Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронавирусной инфекции COVID-19

Деева Т.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать:
Деева Т.В. Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 7. – С. 1401-1412. – doi: 10.18334/ce.14.7.110588.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812284
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются процессы цифровизации экономической деятельности и внедрения новых технологических дистанционных инструментов в работе ФНС, их влияние на поступления в бюджет. Описаны требования государства к цифровизации процессов налогового контроля. Центральным вопросом рассмотрения в статье является удаленная форма налогового контроллинга и необходимость ее развития и внедрения во время больших вызовов, в том числе коронавирусной инфекции. Помимо этого, в статье даны описания направлений, по которым произойдет облегчение в работе налоговых органов с внедрением инструмента удаленного налогового контроллинга в период пандемии COVID-19. Рассмотрены преимущества от внедрения рассматриваемого инструмента как для налогоплательщика, так и для государства и описаны нюансы перехода ФНС к цифровому формату работы.

Ключевые слова: Удаленный налоговый контроллинг, развитие, тенденции, COVID-19, пандемия

JEL-классификация: H22, H29, O49



Введение

Как известно, с конца 2019 года на мир обрушилась неизвестная доселе пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, ставшая индикатором многих недоработок в системе экономического развития. Пандемия оголила проблемные места бизнес-структур, государственных органов, системы здравоохранения, социальной сферы и многого другого. Но также подобное явление стало катализатором для принятия оперативных административных и действенных решений. Города и страны перешли к самоизоляции в целях снизить отрицательный эффект от вируса и, таким образом, стало очевидно, что и многие другие необходимые социальные процессы необходимо перевести в удаленный формат.

Наше общество стремительно развивается в условиях цифровизации экономики, все больше инструментов становятся доступными для государства и для граждан в виртуальном режиме, что существенно облегчает как работу государственных органов, так и многие вопросы населения. К одному из таких инструментов можно отнести удаленную форму налогового контроллинга, представляющую собой комплекс из взаимосвязанных администрирующих функций по выявлению, расчету и анализу налоговой базы, а также составлению рисков и определению возможностей.

Цифровая экономика стала необходимой частью развития современного общества, многие из методов, используемые еще 10–15 лет назад, стремительно устарели и потеряли свою актуальность и полезность. Мир начал крутиться в интернет-среде, бизнес-сектор также перешел на удаленный формат работы, что обуславливает финансовую, административную и временную выгоду, так как снижается необходимость в аренде помещений, оплате работ сотрудников (достаточно иметь несколько онлайн-администраторов и консультантов), повышается прозрачность совершения операций и облегчение работы по контролю за качеством выполнения возложенных функций на персонал [6] (Sannikova, Bogomolova, Zhigalova, 2019). Подобные положительные эффекты еще поддерживаются облегчением условий по выполнению функций организации как налогоплательщика, так как удаленный налоговый контроллинг позволяет самостоятельно в режиме реального времени определять необходимую базу по уплате налогов и даже предоставляет автоматически частично заполненный шаблон для улучшения взаимодействия между гражданином (налогоплательщиком) и государственным органом.

Программа развития экономики в цифровом формате принята в конце декабря 2018 года, и планируется к полной интеграции проект провести уже в 2024 году. Она включает в себя внедрение цифровых технологий во многие грани экономической структуры и переход на качественно новый уровень отношений, позволяющий без тесного и очного контакта решать все возникаемые вопросы с четко прослеживаемой цепочкой шагов по решению проблемы обратившегося со стороны государственного органа. Помимо прочего развитие подобных упрощающих работу инструментов несет за собой и улучшение безопасной и прозрачной среды протекаемости государственных процессов.

Результаты исследования

В рамках данной статьи обсудим развитие и интеграцию в систему цифровой экономики инструмента налогового контроллинга в удаленном формате.

Чаще всего налоговый контроллинг принято использовать на предприятиях и в организациях для сбора, обработки, анализа информации о налоговых потоках, формируемых внутри предприятия, а также для просчета и прогноза рисков и определения возможностей развития и роста организации.

Налоговый контроллинг считается целесообразным к применению в организациях для предотвращения налоговых преступлений, так как в пределах этого инструмента применяются законные пути оптимизации и уменьшения налогов, что позволяет организации избежать налоговые нарушения и предоставит возможность осуществлять грамотное управление налоговыми доходами и расходами [3, 5] (Zhirova, Vlasova, 2015; Oleynikova, 2019).

Что касается государства в этом вопросе, то его требования к цифровизации процессов налогового контроля сводятся к следующим группам:

- электронный документооборот, представляющий собой занесение данных налогоплательщиком в шаблоны деклараций в электронном виде;

- электронное ведение налогового учета, что является своевременной передачей данных учета налоговому органу в электронном виде;

- электронное согласование и сравнение данных, характеризующееся передачей в электронном формате в целях оценки дополнительных данных, где ФНС проверяет и сопоставляет в режиме реального времени информацию о налогоплательщиках и типах налогов;

- электронный аудит, сверяющий реальные данные по налогам в организации с отправляемыми предприятием отчетностями, после чего налогоплательщику в короткие сроки высылают результаты проверки в качестве обратной связи;

- полная электронная оценка, являющаяся инструментом для прямой проверки и оценки налоговым органом данных по налогам организации, минуя заполненные отчетности [10] (Shlychkov, Rodicheva, 2018).

Цифровизация работы налоговых органов позволила на одном только проекте для самозанятых – приложении «Мой налог» – задекларировать 20 млрд рублей дохода с пробитыми более 20 млн чеков в 2019 году [11].

Во внутреннем российском бизнес-пространстве для облегчения работы органов ФНС по отслеживанию денежных потоков по розничным продажам введен такой цифровой инструмент, как онлайн-кассы.

Благодаря внедрению цифровых технологий за период с 2014 по 2019 год налоговым органам получилось добиться увеличения поступлений в бюджет почти в два раза.

Что же касается процессов налогового администрирования на мировой арене, то более чем с 70 юрисдикциями заключены договоры об электронном обмене данными по налогам в целях предотвращения вывоза денежных потоков за рубеж.

Рассмотрим, каким образом изменились данные об исполнении федерального бюджета при внедрении цифровых инструментов налоговыми органами для работы с предприятиями как на внутреннем, так и на международном рынке (табл. 1) [12].

Таблица 1

Краткая информация о налоговых поступления в бюджет РФ за 20172019 годы (млрд руб.)

Показатели
2017
2018
2019
Доходы, связанные с внутренним производством
НДС (внутренний)
3 069,9
3 574,6
4 257,8
Налог на прибыль
762,4
995,5
1 185,0
Доходы, связанные с импортом
НДС на ввозимые товары
2 067,2
2 442,1
2 837,4
Источник: [12].

Из данных по внутреннему НДС можно сделать вывод, что в 2018 году прирост составил 16%, а в 2019 году – 19%. По налогу на прибыль эти цифры в 2018 и 2019 годах составили 30,5% и 19% соответственно. По НДС на ввозимые товары прирост в 2018 году составил 18%, а в 2019 году – 16%. Некоторый упадок в 2019 году по проценту прироста можно соотнести с начинаемой активной интеграцией новых инструментов в работу ФНС. Но тем не менее доход бюджета растет, что является положительным аспектом работы уже внедренных инструментов.

Удаленный налоговый контроллинг как инструмент в работе налоговых органов является необходимым и стал очень актуальным в период такого масштабного вызова, как распространение коронавирусной инфекции. Бизнес, государство, самозанятые и многие другие подвержены огромному риску в связи со сложившейся ситуацией, настолько, что удаленная форма именно налогового контроллинга стала необходимостью современных реалий.

Как известно, инструмент налогового контроллинга позволяет рассчитывать риски, определять возможные пути стабилизации и улучшения имеющихся показателей и обстановки в целом, что довольно важно в такой непредсказуемый период, как нынешний.

Удаленная же форма налогового контроллинга дает возможность проводить все необходимые операции дистанционно, не подвергая какой-либо опасности как инспекторов и сотрудников налоговых органов, так и самих налогоплательщиков и посетителей государственных учреждений.

Тенденции развития удаленного налогового контроллинга сводятся к тому, что изначальная форма подобного администрирования вводилась на предприятиях, позже на вооружение была взята в государственных органах, а затем перешла на удаленный формат.

Преимущества удаленной формы налогового контроллинга сводятся в большей степени к тому, что данный инструмент позволяет проводить налоговое планирование и бюджетирование, а также координировать и регулировать исполнение налоговых планов и бюджетов [1] (Barulin, Barulina, 2016). Составим краткую модель системы удаленного налогового контроллинга, которую можно применить для налоговых органов (рис. 1).

Рисунок 1. Краткая модель системы удаленного налогового контроллинга

Источник: составлено на базе модели построения системы налогового контроллинга компании Барулина С.В., Барулиной Е.В. [1] (Barulin, Barulina, 2016).

При переходе налоговой службы на цифровой формат работы в целом и на удаленный налоговый контроллинг в частности стоит упомянуть некоторые положительные нюансы нового формата деятельности службы.

Во-первых, все транзакции проводятся в прозрачной среде.

Во-вторых, налогообложение носит автоматический бесконтактный характер.

В-третьих, переход к работе, где не требуется налоговая отчетность.

В-четвертых, бизнес-сектор выводится из теневой среды, что влечет за собой повышение уровня собираемости налогов.

В-пятых, усиливается уровень доверия к государству со стороны граждан.

Рассмотрим в таблице 2 положительные стороны для государства, налоговых органов и для налогоплательщиков от интеграции в деятельность ФНС удаленного налогового контроллинга.

Таблица 2

Преимущества для сторон налоговой системы от внедрения удаленного налогового контроллинга

Преимущества от внедрения удаленного налогового контроллинга






Для государства

Для налоговой службы


Для налогоплательщика






- Экономическая деятельность осуществляется в практически прозрачной среде
- Усиление доверия между государством и населением

- Наладка цифровой трансформации данных, при которой на веб-форму с приходящими на нее данными для проверок преобразовывается в улучшенный вид
- Освоение автоматически заполняемого шаблона с имеющимися внутри него пустыми полями для автоматического заполнения по результатам расчетов
- Автоформирование структурированных актов и отчетов
- Алгоритмитизация с созданием алгоритмов для выявления нарушений, учета рисков и возможностей, а также предотвращения потенциально возможных ошибок и нарушений
- Сокращение разрыва субъектов Федерации по ключевому показателю социально-экономического развития – ВРП в расчете на душу населения


- Налоговое администрирование проводится на базе данных и сервисности
- Полная адаптация налоговых органов к естественной среде
- Отсутствие надобности в очной работе с инспекциями
- Осуществление выполнения налоговых обязательств в автоматическом режиме и без усилий
Источник: составлено автором на основе изученных материалов.

Интеграция в работу налоговой службы современных инструментов информационных технологий в условиях цифровой экономики минимизирует риски отказа соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, а также способна привести к максимизации эффекта от налогового администрирования [5] (Oleynikova, 2019).

В условиях бушующей пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 необходимость внедрения удаленного налогового контроллинга заключается в следующем:

- снижаются затраты на налоговое администрирование в связи с удаленностью и автоматизацией деятельности;

- уменьшается административная нагрузка на налогоплательщиков и устраняются административные барьеры в виде потерянного времени и трудозатрат во время заполнения декларации и выполнения уплаты налогов;

- расширяется география ведения бизнеса (бизнес перешел в период пандемии на сетевой формат, стал полностью интернет-бизнесом), и тем самым ФНС с использованием удаленного налогового контроллинга не теряет перешедший во всемирную паутину бизнес из виду;

- минимизируются риски заражения вирусом сотрудников службы и налогоплательщиков, чем замедляется распространение инфекции.

Так как налоговые риски становятся индикатором вероятных убытков и прибылей, актуальным становится вопрос о необходимости разработки методик и мероприятий по осуществлению анализа для дальнейшей оценки и предупреждения рисковых неожиданных ситуаций. Управление налоговыми рисками представляет собой своевременное определение кризисной ситуации, проведение анализа и оценки налоговой ситуации, выработку соответствующих мер по уменьшению непосредственного влияния различных факторов как на государство, так и на хозяйствующие объекты [4] (Mironova, 2016). Все это содержится в функционале удаленного налогового контроллинга.

Тенденции развития удаленного налогового контроллинга происходят в период реализации процесса интеграции новых информационно-цифровых технологий, позволяющих перевести работу налоговой службы на новый уровень и повысить прозрачность среды, в которой осуществляются бизнес-процессы, с созданием среды с максимально комфортным и минимально обременительным соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства [8] (Petukhova, Grigoreva, 2019).

Удаленный налоговый контроллинг реализуется в рамках цифровой экономики. Чем лучше цифровизируется экономика, тем активнее используется рассматриваемый инструмент. Для успешного функционирования цифровой экономике необходимо наличие трех составляющих (рис. 2) [9] (Chelysheva, 2016).

В период пандемии многим предпринимателям пришлось перевести бизнес в интернет, и налоговой службе удобнее стало прослеживать цепочки реализации товаров и услуг, что также является положительной стороной развития цифровой экономики.

Рисунок 2. Компоненты успешного функционирования цифровой экономики

Источник: составлено автором.

Кризисные явления оголяют многие недоработанные моменты в системах, показывая тем самым, в каком направлении необходимо двигаться в ближайшее время для стабилизации ситуации на данный момент времени и улучшения ее в будущем. Разразившаяся пандемия коронавируса COVID-19 показала, насколько может быть не защищен бизнес, как явно, оказывается, отсутствует «подушка» безопасности у предпринимателей, как не доработаны многие процессы в государственных органах, какими уязвимыми являются население и многие сферы жизнедеятельности общества, как неорганизованно могут протекать некоторые методы. Но тем не менее многих плачевных ситуаций удалось избежать в связи в развитием и переходом на новый уровень процессов, осуществляемых на дистанционном уровне.

Цифровую трансформацию можно отнести к этим процессам, ее развитие в последние годы является одним из приоритетов в Российской Федерации. Влияние цифровой экономики на сферу налогообложения не могло пройти бесследно, и обозначить ее можно четырьмя аспектами:

- внедрение и оказание цифровых государственных услуг налоговыми органами;

- автоматизированная система налогового контроля;

- формирование подходящих налоговых условий побуждения вливания инвестиций в цифровые технологии;

- составление и реализация методов налогообложения появившихся новых продуктов и операций, возникших под влиянием развития цифровых технологий [2] (Gulkova, Karp, Tipalina, 2019).

Заключение

Удаленный налоговый контроллинг как инструмент, возникший под влиянием развития цифровой экономики, позволяет вести деятельность ФНС максимально прозрачно, с наименьшими расходами и убытками, в максимально комфортной обстановке как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, обеспечивая безопасность всем сторонам деятельности.


Источники:

1. Барулин С. В., Барулина Е. В. Налоговый контроллинг : учебник для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит», 38.03.01 «Экономика» / С. В. Барулин, Е. В. Барулина. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. – 172 с.
2. Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В. Налоговые вызовы цифровой экономики // Экономика: проблемы, решения и перспективы. - № 4. - 2019. - С. 89 - 95.
3. Жирова Г. В., Власова С. С. Налоговые расследования [Электронный ресурс] // Экономика и общество в условиях турбулентности внешней среды. – Саратов. – 2015. – Режим доступа URL: https://ssrn.com/abstract=2686529 (дата обращения: 18.06.2020).
4. Миронова О.А. Налоговая безопасность: развитие теории, методологии и практики // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-1. С. 90–97.
5. Олейникова Ю.А. Вызовы и модели развития бизнеса в условиях прогрессии цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41294.
6. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 481-494. – doi: 10.18334/eo.9.2.40661.
7. Петухова Р.А. Развитие международного обмена налоговой информацией в процессе деофшоризации экономики // Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2017): труды научно-практической конференции с зарубежным участием 16–17 ноября 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. Томск: Изд-во Политехнического университета, 2017.
8. Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2019. - № 46. - С. 303 - 316.
9. Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 1. С. 33–39.
10. Шлычков Д. С., Родичева Ю. С. Тенденции развития налогового контроллинга в условиях цифровой экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2018. – Т. 11, № 3. – С. 354 – 364.
11. Будущее налогового администрирования – бесконтактные технологии [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - Режим доступа URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9034201/?fbclid=IwAR39pAQ9BHw5dEqrIoyaDkMX1cSxogLYhznpbHzg8kTptQ7MJWu84bpNjJc (дата обращения 19.06.2020).
12. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g. (дата обращения 19.06.2020).
13. Цветков В.А., Проценко О.Д., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства агропромышленного сектора // Финансы: теория и практика. 2018.22(6):39-52.

Страница обновлена: 07.12.2023 в 17:55:39