Анализ состояния цепи поставок плодов личи во Вьетнаме

Фам Нгок Ван1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать:
Фам Нгок Ван Анализ состояния цепи поставок плодов личи во Вьетнаме // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 5. – С. 969-983. – doi: 10.18334/ce.14.5.110145.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43057208

Аннотация:
В статье представлена оценка состояния цепи поставок плодов личи во Вьетнаме с учётом деятельности фермеров, трейдеров, предприятий-экспортёров, оптовой и розничной торговли. В работе автор критически рассматривает действующую модель цепи поставок плодов личи во Вьетнаме, которая включает в себя каналы внутреннего потребления и экспорта. На основе подхода глобальной цепи создания стоимости, был проведён экономический анализ цепи поставок плодов личи во Вьетнаме. Результаты исследования показывают, что функционирующая цепь поставок приносит экономические выгоды участвующим субъектам, но существуют некоторые ограничения. В структуре общей прибыли фермеры имеют наибольшую долю как в каналах внутреннего потребления, так и экспорта. Сделан вывод, о необходимости обеспечения равной по значимости стоимости каждого звена в цепи.

Ключевые слова: анализ цепи поставок личи, экономический анализ, глобальная цепь создания стоимости, экономические выгоды, Вьетнам

JEL-классификация: F14, F19, N75

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Личи – это тропическое фруктовое дерево родом из Южного Китая, выращивание которого началось с 1059 года. Оно также широко распространено на Мадагаскаре, в Индии, Бангладеш, Пакистане, на юге Тайваня, в Северном Вьетнаме, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах и в южной части Африки [20] (Papademetriou, Dent, 2002), а также в Бразилии, Карибском бассейне, Австралии, Израиле и на юго-востоке США [14, 19] (Crane, Balerdi, Maguire, 2008; Morton, 1987).

Существуют различные виды сортов личи, которые пользуются популярностью и востребованы во многих регионах и странах, обладая высоким спросом на мировом рынке. Преимущество в экспорте имеют сорта China, Haak Yip, Kwai May Red и Kwai May Pink, отличающиеся высокой устойчивостью к изменениям температуры и механическим воздействиям при уборке и транспортировке. Так, в США производство фрукта основано на нескольких сортах: маврикий, брюстер и хаак йип [11, 13] (Boning, 2006; Menzel, 2005). В Индии растет более десяти видов сортов, в том числе: дехрадун, каллкатиа, роза душистая и т.д. [16, 17] (Hosahalli Ramaswamy, Barrett, Somogyi, 2005; Kadam, Salunkhe, 1995). Во Вьетнаме самый популярный сорт – вайтхиу хай дуонг.

Личи является главной культурой и играет ключевую роль в производстве, поставке и экспорте вьетнамских фруктов для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также важную роль в экономическом развитии северных провинций Вьетнама. Однако в существующей модели производства и поставки личи присутствует множество ограничений, что влияет на экономическую эффективность производства и реализацию личи. Проводимые исследования подтвердили, что построение и развитие цепи поставок имеет важное значение для развития сельскохозяйственного сектора Вьетнама [8, 10] (Kong Fien, 2014; Chan Tkhi Tkhu Khyong, 2015). Эффективная логистика оказывает положительное влияние на успех партнеров в формировании цепи поставок [12] (Brimer, 1995).

Целью исследования является оценка вьетнамской цепи поставок плодов личи, при которой используются: подход глобальной цепи создания стоимости [18] (Kaplinsky, Morris, 2001); метод цепочного звена [6] (Kostyuchenko, 2017); анализ цепи поставок [1] (Vo Tkhi Tkhan Lok, Nguen Fu Son, 2013). Эмпирический материал включает в себя 182 наблюдения, в том числе: 120 фермерских хозяйств, 3 кооператива, 20 торговых предприятий, 4 бизнеса, 15 ритейлеров и супермаркетов, 20 экспертов. На основе проведенного исследования предлагается ряд мероприятий по совершенствованию цепи поставок плодов личи во Вьетнаме, которые будут способствовать обеспечению устойчивого развития производства и предпринимательства личи в долгосрочной перспективе.

Производство плодов личи в мире и во Вьетнаме

В мире насчитывается более 20 стран, выращивающих личи, из которых азиатские страны имеют наибольшие площади под посадку, на которые приходится около 95% мирового производства личи. По производству плодов личи Китай занимает 1-е место – около 2 млн тонн в год, Индия – 677 тысяч тонн в год, Вьетнам занимает 3-е место – 380 тысяч тонн в год, далее Таиланд – 48 тысяч тонн в год и Бангладеш – 12 тысяч тонн в год [4].

Хайзыонг (округ Тханьха) – провинция, где изначально выращивались наиболее важные виды сортов личи и откуда постепенно они распространились в другие регионы Вьетнама [7] (Kostyuchenko, 2018). Самый популярный сорт личи во Вьетнаме – выращенный в районе Тханьха, провинция Хайзыонг. Его плоды обычно имеют более ароматный вкус и слаще, чем личи, выращенные в других областях (несмотря на то, что сорт один и тот же).

В настоящее время регион выращивания личи во Вьетнаме сосредоточен на севере страны. В коммерческих целях личи выращивают:

- в районах Люкнган, Люкнам и Йентхе провинции Бакзагн (около 100 км к северу от Ханоя);

- в районах Тханьха, Чилинь и Туки провинции Хайзыонг (примерно в 60 км к востоку от Ханоя);

- в районах Донгтриу, Йенхунг и Хоанбо в провинции Куангнинь (почти 200 км к востоку от Ханоя) (рис. 1).

1.JPG

Рисунок 1. Основные районы выращивания личи во Вьетнаме

Источник: [5].

Производство личи во Вьетнаме в период с 2008 года по 2018 год изображено на рисунке 2.

Рисунок 2. Производство плодов личи во Вьетнаме, тонны

Источник: составлено автором по материалам [3].

Данные в таблице 1 были получены непосредственно от провинций департаментов Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов за 2018 год, без учета небольших посевных площадей.

Таблица 1

Площадь под посадку и производство личи во Вьетнаме

Провинция
Площадь
Производство
га
%
тонн
%
Бакзагн
29000
48,33
215800
56,79
Хайзыонг
10200
17,00
66250
17,43
Куангнинь
4850
8,08
24810
6,53
Hунгиен
706
1,18
12000
3,16
Другие провинции
15244
25,41
73140
19,25
Итого
60000
100,00
380000
100,00

Источник: составлено автором.

Из таблицы 1 видно, что самыми большими по площади под посадку и производство личи в стране являются регионы Бакзагн и Хайзыонг. В этих областях осуществляется основное промышленное производство личи.

В частности, при общей площади посадки в Бакзанге в 29 000 га площадь посадки под личи составляет 48,33%, при этом объем производства достигает 215800 тонн (56,79% от объема национального производства личи).

В Хайзыонге под сельскохозяйственные и плодоовощные культуры отведено 10200 га, из них 17% предназначено для посадки личи. Объем производства плодов личи достигает 66250 тонн, или 17,43% от национального производства личи.

Сезон сбора урожая личи во Вьетнаме колеблется между маем и июлем и обычно разделен на 2 этапа:

- первый этап – сезон личи (начинается с середины мая до середины июня), собранная продукция потребляется внутри страны;

- второй этап – основной сезон личи (с начала июня до начала июля), упор делается на экспорт.

Результаты исследования данных по потреблению личи показали, что до 60% произведенных плодов личи потребляется внутри страны, 40% экспортируется в другие страны мира.

Цепь поставок личи во Вьетнаме

По результатам опроса и исследований участников цепи поставок личи в провинциях Хайзыонг и Бакзианг была построена схема цепи поставок личи со следующими участниками: фермер, кооператив, продавец, бизнес, ритейлер/супермаркет (рис. 3). Основные направления деятельности в цепи поставок личи включают:

- производственную деятельность фермеров;

- аналитическую деятельность трейдеров;

- торговую деятельность;

- деятельность бизнеса, обслуживающего внутренние и внешние рынки;

- деятельность ритейлеров и супермаркетов.

Рисунок 3. Цепь поставок личи Вьетнама

Источник: составлено автором.

Из рисунка 2 видно, что фермеры из 100% своей продукции 85% плодов личи продают напрямую в торговлю, из которой 38% поставляется на экспорт. Кроме того, оставшиеся 15% фермеры поставляют в бизнес, который, в свою очередь, перепродает в оптовую и розничную сеть и 2% поставляет на экспорт. Таким образом, на внутренний рынок всего поставляется плодов личи 60%, и 40% реализуется в другие страны.

В натуральном выражении средний объем торговли бизнеса составляет 1000 тонн в год, значительная часть которого приобретается ритейлерами и супермаркетами (табл. 2).

Таблица 2

Экономическая стоимость цепи поставок личи во Вьетнаме (2018 год)

Показатель
Фермер
Торговец
Бизнес
Ритейлер/ супермаркет
Итого
Внутренняя цепь поставок личи
1. Количество (тонн)
228000
178600
49400
228000
2. Цена (USD/кг)
0,792
0,880
0,968
1,320
3. Прибыль (USD/кг)
0,537
0,087
0,116
0,369
1,109
% прибыли
48,38
7,85
10,47
33,29
100,00
4. Общая прибыль (USD)
122 375 714,91
15 557 765,07
5 737 615,49
84 208 534,98
227 879 630,44
% От общей прибыли
53,70
6,83
2,52
36,95
100,00
5. Общий доход (USD)
18 055 433,35
15 714 914,21
4 781 346,238
30 092 388,91
68 644 082,71
% От общегодохода
26,30
22,89
6,97
43,84
100,00
Экспортная цепь поставок личи
1. Количество (тонн)
152000
144400
7600
2. Цена (USD/кг)
0,792
1,320
1,540
3. Прибыль (USD/кг)
0,537
0,492
0,705
1,734
% прибыли
30,95
28,39
40,66
100,00
4. Общая прибыль (USD)
81 583 809,94
71 088 253,41
5 359 788,825
158 031 852,2
% От общей прибыли
51,62
44.98
3,39
100,00
5. Общий доход (USD)
120 369 555,7
190 585 129,8
11 702 595,69
322 657 281,1
% От общего дохода
37,31
59,07
3,63
100,00
Общая цепь поставок личи
1. Количество (тонн)
380000
323000
57000
228000
2. Цена (USD/кг)
0,792
1,077
1,044
1,320
3. Прибыль (USD/кг)
0,537
0,249
0,210
0,369
1,365
% прибыли
39,33
18,25
15,36
27,06
100,00
4. Общая прибыль (USD)
203 959 524,9
80 430 268,37
11 944 170,7
84 208 534,98
380 542 498,9
% От общей прибыли
53,60
21,14
3,14
22,13
100,00
5. Общий доход (USD)
300 923 889,1
347 725 912,9
59 515 222,17
300 923 889,1
1009088913
% От общего дохода
29,82
34,46
5,90
29,82
100,00
6. Среднее количество / субъект / год (тонн)
2,736
433,334
1000
3,5
7. Средняя прибыль / субъект / год (USD)
1468,51
107904,55
209546,85
1292,67

Источник: составлено автором.

Экономический анализ цепи поставок личи во Вьетнаме в 2018 году

В таблице 2 показано, что в структуре общей прибыли фермеры имеют наибольшую долю как в каналах внутреннего потребления (53,71%), так и в каналах экспорта (51,62%). В канале внутреннего потребления общая прибыль торговцев составляет низкую ставку по отношению к общей прибыли. Но в экспортном канале общая прибыль торговцев составляет большую долю (44,98% от общей прибыли цепи в экспортном канале) из-за высокой цены и большого объема экспорта.

Немногий бизнес участвует в цепи поставок личи, так как доля общей прибыли бизнеса в общей прибыли каждого канала низкая, но при большом объеме транзакций (в среднем 1000 тонн на предприятие в год) средняя прибыль на бизнес достигает 209546,85 долл. США в год [15] (GTZ Eschborn, 2007).

Однако для того чтобы экспортировать большее количество личи на рынки Австралии, США, России и Европы, необходимо большее участие бизнеса в цепи поставок личи. Общая прибыль ритейлеров/супермаркетов составляет 36,95% от общей прибыли в цепи поставок внутреннего потребления, занимая второе место после фермеров. Средняя прибыль на одного субъекта достигает 1292,67 долл. США в год.

В целом функционирующая цепь поставок личи приносит экономические выгоды участвующим субъектам, но существует множество ограничений в деятельности фермеров, продавцов, предприятий розничной и оптовой торговли и супермаркетов. Производственные практики фермеров по-прежнему фрагментарны, исходя из традиционного опыта. Способность применять в совокупности теоретические знания и технику находится на низком уровне. В развитии производства не хватает синхронизированного планирования, электросетей, дорог, ирригации, холодильное хранение не отвечает актуальным потребностям.

Связь между звеньям в цепи поставок не является оптимальной, так как участники незнакомы с современными технологиями связи, а отсутствие развитой системы коммуникаций между фермером – трейдером – перерабатывающим предприятием нарушает взаимодействия.

На структуру цепи поставок влияют зарубежные рынки, в основном Китай [2], поэтому цены нестабильны, что создает неудобства для отечественных перерабатывающих предприятий, которые используют личи в качестве сырья для производства. При этом цена потребления личи сильно зависит от его годового объема производства.

Политические решения для улучшения цепи поставок личи и повышения эффективности производства и поставки личи

Вьетнам обладает потенциалом в производстве сельхозпродукции и преимуществом в экспорте фруктов. Однако из-за ограничений в технологиях выращивания, хранения и маркетинга продукции, вьетнамская сельхозпродукция пользуется недостаточным спросом на мировом рынке. Чтобы изменить ситуацию в развитых странах, вьетнамские фрукты должны отвечать требованиям безопасности пищевых продуктов. Одновременно с этим необходимо организовать производство и создать системные крупные зоны для сельскохозяйственного производства, которые обеспечат качество продукции.

Государство может поддерживать производителей инфраструктуры политикой льготного кредитования, поскольку затраты на продвижение и маркетинг продукции очень велики, а цены на личи невысоки.

Предлагается внедрить преференциальную политику, поощряющую деятельность фермерских домохозяйств, применение в бизнесе научно-технических достижений в производстве, внедрение технологий для обработки и хранения продукции. Использование современных технологий в управлении сельскохозяйственными цепочками поставок в целом и личи в частности будет способствовать обеспечению прозрачности и эффективности бизнеса, которое может быть удовлетворено в том числе с помощью технологий блокчейна [9] (Sergeev, Kokurin, 2018).

С помощью поддержки государства сельскохозяйственные продукты Вьетнама, в том числе и личи, получат больше возможностей для продвижения на мировой рынок. Однако для реализации на экспорт вьетнамской сельскохозяйственной продукции на мировой рынок предприятия-экспортеры должны повысить качество продукции, активизировать ее рекламирование и создать собственные торговые марки как на отечественном, так и на мировом рынке. Одновременно с этим необходимо активизировать обмен информацией между фермерами, предприятиями и потребителями.

В ближайшей перспективе необходимо инвестировать в коммерческие центры, объекты по хранению продуктов питания в районах с большими объемами потребления, модернизировать транспортные маршруты в производственные зоны.

Текущий спрос на рынке сельскохозяйственной продукции обусловлен строгими стандартами безопасности пищевых продуктов, поэтому необходимо расширять и развивать чистые сельскохозяйственные модели производства, такие как VietGap или GobalGap. Стандарты VietGAP должны быть включены в цепь поставок.

На данный момент одной из наибольших трудностей для реализации поставок личи во Вьетнаме является мелкое производство и его рассредоточение. Даже ограниченные способности некоторых зон по производству личи препятствуют обеспечению качества продукции и стабилизации рынка. Помимо этого, вьетнамские предприятия-экспортеры остаются слабыми в хранении сельскохозяйственной продукции, что приводит к неудовлетворению требований партнеров по обеспечению качества.

Необходимо перераспределить добавленную стоимость и чистый доход от производства и реализации личи таким образом, чтобы все участники могли получать справедливую выгоду.

Государство может поддержать инвестиции в оборудование, цеха для переработки, склады для хранения, сертификации, предоставление вознаграждений и пособий для технических служащих, льготные процентные ставки по кредитам для производства и применения VietGAP.

В расширении сельскохозяйственных торговых отношений с другими странами, особенно в сфере торговли личи, важно избежать чрезмерной зависимости от китайского рынка и решить проблему потребления, когда урожай велик.

В целях создания среды здоровой конкуренции предлагается связать участников цепи поставок в унифицированную сеть, в которую должны войти: производители, ритейлеры, розничные торговцы и предприятия.

Заключение

По результатам исследований состояния цепи поставок личи автор пришел к следующим выводам:

- участники цепи поставок плодов личи включают в себя: фермеров, торговцев, бизнес, оптовую и розничную торговлю. Цепь поставок личи имеет внутренние и экспортные каналы, на которые приходятся 60% и 40% соответственно. Экономический анализ цепи поставок показал, что прибыль, полученная участниками, сильно отличается;

- в целом функционирующая цепь поставок личи приносит экономические выгоды участвующим субъектам.

Однако на данный момент цепь поставок личи во Вьетнаме испытывает следующие трудности:

- недостаточный уровень развития инфраструктуры в совокупности с невысокой квалификацией специалистов и недостатком грамотного экономического планирования;

- нестабильная связь между звеньями цепи поставок;

- влияние со стороны объема производства зарубежных рынков (китайского).

Для преодоления данных проблем могут быть предложены и приведены в исполнение следующие составляющие как внутренней, так и внешней поставки личи:

- осуществление поддержки производителей требуемой инфраструктуры, политики льготного кредитования, поддержки брендинга со стороны государства и прочих заинтересованных лиц;

- внедрение технологии блокчейна для поощрения интенсивного развития сельских домохозяйств и крупных производителей в рамках процессов производства и логистики;

- создание источников информации для экономических агентов, работающих в данной сфере, с целью обеспечения их актуальными данными о ситуации на национальном и глобальном рынках производимой продукции, а также создание единой сети, интегрирование в нее всех субъектов торговли личи;

- оптимизация потребления произведенного продукта фермерами, а также качественное улучшение точек сбыта произведенной продукции;

- внедрение строгих стандартов безопасности пищевых продуктов, таких как VietGap или GobalGap.

Комплексное и разностороннее применение данных методов решения проблем, возникающих в цепи поставок личи, способно не только увеличить прибыль с продаж, но и также расширить количество точек сбыта продукции на международных рынках, тем самым зарекомендовав плоды личи как продукцию Вьетнама, соответствующую высокому уровню качества и гарантирующую поддержание данного стандарта.

Результаты исследования цепи поставок плодов личи являются основой для дальнейшего изучения и анализа реализации сельскохозяйственной продукции Вьетнама в целом.


Источники:

1. Во Тхи Тхань Лок, Нгуен Фу Сон Анализ цепи создания стоимости продуктов (применяется в области сельского хозяйства). - Кантхо: издательство университета Кантхо, 2013.
2. Генеральный департамент таможни Вьетнама / Таможенный ежегодник по торговле иностранными товарами 2017. Www.customs.gov.vn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/Attachments/1438/NGTT2017web.pdf.
3. Главное статистическое управление Вьетнама. Пресс-релиз о социально-экономической ситуации в 2008-2018 году. Www.gso.gov.vn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=382&idmid=2&ItemID=19036.
4. Данные урожая. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Www.fao.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org/faostat/en/#data/QC.
5. Информация о социально-экономическом положении. Официальный сайт Главного статистического управления Вьетнама. Gso.gov.vn. [Электронный ресурс]. URL: http://gso.gov.vn (дата обращения: 15.10.2019).
6. Костюченко И.Г. Азиатско-Тихоокеанский регион: вопросы экономической интеграции в начале ХХI века // Экономические отношения. – 2017. – № 2. – c. 183-190. – doi: 10.18334/eo.7.2.37990.
7. Костюченко И.Г. Некоторые вопросы экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона // Экономические отношения. – 2018. – № 1. – c. 81-94. – doi: 10.18334/eo.8.1.38763.
8. Конг Фиен. Семинар по созданию цепи поставок овощей и фруктов. Www.tintucnongnghiep.com. [Электронный ресурс]. URL: www.tintucnongnghiep.com/2014/hoi-thao-xay-dung-chuoi-cung-ung- rau-qua.html.
9. Сергеев В.И., Кокурин Д. И. Применение инновационной технологии «Блокчейн» в логистике и управлении цепями поставок // Креативная экономика. – 2018. – № 2. – c. 125-140. – doi: 10.18334/ce.12.2.38833 .
10. Чан Тхи Тху Хыонг Развитие цепи поставок овощей и фруктов. Www.vlr.vn. [Электронный ресурс]. URL: www.vlr.vn/vn/news/img/chuoicungung/2284/Phattrienchuoicungungrauqua.vlr.
11. Boning C. R. Florida's Best Fruiting Plants: Native and Exotic Trees, Shrubs, and Vines. - Sarasota, Florida: Pineapple Press, Inc., 2006. – 132 p.
12. Brimer R.C. Logistics Networking: A consideration of component essential to an integrated logistics support network // Logistics Information Management. – 1995. – № 8. – p. 8-11.
13. Courtney Menzel Litchi and longan: botany, production and uses. - Wallingford, Oxon, UK: CABI Pub, 2005. – 26 p.
14. Crane J.H., Balerdi C.F., Maguire I. Lychee growing in the Florida home landscape. - University of Florida, 2008.
15. GTZ Eschborn Methodology to promote value chains. - ValueLinks handbook, 2007.
16. Hosahalli Ramaswamy, Barrett D., Somogyi L.P. Processing fruits: science and technology. - Boca Raton: CRC Press, 2005. – 687 p.
17. Kadam S.S., Salunkhe D.K. Handbook of fruit science and technology: production, composition, storage, and processing. - New York: M. Dekker, 1995. – 436 p.
18. Kaplinsky R., Morris M. A Handbook for Value Chain Research. / The Institute of Development Studies. - Brighton: University of Sussex, United Kingdom, 2001.
19. Morton J.F. Lychee in Fruits of Warm Climates. / Center for New Crops & Plant Products, Purdue University, Department of Horticulture and Landscape Architecture. - West Lafayette, Indiana, 1987. – 249–259 p.
20. Papademetriou M.K., Dent F.J. Lychee production in the Asia-Pacific region. / Food and Agricultural Organization of the United Nations, Office for Asia and the Pacific. - Bangkok, Thailand, 2002.

Страница обновлена: 14.09.2023 в 18:39:10