Внедрение логистического комплаенса в систему реализации продукции на предприятии

Лавренко Е.А.
Implementation of logistics compliance in the system of product sales at the enterprise - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 2

Аннотация:
В работе рассматривается применение логистического комплаенса в системе реализации продукции на предприятии. Автором предложена классификация логистического комплаенса в системе реализации продукции по периоду функционирования предприятия. Разработана модель организации логистического комплаенса на предприятии. Представлен алгоритм создания и использования логистического комплаенса в системе реализации продукции на предприятии

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Лавренко Е.А. Внедрение логистического комплаенса в систему реализации продукции на предприятии // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 6. – С. 1105-1114. – doi: 10.18334/ce.14.6.110520

Lavrenko, E.A. (2020) Implementation of logistics compliance in the system of product sales at the enterprise. Kreativnaya ekonomika, 14(6), 1105-1114. doi: 10.18334/ce.14.6.110520 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

В последнее время актуальными вопросами по эффективному управлению предприятиями является комплаенс.

Термин «комплаенс» в российской бизнес-среде появился совсем недавно, и пришло данное понятие с Запада. В России компании относительно недавно стали внедрять комплаенс. К таким компаниям относятся крупные корпорации, сотрудничающие с зарубежными партнерами и ориентированные на долгосрочное сотрудничество [1] (Lakhno, 2018).

Слово «комплаенс» позаимствовано из английской терминологии и означает соответствие, согласие, повиновение, действие в соответствии с указанием [2] (Ermakova, Anunyanova, 2014). Комплаенс является эффективным инструментом бизнес-управления за рубежом.

В России в настоящее время комплаенс больше связан с системой контроля и используется преимущественно в отраслях банковского сектора [3] (Kadysheva, 2019).

Согласно Положению Банка России № 242-П, внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками [4].

Общими понятиями, присущими комплаенсу, являются: контроль, управление рисками, действие по законодательству, соблюдение правил.

Под комплаенсом мы будем понимать систему контроля и управления рисками в сфере законодательства, внутренней документации, этических правил.

Любая коммерческая деятельность, ориентированная на получение прибыли, иногда обходит законодательство, не соблюдает общественные правила, этические нормы бизнеса. А это приводит впоследствии к снижению прибыли и рентабельности, текучести сотрудников, потере имиджа и конкурентоспособности, мобильности предприятия в целом.

Одна из задач предприятия – эффективно непрерывно развиваться. Однако в условиях конкурентной борьбы удержать прочные позиции на рынке очень сложно из-за возникающих рисков в сфере экономики, репутации бизнеса. Поэтому все больше предприятий внедряют комплаенс и создают специальные отделы из сотрудников, способных выявить предпосылки к возникновению риска еще до его проявления и предупредить возможные негативные последствия. Комплаенс должен использоваться в различных сферах деятельности. Поэтому в статье поговорим об актуальности и эффективности применения логистического комплаенса в системе реализации продукции.

В настоящее время в логистике не используется комплаенс как важнейший фактор управления эффективностью организацией предприятия.

Логистика, вопросы сбыта, товародвижение рассматривались ведущими учеными и экономистами: Альбековым А.У., Аникиным Б.А., Баскиным А.И., Болтом Г.Дж., Голиковой Е.А., Залмановой М.Е., Зыряновым А.В., Костоглодовым Д.Д., Миротиным Л.Б., Сергеевым В.И., Тяпухиным А.П. и др.

Однако о внедрении комплаенса в логистических цепях в трудах ученых не упоминалось. Таким образом, исследование логистической системы реализации продукции с применением комплаенса представляет собой несомненный интерес для исследования, а с другой стороны, имеет практическое значение.

Логистический комплаенс реализации продукции – это система логистических процедур и механизмов, направленных на обеспечение соблюдения законов, локально-нормативных актов в основных сферах реализации продукции: распределении, движении ресурсов, при заключении договоров, продаже [5] (Belousova, Tyapukhin, 2006).

Логистический комплаенс в системе реализации включает следующие уровни функционирования:

- профилактика (предупреждение) логистических процессов;

- локация (обнаружение, выявление) логистических проблем;

- воздействие на логистические процессы.

Профилактика логистических процессов включает: выявление и оценку комплаенс-рисков в логистике, разработку политики и процедур логистических процессов, тренинги и коммуникации в трудовой деятельности сотрудников предприятия, интеграцию логистических процессов, коллективное взаимодействие.

Локация логистических проблем (определение комплекса логистических проблем на предприятии) включает следующие составляющие: анонимная линия, внешний омбудсмен, комплаенс – контроль логистических процессов системы распределения, мониторинг и проверка партнеров и поставщиков, комплаенс-аудит, комплаенс-испытания.

Воздействие на логистические процессы состоит из: анализа и выводов логистических ошибок, доработки, отслеживания негативных, неэффективных логистических процессов системы распределения.

В зависимости от периода функционирования предприятия и уровня внедрения логистического комплаенса в систему реализации продукции, можно построить следующую матрицу, представленную рисунком 1.



Уровни логистического комплаенса в системе реализации продукции


профилактика логистических процессов
лоцирование логистических проблем
воздействие на логистические процессы
Период функционирования предприятия
долгосрочный период
ПЛКДП
ЛЛКДП
ВЛКДП
среднесрочный период
ПЛКСП
ЛЛКСП
ВЛКСП
краткосрочный период
ПЛККП
ЛЛККП
ВЛККП

Рисунок 1. Классификация логистического комплаенса в системе реализации продукции в разрезе функционирования предприятия

Источник: составлено автором.

Рассмотрим поля предложенной матрицы логистического комплаенса в системе реализации продукции в разрезе функционирования предприятия.

Профилактика логистического комплаенса в краткосрочный период (ПЛККП) функционирования предприятия (до 1 года работы на рынке) характеризуется следующими особенностями: внедрение логистического комплаенса и его оценка по движению ресурсов.

Профилактика логистического комплаенса в среднесрочный период (ПЛКСП) функционирования предприятия (от 1 года до 3 лет работы на рынке) характеризуется следующими особенностями: выработка единой логистической политики по продажам продукции, по работе персонала; оценка логистического комплаенса по движению ресурсов.

Профилактика логистического комплаенса в долгосрочный период (ПЛКДП) функционирования предприятия (от 3 лет работы на рынке и более) характеризуется следующими особенностями: эффективность работы логистического комплаенса по движению ресурсов и минимизация рисков; интеграция логистических процессов.

Локация логистического комплаенса в краткосрочный период (ЛЛККП) функционирования предприятия характеризуется следующими особенностями: комплаенс-контроль логистических процессов.

Локация логистического комплаенса в среднесрочный период (ЛЛКСП) функционирования предприятия характеризуется следующими особенностями: комплаенс-контроль и мониторинг логистических процессов; проверка партнеров и поставщиков ресурсов.

Локация логистического комплаенса в долгосрочный период (ЛЛКДП) функционирования предприятия характеризуется следующими особенностями: логистический комплаенс в структурных подразделениях всего предприятия; аудит движения ресурсов.

Воздействие логистического комплаенса в краткосрочный период (ВЛККП) функционирования предприятия характеризуется следующими особенностями: логистический комплаенс по движению ресурсов, заключению договоров, распределению и продажам.

Воздействие логистического комплаенса в среднесрочный период (ВЛКСП) функционирования предприятия характеризуется следующими особенностями: комплаенс маркетинговой и логистической деятельности.

Воздействие логистического комплаенса в долгосрочный период (ВЛКДП) функционирования предприятия характеризуется следующими особенностями: общий комплаенс по системе распределения и движения ресурсов, маркетинговой деятельности.

Согласно представленным характеристикам логистического комплаенса в системе реализации продукции, выделим следующие понятия:

- движение ресурсов представляет собой вид коммерческой или производственной деятельности предприятия, направленный на перемещение ресурсов в требуемых направлениях по согласованию между звеньями логистической системы [6] (Tyapukhin, 2012);

- комплаенс логистических процессов – контроль и оптимизация логистического потока ресурсов от продавца к покупателю;

- комплаенс маркетинговой деятельности – контроль и оптимизация коммерческой деятельности по достижению конкурентоспособности за счет удовлетворенности потребителей продукции;

- комплаенс логистической деятельности – контроль и оптимизация логистических потоков ресурсов и услуг.

Маркетинговая деятельность, с которой начинается работа предприятия, непосредственно связана с системами распределения и движения ресурсов.

Модель реализации продукции с использованием логистического комплаенса представлена на рисунке 2.

Алгоритм создания и использования логистического комплаенса в системе реализации продукции на предприятии представлен рисунком 3.

Согласно данному алгоритму, первоначальным этапом внедрения системы логистического комплаенса является проектирование. Проектирование системы логистического комплаенса построено на таких элементах, как мониторинг бизнес-процессов реализации продукции (услуг), определение и устранение узких мест реализации продукции (услуг), синхронизация локальных бизнес-процессов системы реализации продукции (услуг), интеграция локальных бизнес-процессов в рамках реализации продукции (услуг), составление плана по комплаенсу логистических бизнес-процессов по реализации продукции (услуг).

Рисунок 2. Модель организации логистического комплаенса на предприятии в системе реализации продукции

Источник: составлено автором.

Следующий этап внедрения системы логистического комплаенса – формирование. Формирование логистического комплаенса на предприятии характеризует контроль над деятельностью систем распределения и движения ресурсов.

Логистический комплаенс в системе распределения означает контроль и управление рисками в выборе розничных и оптовых посредников, установление функций, прав и обязанностей торговых посредников, регламентацию и оценку их деятельности согласно действующему законодательству.

Логистический комплаенс в системе движения ресурсов означает контроль и управление рисками в транспортной деятельности предприятия, погрузочно-разгрузочных операциях, заключение договоров на основе действующего законодательства, получение синергетического эффекта в работе логистических цепей.

После формирования логистического комплаенса в системе реализации продукции можно говорить о его оптимальности. Если логистический комплаенс неоптимален, то есть неприемлем, нецелесообразен для предприятия с позиции финансовых и других затрат, то необходимо пересмотреть политику системы реализации продукции и оптимизировать затраты на ее формирование.

Если логистический комплаенс в системе реализации оптимален, то переходим к стадиям планирования и организации комплаенса по процессам распределения и движения ресурсов на предприятии.

Затем доводим продукцию до потребителя, заключаем договоры и продаем. Если потребитель удовлетворен продукцией, то в дальнейшем применяем такой же алгоритм планирования и организации логистического комплаенса в системе реализации продукции. Если же потребитель не удовлетворен продукцией, вносим коррективы в процесс проектирования логистического комплаенса системы реализации продукции на предприятии.

Удовлетворенность потребителя продукцией характеризуется его лояльностью. Под потребительской лояльностью понимают приверженность к товарам (услугам) предприятия, позволяющую потребителям снизить или исключить ряд рисков, включая: риск функциональности (товар избранного продавца будет действовать, как ожидалось), психологический риск (товар не вызовет ощущение неудачи или неуверенности в себе), финансовый риск (товар будет соответствовать своей стоимости), риск безопасности (товар не причинит ущерб), социальный риск (товар не вызовет неодобрения со стороны референтных групп), временной риск (затраченное на покупку время будет стоить усилий) [7].

О лояльности потребителей можно будет судить по карте компетентности продавца/потребителя.

Карта компетентности продавца представляет собой оценку деятельности предприятия по таким показателям, как качественное обслуживание покупателя, своевременность выполнения заказа, использование политики поощрения.

Карта компетентности покупателя представляют собой оценку деятельности по трем критериям: своевременность оплаты, культура общения, наличие претензии.

Таким образом, все отзывы о работе предпринимателя и компетентности покупателя будут свидетельствовать об удовлетворенности потребителя продукции.

Рисунок 3. Алгоритм создания и использования логистического комплаенса в системе реализации продукции на предприятии

Источник: составлено автором.

В итоге, внедрив логистический комплаенс в систему реализации продукции, предприятие получит возможность увидеть свои недостатки и, устранив их, быть более конкурентоспособным. Эффективность от работы логистического комплаенса в системе реализации продукции позволит перейти предприятию на системный комплаенс своей деятельности.

Заключение

Рассмотрев применение логистического комплаенса в системе реализации продукции, подтверждается гипотеза нашего исследования об актуальности и эффективности применения комплаенса в системе реализации продукции. Представленная классификация логистического комплаенса в системе реализации продукции по периоду функционирования предприятия позволит оптимизировать его издержки. Профилактика логистических процессов, локация логистических проблем, воздействие на логистические процессы – это основные этапы комплаенса системы реализации продукции.

Модель организации логистического комплаенса на предприятии в системе реализации продукции связана с маркетинговой деятельностью, системой распределения и движения ресурсов, заключением договоров и продажей. Представленный алгоритм создания и использования логистического комплаенса в системе реализации продукции на предприятии свидетельствует о совершенствовании основных логистических бизнес-процессов.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Лахно Ю.В. Система комплаенс в российских компаниях реального сектора экономики / Налоги и финансы. - 2018. - №3. - С.36-37
2. Ермакова Н.А., Ануньянова Ч.Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций. / Международный бухгалтерский учет. – 2014. - № 3(297). - С. 2-3.
3. Кадышева О.Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента / Вестник Российского университета кооперации / 2019. - № 2 (36). -С. 61-62
4. Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П (ред. от 04.10.2017) «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 № 5489) / [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46304/c830b69169110ee9ca5db739773b710a06f6a80f/ (дата обращения: 01.05.2020).
5. Белоусова Е.А. Реализация продукции и услуг / Е.А. Белоусова, А.П. Тяпухин // РИСК -2006 - № 5 (375). - С. 33-35
6. Тяпухин А.П. Логистика: учебник для бакалавров / А.П. Тяпухин.- М.: Издательство Юрайт, 2012.- С.35.
7. Кузнецова Л.В., Брусенцова Л.С. Методы оценки лояльности потребителей // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 12. – С. 71-76