-pandemic model of the economy in the Republic of Buryatia. Tenevaya ekonomika, 4(3), 139-146. doi: 10.18334/tek.4.3.110713 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




«Любой кризис – это новая возможность»

У. Черчилль

COVID-19, потрясший весь мир, не первая и не последняя пандемия в истории человечества, вне зависимости, является ли она природной или «рукотворной». Защита от коронавируса потребовала постановку «на паузу» многие виды бизнеса, перевода на дистанционные методы управленческих, образовательных и других процессов, а также самоизоляцию населения в пределах семьи. И это непосредственно влияет на уровень экономической безопасности России и ее субъектов.

«Пандемия коронавируса резко изменила экономическую жизнь всей Европы и США. Ограничивая людей в их домах, заставляя их тратить гораздо меньше денег, чем они могли бы в противном случае. Страны Европы и США стали свидетелем краха потребления, угрожающего выживанию огромного количества предприятий разных сфер, от ресторанов до авиакомпаний и автопроизводителей. Это, в свою очередь, привело к внезапному и беспрецедентному падению спроса на рабочую силу» [7]. Что привело к резкому росту неформальной занятости в теневом секторе экономике в т. ч. и в России. И здесь видимо требуется в дальнейших исследованиях обосновать зависимость снижения продовольственной безопасности от роста безработицы и увеличения доли малообеспеченных граждан в условиях падения платежеспособного спроса.

Итоги режима ЧС, введенного в конце марта 2020 года в России, общеизвестны, как в социально-демографических утратах, так и в экономическом уроне. Восхождение вновь на нормальный уровень жизнедеятельности, оживление экономики, восстановление доходов домохозяйств и граждан, доверия и согласия в обществе, социального благополучия и множества других проблем, представляют на сегодня из себя частокол вопросительных знаков и это опять же напрямую связано с увеличением доли неформальных занятых, уровнем продовольственной и экономической безопасности территории.

В данной статье попытаемся дать свои предложения как можно изменить подходы по восстановлению нормального уровня жизнедеятельности, оживление экономики на примере конкретного субъекта Российской Федерации.

Понятно, что для Республики Бурятия инерционный восстановительный вариант, повторяющий докризисную модель экономки с опорой на «физическую силу» природного капитала и «финансовую силу» федерального бюджета, себя изжил. По нашему мнению, наступил час «X» для переформатирования самой матрицы экономики и перезагрузки институтов управления.

Правительство РФ разработало и приняло план восстановления экономики и перехода к ее активному росту (ВВП на 2,5 %) уже к концу 2021 года. Понятно, что это оперативная противокризисная мера крайне важна для поддержки бизнеса и населения. Но при этом уже сейчас необходимо задуматься о смене философии экономической политики на длительную перспективу.

При множественности проблем, наилучшее решение видится в том, чтобы «ухватить одну нить, которая связывает все остальное» (по Конфуцию), взявшись за которую можно вытянуть всю цепочку проблем [1]. По нашему мнению, «той нитью» послужит перманентная задача повышения иммунного потенциала народа – как источника здоровья и заградительного щита возможных эпидемий и экологических бедствий в будущих периодах. То есть, приоритетное развитие тех видов деятельности, которые «работают» на физическую силу человеческого капитала.

Иммунитет, как способность организма человека поддерживать свою целостность и биологическую идентичность, зависит в первую очередь от качества питания, здравоохранения и экологии. Это сельское хозяйство (сельскохозяйственные биотехнологии) и промышленность продовольственных товаров (пищевая биотехнология), производящие органопродукцию по «зелёным» технологиям. Это -биофармацевтическая промышленность, производящая лекарственные средства органического происхождения. Это отрасль по производству органических удобрений и средств защиты растений от болезней и сорняков по современным биотехнологиям. Это – акваэкономика. Это – безусловно, биомедицина. Это отрасли с экологически чистым и бережливым производством, не отравляющими воздушную и почвенную природную среду, то есть промышленная биотехнология, биоэнергетика [1].

Если необходимые условия для переформатирования матрицы экономики Бурятии созрели, то достаточным условием успешности проекта является перезагрузка институтов управления развитием. И эта задача – самая дешёвая по затратам, но самая сложная по реализации, поскольку власти предстоит реформировать саму себя. Перезагрузка не требует создания новых структур в дополнение к действующим. Скорее наоборот, усилит компактность и дееспособность институтов. Настало время «ударить по застоявшимся умам общества» (по В. О. Ключевскому) и провести структурные преобразования в органах власти [2]. С момента первичной перезагрузки в 1992-1994 годах, система государственного управления Республики Бурятия не реформировалась. Естественным образом, за прошедшие четверть века «авгиевы конюшни» управления накопили груз прошлого, отжившего и нуждаются в чистке и обновлении.

С чего начать и как осуществить, предложено философом И.А. Ильиным еще в 1928 году: «Эпоха расцвета и величия России начнется лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!» [3]. Качество – самый ёмкий критерий оценки всего, с чем мы ежедневно встречаемся по жизни: будь то работа, продукция, информация, социальные связи, состояние окружающей среды и наше отношение к ней.

Холистическое (всеобъемлющее) свойство «качества» дает нам универсальный ключ к выработке постпандемической стратегии развития. В повестке на XXI век у нашего государства – освоение «4G» – четвёртой промышленной революции, с цифровизацией, роботизацией, искусственным интеллектом, «зелёными», «природоподобными», «бережливыми», биологическими и IT-технологиями, генной инженерией, устойчивым развитием. Развивать сложные интеллектуальные процессы с помощью «ручного» управления невозможно. Нужен адекватный по качеству человеческий капитал. При этом качество человеческого капитала во многом определяют уровень экономической и национальной безопасности.

В практикуемом на сегодня «эффективном менеджменте» упущены важные элементы управленческой культуры. Например, чётко прописанные обязанности и ответственность, стандартизированные процедуры прямых и обратных связей, алгоритм правильности постановки задач подчинённым и организации взаимодействия в коллективах. а когда нет чётких правил и процедур, сотрудники заменяют их собственными, основанными на житейских представлениях в пользу собственных выгод. Новым трендом в управлении становится недостаточные умения должностными лицами конвертировать теоретические знания в практическую плоскость. Наблюдаются сбои в цепочке «знание – понимание – умение практического применения – управленческое действие». Причину этого мы видим в недостатке у молодых управленцев практического производственного опыта. Замкнуть всю цепь воедино с помощью интеллектуальных и образовательных программ типа «Валдай», «Сириус», «Лидеры России» и других зарубежных заимствованных пока не получается. В управлении есть вещи, которые надо самому прожить, переболеть и с помощью многоступенчатого профессионального образования, перемежающегося с практической работой, т.е. не проезд в «социальном лифте», а последовательное и самостоятельное прохождение пешком межэтажных служебных пролётов.

Главное качество управленца-лидера – способность пробудить у подчинённых «тот благородный импульс, что таится в каждом человеке» (уроки У. Черчилля). Это цитата, в том числе, о необходимости возобновления в системе управления тарифного-квалификационного нормирования, чтобы ликвидировать «пропасть» в оплате за труд между топ-менеджерами, офисными специалистами, рядовыми работниками – с одной стороны, а с другой – определение управления, как системы обязанностей и ответственности, прежде всего, а не только полномочий. Чтобы качество, как мерило эффективности всех сфер жизнедеятельности достигло своей цели, оно должно быть подкреплено соответствующими инструментами. Для нашего общества, с дефектной демократией вольности, проросшего прокрастинацией и «авось-небось – ментальностью», чрезвычайно актуально изучение и применение теории «глубинных знаний» Эдвардса Деминга [4], и научной организации труда в работах А.К. Гастева, воспитания в человеке самоорганизованности и самодисциплины [5]. Настоящий специалист лоялен, в первую очередь цели и делу.

Из известной поговорки «порядок бьет класс» следует, что у нашего народа достаточен «класс», но в дефиците «порядок». Порядок и качество задаются не только воспитанием, но и национальными и международными стандартами. Отечественной системой стандартизации и метрологии разработаны и приняты основополагающие стандарты, регламентирующие все основные производственные, социальные, экологические и управленческие действия. Особо считаем полезным для сельских территорий Бурятии стандарт – ГОСТ Р 56548 – 2015 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований, системы менеджмента. Общие принципы и требования». Внедрение данного стандарта – важнейший инструмент упорядочения системы управления и повышения социально-экономической эффективности муниципальных районов и поселений. Массовое внедрение государственным, муниципальным и производственным управлением отечественных и международных стандартов качества, менеджмента, социальной ответственности, устойчивого развития и других, является базовой основой качества. а качество, в свою очередь, – фундамент, на котором успешно можно воздвигнуть технологии 4G.

Нуждаются в перезагрузке отношения региональной власти и местного самоуправления с высшими учебными заведениями. Эпоха параллельного, непересекающегося сосуществования – уже история. На вузы возлагаются серьезные обязательства, ответственность за развитие региона.

Новая роль высшей школы в регионе – это ответственность за объем и качество человеческого капитала, инновационного потенциала и имиджа республики Бурятия. Преобразование вузов из «транслятора знаний» в «генераторы новых научных знаний», технологических инноваций, нравственного, этического и культурного воспитания молодого поколения, а теперь и основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности человека будет успешным в случае объединения усилий. И они справятся с этой непростой задачей. Но для этого нужно сформировать механизм паритетных партнёрских отношений между властью, университетами и бизнесом. Для координации сетевого взаимодействия считаем целесообразно создание при Главе Республике Бурятия Совета по качеству жизни, конкурентоспособности и устойчивому развитию. Любое развитие, совершенствование начинается с обучения. Например, с организацией в партнерстве вуза, правительства, союза промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палаты. Центра дополнительного и непрерывного профессионального обучения (повышение квалификации, переобучения новым специальностям без отрыва и с отрывом от основной работы) руководителей и специалистов министерств, ведомств, государственных учреждений, муниципальных образований, бизнес-организаций. Центральная тематика – «качество» через усвоение знаний в области стандартизации и метрологии, последующего их внедрения во все основные сферы жизнедеятельности.

Нарастающую тенденцию интеллектуального и профессионального бессилия можно повернуть вспять только совместными действиями региональной власти – университетов – общества.

«В условиях самоизоляции, дистанцированности, ухудшения обстановки в различных отраслях основная роль в создании благоприятной обстановки отводится, безусловно, государственным органам. От качества и своевременности принятия решений последними, их скоординированности зависит как быстро мы сможем побороть вирус, вести привычный образ жизни, начать полноценно работать» [6]. И это напрямую позитивно скажется на уровне экономической безопасности и на сокращение численности населения, работающих в неформальном (теневом) секторе экономики.

[1] Приоритетное развитие перечисленных отраслей не отрицает развития других, востребованных рынком производств.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. / Перевод с китайского с комментариями. - СПб., 1910.
2. Крестьянская реформа. Отмена крепостного права. Династия Романовых. [Электронный ресурс]. URL: http://vseromanovi.narod.ru/krepravo.html (дата обращения: 13.07.2020).
3. Ильин И.А. Русский колокол. 1928, № 4. С.3-7
4. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. / пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
5. Гастев А.К. «Как надо работать» (1921) (1-е изд. М., 1966, 2-е изд. М., 1972.); «Трудовые установки», М., ЦИТ, 1924 (2-е изд. М., 1973) и др
6. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Вероятные социальные и экономические последствия пандемии коронавируса COVID19 // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2020. – № 2. – c. 60-71.
7. Tilford S. America Is Having an Unemployment Apocalypse. Europe Chose Not to. Foreignpolicy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://foreignpolicy.com/2020/04/04/kurzarbeit-coronavirus-pandemic-america-unemployment-apocalypse-europe-not/ (дата обращения: 13.04.2020).