Тенденция специализации как фактор инновационного преобразования отраслей и сфер деятельности

Магомадов М.М.1, Тавбулатова З.К.2, Сулумов И.О.2
1 Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Россия, Грозный
2 Чеченский государственный университет, Россия, Грозный

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать:
Магомадов М.М., Тавбулатова З.К., Сулумов И.О. Тенденция специализации как фактор инновационного преобразования отраслей и сфер деятельности // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 5. – С. 829-846. – doi: 10.18334/ce.14.5.110188.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43057200
Цитирований: 4 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Глобализация одновременно проявляется как в интеграционных процессах мировой экономики, так и в процессах специализации предприятий по различным направлениям инноваций. Во многом тенденция специализации проявляется в возникновении серий радикальных новшеств и последующих преобразованиях отраслей. Целью статьи является описание природы этой тенденции и ее проявлений как часть знаний, необходимых лидерам предприятий для адаптации к изменениям. Для достижения этой цели решены следующие задачи: детально разобран процесс специализации, а затем разбит на ключевые этапы; выявлены его проявления в различных областях инновационной деятельности; дан прогноз дальнейшего развития сферы инноваций в данном направлении; предложены общие рекомендации для предприятий, направленные на адаптацию к происходящим изменениям в рамках исследуемой тенденции.

Ключевые слова: прорывные инновации, радикальные инновации, специализация, интеграция, отраслевые преобразования

JEL-классификация: O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Одним из аспектов стратегического планирования инновационных предприятий является прогнозирование тенденций, протекающих в отраслях и экономике. Обнаружение процессов специализации зачастую является сложной задачей, поскольку они проявляются в различных формах, а каждая из отраслей имеет свои специфические черты. Кроме того, упускается из внимания тот факт, что подобные закономерности имеют место не только в секторе производства и разработок, но также в секторах торговли, услуг и в управленческой деятельности. Учитывая высокие темпы отраслевых трансформаций, обнаружение этих тенденций и адекватная оценка их природы и перспектив является не только вопросом обеспечения конкурентных преимуществ для инновационных и коммерческих предприятий, но и залогом их выживания.

На сегодняшний день в процессе глобализации прослеживаются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, это укрупнение глобальных компаний и их вертикальная интеграция; с другой – процессы специализации коммерческой и инновационной деятельности, их фрагментация по сферам деятельности. К примеру, в компьютерной индустрии это проявляется в том, что каждый из узлов конечного продукта разрабатывается различными компаниями, тогда как на заре индустрии все компоненты создавались отдельными производителями [11] (Eckel, 2003).

Если первая из этих тенденций обусловлена главным образом экономическими причинами, то вторая, по нашему мнению, лежит в русле естественного процесса инновационного развития, и ее изучение в контексте данного процесса и является основным направлением нашего исследования. Фрагментация инновационной деятельности проявляется и в виртуальных технологиях, и в возникновении новых моделей бизнеса.

Адам Смит в своей работе первым обосновал эффективность принципа разделения труда для повышения производительности предприятий. Фредерик Тейлор развил его идею введением научного метода и измерения производственных процессов. В своей концепции сборочной линии Г. Форд рассматривал производство автомобилей как единый процесс последовательной деятельности, одним из первых обосновав принципы процессного управления. Более того, Г. Форд и Т. Эдисон сыграли определяющую роль в формировании инновационного менеджмента, применяя данные принципы. Заметный вклад в развитие данного управленческого подхода сделал Анри Файоль, который придавал особое значение координационным связям между функциональными отделами. Данный подход получил наибольшее развитие в период 1990-х годов, когда предприятия активно компьютеризировались. В это же время была популярна практика реинжиниринга бизнес-процессов [8, 7, 1] (Tavbulatova, Sulumov, 2016; Smit, 1993; Evdokimova, 2011).

Современные технологические процессы имеют тенденцию к усложнению, и усиление специализации отдельных этапов является закономерным явлением. В то же время активно развиваются коммуникационные и иные технологии, а также бизнес-модели, повышающие эффективность взаимодействия не только между отделами, но и предприятиями, что позволяет эффективно применять практики процессного управления.

Целью работы является описание природы тенденции специализации и выявление ее закономерностей. Данная тенденция проявляется в возникновении в различных отраслях институциональных единиц, специализирующихся на выполнении отдельных этапов целостного технологического процесса. Как правило, эти единицы оказывают свои услуги (либо производят компоненты какой-либо продукции) множеству конкурирующих компаний, предпочитающих выводить данный аспект деятельности на аутсорсинг.

Основным планируемым результатом исследования является выявление причин и основных движущих сил данной тенденции в технологическом секторе, а также последовательное описание процессов, приводящих к соответствующим изменениям. Таким образом, первая авторская гипотеза состоит в том, что технологические отрасли в рамках данной тенденции проходят одинаковые этапы развития.

Следующим результатом является подтверждение гипотезы о том, что схожие процессы, но проявляющиеся в иной форме, имеют место и в других областях экономики и сферах деятельности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

· проанализировать и описать протекание данной тенденции в наиболее инновационно емких отраслях, а далее – разделить процесс на стадии;

· установить наличие этих тенденций и в других сферах: торговле, сфере оказания услуг и управлении;

· дать обобщенный прогноз дальнейшего развития этой тенденции.

Методы анализа и синтеза в исследовании являются приоритетными: разбираются процессы развития различных отраслей промышленности, выявляются общие черты и закономерности развития, а затем выводится единая последовательность происходящих в отраслях процессов. Далее выявленная последовательность разбивается на этапы. Основному анализу подвергаются наиболее инновационно емкие, по мнению авторов, отрасли: ЭВМ, мобильная электроника, программное обеспечение, автомобилестроение.

На следующем этапе осуществляется поиск выявленных закономерностей в областях, которые за последний период также претерпели существенные отраслевые изменения, вызванные внедрением радикальных инноваций: торговля (электронная коммерция); услуги (новейшие платформы для пассажирского транспорта, туристического и риелторского бизнеса); и управление (франчайзинг и сетевые оргструктуры).

Прогнозная часть представляет собой экстраполяцию выявленных процессов исследуемой области на их будущее состояние. В качестве примера представлена одна из отраслей промышленности.

Результаты исследования

Большинство крупных инновационных организаций ведут активную политику поглощений с целью снижения издержек, диверсификации бизнеса, нивелирования потенциальных угроз в виде новых конкурентов, что подтверждается данными глобальной статистики. Ввиду усложняющихся технологических процессов и проблем управления, которые сопровождают компании при увеличении масштабов, становится все сложнее удерживать лидерство по нескольким направлениям деятельности одновременно. Организации с меньшими совокупными ресурсами и большей концентрированностью ключевых компетенций постепенно занимают лидирующие позиции [6].

В целях анализа процесса специализации разберем типологию инноваций Р. Хендерсона и К. Кларка (рис. 1) [12] (Henderson, Clark, 1990).

Рисунок 1. Типология инноваций Р. Хендерсона и К. Кларка

Источник: Henderson R.M., Clark K.B. Architectural Innovation: The Reconfiguration of Existing Product Technologies and the Failure of Established Firms // Administrative Science Quarterly. – 1990. - №1 (35). – P. 9-30.

Модульные инновации предполагают значимые новшества в одном из компонентов какого-либо продукта или процесса, в то время как общая концепция остается в целом неизменной. Дизельные и электрические двигатели в автомобилях, сенсорные экраны смартфонов, лазерные принтеры являются примерами таких инноваций.

Данная категория противопоставлена архитектурным инновациям, суть которых заключается в рекомбинации существующих компонентов с незначительным их видоизменением. Первый образец мотоцикла является одной из таких инноваций, так как двухколесный транспорт и двигатели ДВС были широко распространены.

Таким образом, выведено два противоположных направления инновационной деятельности. Архитектурные инновации создаются устоявшимися компаниями, интегрирующими производство различных частей продукции в единый технологический процесс (далее – интегрирующие компании), либо новыми участниками рынка, которые не ограничены сложившимися бизнес-интересами. Модульные инновации также зачастую создаются теми же производителями, однако в соответствии с наблюдаемой тенденцией разработка технологически сложных компонентов все чаще ведется специализированными компаниями.

Таким образом, происходит постепенное деление инновационных организаций на специализированные и интегрирующие. Особенностью первых является то, что их продукция (компоненты) поступает на производство интегрирующих организаций, которые, в свою очередь, взаимодействуют с потребителями напрямую либо с дилерскими или логистическими компаниями. Схематически взаимодействие выглядит следующим образом:

Рисунок 2. Схема взаимодействия между производителями и потребителями

Источник: составлено автором.

Эволюция разработок компьютеров двигалась в сторону уменьшения размеров и увеличения вычислительных мощностей. На первых этапах все компоненты разрабатывались отдельными компаниями, которые, как правило, были несовместимы не только с аппаратным обеспечением других производителей, но и с другими образцами продукта тех же разработчиков. По мере увеличения их доступности и расширения функционала возникало все больше разработчиков программного обеспечения, которое, однако, приходилось часто создавать для отдельных производителей [20] (Rojas, 2001).

Необходимость создания единых отраслевых стандартов и общей архитектуры вычислительных машин становилась все более очевидной. Первый шаг в данном направлении был сделан компанией IBM с выходом семейства компьютеров в 1964 году с взаимозаменяемыми компонентами других производителей, а представленная в 1981 году модель той же компании приобрела широкую популярность, которая вскоре стала стандартом персонального компьютера, актуального по сей день [9, с. 68, 72] (Campbell-Kelly, 2018).

Показательна также история развития рынка мобильных телефонов. В 1983 году был выпущен первый сотовый телефон. Вскоре появилось множество конкурентов, а модели со временем снабжались все большим количеством функций и приложений, таких как калькулятор, фотокамера, будильник и т.д. Прорывным этапом стало появление первых мобильных операционных систем. 1996 год становится основополагающим в развитии этого направления: выпуск новой ОС корпорацией Microsoft для карманных компьютеров; и тогда же выводится на рынок первый КПК Palm с собственной системой. Данные системы стали стандартом для своей отрасли. Так началась эра смартфонов [16, с. 16–17] (Panhale, 2015).

Каждый из производителей смартфонов разрабатывал собственную операционную систему и прочие компоненты продукта. Увеличение их вычислительных возможностей и внедрение сенсорных экранов значительно преобразовали рынок. Стали все отчетливее проявляться процессы унификации индустрии: по внешним характеристикам, функциональным особенностям и размерам модели смартфонов становились все ближе друг другу. Когда на рынке мобильных ОС наметились очевидные лидеры, большинство компаний отказались от собственных разработок в пользу этих систем, что стало возможным благодаря гибкой политике в отношении интеллектуальной собственности компании Google. Примечательно, что и в производстве компонентов также имеются лидеры, чьи разработки используют их конкуренты. Так, отдельные производители дисплеев и микрочипов продают их и своим конкурентам [22].

Схожие процессы можно наблюдать и во многих других индустриях, например в электронной коммерции. В 1995 году был создан первый полноценный интернет-магазин компанией Amazon, а позже в него были добавлены такие новаторские опции, как электронная корзина, система клиентских отзывов, которые являются неотъемлемыми атрибутами всех современных интернет-магазинов. Система партнерских программ стала революционной, значительно расширив ассортимент предлагаемых товаров [13] (Kalpanik, 2014).

Анализируя вышенаписанное, приходим к выводу, что каждый из процессов объединяют общие закономерности. Серии прорывных новшеств кардинально трансформируют индустрии. Компании – разработчики новшеств, или лидеры задают новые отраслевые стандарты, за которыми следуют и остальные участники рынка.

Таким образом, первым этапом описываемой тенденции является унификация и стандартизация. В технике под унификацией подразумевается приведение различных видов продукции и средств ее производства к рациональному минимуму типов размеров, марок, форм, свойств и т.п., однако похожие принципы и закономерности наблюдаются и за пределами данной области [2, с. 158] (Egiazaryan, Omarovskiy, 1988).

Примечательно, что отраслевые лидеры часто придерживаются политики открытого стандарта или иных принципов, направленных на поощрение использования своих продуктов, платформ или технологий участниками рынка. Это дает им значительные конкурентные преимущества, позволяя привлекать новых покупателей за счет расширения ассортимента товаров и услуг, в то же время развивая собственные разработки. Разработчик первого компьютера с совместимыми с конкурентами частями предоставил покупателям широкие возможности в конфигурации комплектующих ЭВМ; благодаря открытому исходному коду операционная система Android привлекает наибольшее количество разработчиков приложений и их пользователей; упомянутый интернет-магазин предоставляет свою платформу другим продавцам, благодаря чему многократно возрос и ассортимент выставляемых товаров.

Данная политика является важнейшим шагом на пути к следующему этапу – внутриотраслевой специализации, который наступает вследствие нежелания отдельных либо большинства участников отрасли продолжать самостоятельно разрабатывать отдельные компоненты или направления технологического или иного бизнес-процесса. Выделим следующие причины такого подхода:

· чрезмерный конкурентный разрыв вынуждает их использовать передовые наработки и практики лидирующих конкурентов в целях сохранения своих предприятий;

· сосредоточение административного и исследовательского ресурса в более перспективных направлениях ввиду усложняющегося технологического процесса;

· снижение расходов на отдельные направления деятельности.

Следующим этапом развития специализированных предприятий является экспансия в сопредельные или связанные индустрии. Показательным является выход Google на рынок автомобильного программного обеспечения с новым продуктом, который является адаптированной версией мобильной операционной системы. На веб-сайте платформы заявляется о совместимости программного обеспечения с моделями более чем 50 автопроизводителей, со многими из которых уже ведется сотрудничество, а отдельные модели уже выпущены с установленной системой [5].

Автопроизводители сталкиваются с рядом трудностей в создании собственного программного обеспечения. Многие из них заинтересованы в привлечении дополнительной помощи в данном аспекте со стороны, однако до недавнего времени это представлялось невозможным ввиду специфики и сложности отрасли. Разработка продукта стала возможной благодаря активному сотрудничеству четырех высокотехнологичных компаний из автоиндустрии и сфер аппаратных и программных разработок [4].

Учитывая все большую готовность автопроизводителей разрабатывать модели, совместимые с данной системой, можно говорить о первых шагах отрасли на пути к стандартизации в данном аспекте. Компаниям это выгодно по трем причинам: во-первых, они урезают свои расходы и могут перераспределять организационные ресурсы на другие направления; во-вторых, получают продукт более высокого качества; в третьих, используемая в различных автомобилях платформа становится более привычной для пользователей, что повышает ее привлекательность в их глазах. Для ускорения данного процесса софтверным и автомобильным организациям следует активнее внедрять прорывные идеи, основанные на радикально новых способах взаимодействия. Одной из методик выявления таких идей являются экспертные оценки [23] (Sulumov et al., 2019).

Подобные формы сотрудничества между интегрирующими и межотраслевыми специализированными компаниями становятся все более привычными. Представим только некоторые примеры участия специализированных компаний в различных индустриях, а затем сведем их в табличную форму (табл. 1):

· Облачные технологии. Подразделение корпорации Microsoft совместно с автоконцерном Volkswagen разрабатывает цифровую облачную экосистему для автотранспорта, а также предлагает сервисы для развития телекоммуникаций [24, 25] (Tselios, Politis, Tselios, Kotsopoulos, Dagiuklas, 2012).

· Большие данные. Компания IBM накапливает и использует большие данные для следующих целей: снижение расходов автопромышленности; изучение закономерностей в сфере телекоммуникаций; изучение данных результатов когнитивных вычислений для анализа причин ментальных заболеваний [15, 21, 10] (Palade et al., 2016; Schroeck et al., 2012; Chen, Argentinis, Weber, 2016).

· Операционные системы. Корпорация Microsoft вышла на рынок смартфонов с собственным продуктом и ОС; Wind River Systems разрабатывает ОСРВ для телекоммуникационного и медицинского оборудования [14] (Kornecki, Zalewski, Eyassu, 2000).

· Микропроцессоры. Крупнейший производитель ЦПУ Intel поставляет продукцию автомобильной, мобильной, компьютерной, медицинской индустриям [19] (Roberts-Hoffman, Hegde, 2009).

· Хранение энергии, аккумуляторы. Японская машиностроительная корпорация Panasonic разрабатывает аккумуляторные батареи для смартфонов, компьютеров (ноутбуков) и электромобилей [18, с. 534] (Pistoia, 2013).

Таблица 1

Участие межотраслевых специализированных организаций в деятельности различных отраслей

Отрасли
Специализированные направления
Автомобили
Смартфоны
Компьютеры
Телекоммуникации
Медицинское оборудование и диагностика
Облачные сервисы и технологии
Microsoft


Microsoft

Большие данные и машинное обучение
IBM


IBM
IBM
Операционные системы
Google
Google / Microsoft
Microsoft
Wind River Systems
Wind River Systems
Микропроцессоры
Intel
Intel
Intel

Intel
Хранение энергии и аккумуляторные технологии
Panasonic
Panasonic
Panasonic


Источник: составлено автором.

Из этого примера мы убедились, что компании межотраслевой специализации могут одновременно присутствовать на нескольких рынках одновременно. Итак, мы подвергли анализу сектора производства (в том числе виртуальной продукции) и торговли (электронная коммерция). Схожие тенденции наблюдаются и в других категориях инновационной деятельности, первой из которых рассмотрим сферу услуг.

Новейшая бизнес-модель в корне изменила индустрию оказания услуг такси: помимо автоматизации процесса заказа, клиентам предоставляется доступ к неограниченному количеству перевозчиков, обеспечивая им более комфортные условия. Фактор специализации проявляется в том, что новая платформа берет на себя функции заказа, оплаты, навигации, упраздняя необходимость в содержании диспетчерских отделов и удешевляя тем самым услуги для клиентов. Подобные функции замыкают на себя и аналогичные цифровые сервисы для бронирования недвижимости, также предоставляя неограниченный доступ клиентам к выбору временного жилья и гостиниц, – услуг, традиционно оказываемых риелторскими и туристическими агентствами.

В области управления популярна практика франчайзинга, которую мы рассматриваем как форму аутсорсинга – новообразовавшиеся предприятия частично перекладывают функции управления специализированным компаниям (франчайзерам), которые, в свою очередь, эффективно налаживают этот бизнес-процесс и минимизируют издержки при масштабировании бизнеса.

Все большее распространение получает инновационная форма управления – сетевая оргструктура. Она представляет собой структуру, где установлены устойчивые отношения координации и взаимодействия между самоуправляемыми фирмами. В соответствии с нашим подходом, эти компании являются специализированными единицами. Взаимодействие осуществляется на проектной основе, заинтересованность в котором выражает каждая из сторон. По нашему мнению, данная модель будет приобретать все большую популярность, так как благодаря развитым телекоммуникациям и средствам автоматизации могут быть обеспечены условия эффективного процессного управления. Кроме того, отпадает надобность в содержании дополнительных слоев менеджмента [3, c. 71] (Lysak, Kosenchuk, 2019).

Прогнозы

Описываемая тенденция отчетливо прослеживается в самых разных сферах, что дает основания прогнозировать, что она будет иметь место и впредь. Отметим, что полное разделение компаний на интегрирующие и специализированные представляется нам невозможным – многие из них будут сохранять черты обоих типов, однако преобладание одного из них будет проявляться все более явственно.

В сфере инноваций все более востребованы услуги технологических брокеров, которые налаживают связи между различными отраслями и сферами деятельности. Мы прогнозируем институционализацию этой деятельности на более высоком уровне – возникнут организации, профессионально оказывающие соответствующие услуги широкому кругу отраслей и сфер деятельности. Будут производиться попытки автоматизировать процесс. Вероятно, для этих целей будут задействованы технологии машинного обучения. Эти процессы значительно упорядочат межотраслевые связи и улучшат координацию.

Опишем современное состояние и возможный ход дальнейшего развития автоиндустрии. Большинство производителей объединены в автоконцерны, и данную структуру мы рассматриваем как объединение менее конкурентоспособных компаний вокруг технологически и коммерчески успешных, что позволяет им пользоваться передовыми технологиями и другими ресурсами. Лидеры также заинтересованы в привлечении компаний, имеющих преимущество в отдельных компонентах и аспектах технологического процесса. Таким образом, каждый из членов союза может играть специализированную роль.

Специфика отрасли заключается в отсутствии единого источника отраслевой унификации – каждый из концернов разрабатывает собственные стандарты и производит совместимые между своими моделями запчасти и новшества. Закономерное увеличение конкурентного разрыва между объединениями вкупе с тенденцией к их укрупнению, вероятно, приведет к тому, что оказавшиеся в лидерах группы компаний будут диктовать стандарты всей отрасли или существенной ее части.

Мы уже указывали на примеры межотраслевого взаимодействия автокомпаний с производителями программной и аппаратной продукции. По мере налаживания процессов отраслевой стандартизации мы прогнозируем более активное сотрудничество автоконцернов с авиапромышленными организациями в части разработок корпусных материалов, систем торможения и других компонентов. Возникнут специализированные производители, либо же эти функции возьмут на себя уже существующие компании из этих отраслей.

Заключение

Установлено, что отрасли, как правило, в своем развитии проходят 3 стадии:

1. Стандартизация и унификация – в широком смысле, приведение различных аспектов деятельности участников отраслей к единообразной форме.

2. Внутриотраслевая специализация – возникновение организаций, эффективно реализующих одну из функций соответствующего технологического или бизнес-процесса, что приводит к ее аутсорсингу конкурирующими компаниями.

3. Межотраслевая специализация – исполнение специализированными компаниями аналогичных функций в других отраслях.

Объяснена логика эволюционного развития технологий и инноваций в данном направлении. Основными движущими силами процесса являются: стремление участников следовать за лидерами и использовать наилучшие технологии и практики, а с точки зрения лидеров – готовность предоставлять их на платной основе, с целью развития технологий или платформ, либо с целью расширения ассортимента товаров и услуг для клиентуры; урезание расходов и сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях деятельности; налаживание межотраслевого взаимодействия, препятствующего дублированию инновационных процессов организациями из взаимосвязанных отраслей.

Выявлено, что данные закономерности имеют место не только в разработке технологий и продуктов, но также в сферах торговли, оказания услуг и управления.

Очерчены общие контуры дальнейшего развития описываемых тенденций, сформулированы некоторые прогнозы. В частности, заявлено о вероятном возрастании роли технологических брокеров в межотраслевом взаимодействии, последующей институционализации этой деятельности в виде специализированных фирм, а также автоматизации поиска подходящих технологических решений посредством применения нейронных сетей и машинного обучения. Дана авторская интерпретация соответствующих процессов, происходящих в индустрии автомобилестроения.

Руководство организаций должно учитывать происходящие изменения, вырабатывать соответствующие стратегии долгосрочного планирования. Интегрирующим компаниям следует в большей степени концентрировать человеческие и материальные ресурсы на развитии наиболее перспективных аспектов своей деятельности и в то же время искать взаимовыгодное сотрудничество с лидерами в других направлениях. Организациям с выраженной специализацией следует активно внедрять принципы открытого стандарта, а также находить инновационные формы сотрудничества с участниками других рынков и индустрий.

Лидеры организаций, не имеющих инновационного направления деятельности, также должны учитывать риски масштабных отраслевых изменений, поскольку, как мы уже убедились, существенную трансформацию претерпели и такие сферы, как пассажирский транспорт, риелторские услуги, туристический бизнес. Вероятнее всего, изменения затронут те части бизнес-процессов, которые можно автоматизировать или вывести на аутсорсинг. К ним могут относиться отчасти и управленческие функции.


Источники:

1. Евдокимова Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2011. – № 4. – c. 117-124.
2. Егиазарян Г.А., Омаровский А.Г. Экономика социалистической промышленности. / Учебное пособие. - М.: МГУ, 1988. – 335 c.
3. Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Формирование персональной идентичности в условиях сетевой культуры. - М.: Спутник, 2019. – 147 c.
4. Официальный сайт корпорации Intel. [Электронный ресурс]. URL: https://www.intel.com/content/www/us/en/automotive/android-automotive-in-vehicle-infotainment-development-business-brief.html (дата обращения: 5.05.2020).
5. Официальный сайт операционной системы Android. [Электронный ресурс]. URL: www.android.com (дата обращения: 5.05.2020).
6. Официальный сайт статистического агентства Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/1146/mergers-and-acquisitions/#dossierSummary__chapter2 (дата обращения: 5.05.2020).
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Антология экономической классики. Т.1. - М.: Эконов, 1993.
8. Тавбулатова З. К., Сулумов И. О. Некоторые вопросы истории и современного состояния инновационного менеджмента // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – № 2. – c. 72-74.
9. Campbell-Kelly M. Computer: A History of the Information Machine. - London: Routledge, 2018. – 378 p.
10. Chen Y., Argentinis J. D. E., Weber G. IBM Watson: how cognitive computing can be applied to big data challenges in life sciences research // Clinical Therapeutics. – 2016. – № 4. – p. 688-701.
11. Eckel C. Does globalization lead to specialization? // Enter for European, Governance and Economic Development Research Discussion Papers. – 2003. – № 20.
12. Henderson R.M., Clark K.B. Architectural Innovation: The Reconfiguration of Existing Product Technologies and the Failure of Established Firms // Administrative Science Quarterly. – 1990. – № 1. – p. 9-30.
13. Kalpanik S. Inside the Giant Machine: An Amazon.com Story. - Beaverton: Center of Artificial Imagination, 2014. – 299 p.
14. Kornecki A. J., Zalewski J., Eyassu D. Learning real-time programming concepts through VxWorks lab experiments // Thirteenth Conference on Software Engineering Education and Training: IEEE. 2000. – p. 294-301.
15. Palade H. C. et al. Model of handling big data and knowledge management in automotive industry // Managing Innovation and Diversity in Knowledge Society Through Turbulent Time: Proceedings of the Make Learn and TIIM Joint International Conference. 2016. – p. 731-740.
16. Panhale M. Beginning Hybrid Mobile Application Development. - New York: Apress, 2015. – 222 p.
17. Park S., Kim W., Ihm I. Mobile collaborative medical display system // Computer Methods and Programs in Biomedicine. – 2008. – № 3. – p. 248-260.
18. Pistoia G. Lithium-Ion Batteries: Advances and Applications. - Oxford : Newnes, 2013. – 664 p.
19. Roberts-Hoffman K., Hegde P. ARM cortex-a8 vs. intel atom: Architectural and benchmark comparisons. - University of Texas at Dallas, 2009.
20. Rojas R. Encyclopedia of Computers and Computer History. - London: Routledge, 2001. – 950 p.
21. Schroeck M. et al. Analytics: The real-world use of big data. - IBM Global Business Services, 2012. – 1-20 p.
22. Spence E. Apple's iPhone 11 Success Gifts Samsung a Hidden Victory. Форбс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/ewanspence/2019/10/23/apple-iphone-11-success-victory-win-samsung-screen-oled-competition/#5d82550242f4 (дата обращения: 1.05.2020).
23. Sulumov I. O. et al. Innovative Management: Expert Estimation Methods In Identifying And Evaluating Breakthrough Innovative Ideas // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. – 2019. – № 191. – p. 1649-1654.
24. Tselios C., Politis I., Tselios V., Kotsopoulos S., Dagiuklas T. Cloud computing: a great revenue opportunity for telecommunication industry // 51st FITCE Congress (FITCE): Poznan, Poland, vol. 6. 2012.
25. Yin Bo, Mei Lish, Jiang Zexun, Wang Kai Joint cloud collaboration mechanism between vehicle clouds based on blockchain // 2019 IEEE International Conference on Service-Oriented System Engineering (SOSE): IEEE. 2019. – p. 227-2275.

Страница обновлена: 14.09.2023 в 18:38:34