Анализ состояния цепи поставок плодов личи во Вьетнаме
JEL-классификация:

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Введение
Личи – это тропическое фруктовое дерево родом из Южного Китая, выращивание которого началось с 1059 года. Оно также широко распространено на Мадагаскаре, в Индии, Бангладеш, Пакистане, на юге Тайваня, в Северном Вьетнаме, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах и в южной части Африки [20] (Papademetriou, Dent, 2002), а также в Бразилии, Карибском бассейне, Австралии, Израиле и на юго-востоке США [14, 19] (Crane, Balerdi, Maguire, 2008; Morton, 1987).
Существуют различные виды сортов личи, которые пользуются популярностью и востребованы во многих регионах и странах, обладая высоким спросом на мировом рынке. Преимущество в экспорте имеют сорта China, Haak Yip, Kwai May Red и Kwai May Pink, отличающиеся высокой устойчивостью к изменениям температуры и механическим воздействиям при уборке и транспортировке. Так, в США производство фрукта основано на нескольких сортах: маврикий, брюстер и хаак йип [11, 13] (Boning, 2006; Menzel, 2005). В Индии растет более десяти видов сортов, в том числе: дехрадун, каллкатиа, роза душистая и т.д. [16, 17] (Hosahalli Ramaswamy, Barrett, Somogyi, 2005; Kadam, Salunkhe, 1995). Во Вьетнаме самый популярный сорт – вайтхиу хай дуонг.
Личи является главной культурой и играет ключевую роль в производстве, поставке и экспорте вьетнамских фруктов для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также важную роль в экономическом развитии северных провинций Вьетнама. Однако в существующей модели производства и поставки личи присутствует множество ограничений, что влияет на экономическую эффективность производства и реализацию личи. Проводимые исследования подтвердили, что построение и развитие цепи поставок имеет важное значение для развития сельскохозяйственного сектора Вьетнама [8, 10] (Kong Fien, 2014; Chan Tkhi Tkhu Khyong, 2015). Эффективная логистика оказывает положительное влияние на успех партнеров в формировании цепи поставок [12] (Brimer, 1995).
Целью исследования является оценка вьетнамской цепи поставок плодов личи, при которой используются: подход глобальной цепи создания стоимости [18] (Kaplinsky, Morris, 2001); метод цепочного звена [6] (Kostyuchenko, 2017); анализ цепи поставок [1] (Vo Tkhi Tkhan Lok, Nguen Fu Son, 2013). Эмпирический материал включает в себя 182 наблюдения, в том числе: 120 фермерских хозяйств, 3 кооператива, 20 торговых предприятий, 4 бизнеса, 15 ритейлеров и супермаркетов, 20 экспертов. На основе проведенного исследования предлагается ряд мероприятий по совершенствованию цепи поставок плодов личи во Вьетнаме, которые будут способствовать обеспечению устойчивого развития производства и предпринимательства личи в долгосрочной перспективе.
Производство плодов личи в мире и во Вьетнаме
В мире насчитывается более 20 стран, выращивающих личи, из которых азиатские страны имеют наибольшие площади под посадку, на которые приходится около 95% мирового производства личи. По производству плодов личи Китай занимает 1-е место – около 2 млн тонн в год, Индия – 677 тысяч тонн в год, Вьетнам занимает 3-е место – 380 тысяч тонн в год, далее Таиланд – 48 тысяч тонн в год и Бангладеш – 12 тысяч тонн в год [4].
Хайзыонг (округ Тханьха) – провинция, где изначально выращивались наиболее важные виды сортов личи и откуда постепенно они распространились в другие регионы Вьетнама [7] (Kostyuchenko, 2018). Самый популярный сорт личи во Вьетнаме – выращенный в районе Тханьха, провинция Хайзыонг. Его плоды обычно имеют более ароматный вкус и слаще, чем личи, выращенные в других областях (несмотря на то, что сорт один и тот же).
В настоящее время регион выращивания личи во Вьетнаме сосредоточен на севере страны. В коммерческих целях личи выращивают:
- в районах Люкнган, Люкнам и Йентхе провинции Бакзагн (около 100 км к северу от Ханоя);
- в районах Тханьха, Чилинь и Туки провинции Хайзыонг (примерно в 60 км к востоку от Ханоя);
- в районах Донгтриу, Йенхунг и Хоанбо в провинции Куангнинь (почти 200 км к востоку от Ханоя) (рис. 1).
Рисунок 1. Основные районы выращивания личи во Вьетнаме
Источник: [5].
Производство личи во Вьетнаме в период с 2008 года по 2018 год изображено на рисунке 2.
Рисунок 2. Производство плодов личи во Вьетнаме, тонны
Источник: составлено автором по материалам [3].
Данные в таблице 1 были получены непосредственно от провинций департаментов Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов за 2018 год, без учета небольших посевных площадей.
Таблица 1
Площадь под посадку и производство личи во Вьетнаме
Провинция
|
Площадь
|
Производство
| ||
га
|
%
|
тонн
|
%
| |
Бакзагн
|
29000
|
48,33
|
215800
|
56,79
|
Хайзыонг
|
10200
|
17,00
|
66250
|
17,43
|
Куангнинь
|
4850
|
8,08
|
24810
|
6,53
|
Hунгиен
|
706
|
1,18
|
12000
|
3,16
|
Другие провинции
|
15244
|
25,41
|
73140
|
19,25
|
Итого
|
60000
|
100,00
|
380000
|
100,00
|
Источник: составлено автором.
Из таблицы 1 видно, что самыми большими по площади под посадку и производство личи в стране являются регионы Бакзагн и Хайзыонг. В этих областях осуществляется основное промышленное производство личи.
В частности, при общей площади посадки в Бакзанге в 29 000 га площадь посадки под личи составляет 48,33%, при этом объем производства достигает 215800 тонн (56,79% от объема национального производства личи).
В Хайзыонге под сельскохозяйственные и плодоовощные культуры отведено 10200 га, из них 17% предназначено для посадки личи. Объем производства плодов личи достигает 66250 тонн, или 17,43% от национального производства личи.
Сезон сбора урожая личи во Вьетнаме колеблется между маем и июлем и обычно разделен на 2 этапа:
- первый этап – сезон личи (начинается с середины мая до середины июня), собранная продукция потребляется внутри страны;
- второй этап – основной сезон личи (с начала июня до начала июля), упор делается на экспорт.
Результаты исследования данных по потреблению личи показали, что до 60% произведенных плодов личи потребляется внутри страны, 40% экспортируется в другие страны мира.
Цепь поставок личи во Вьетнаме
По результатам опроса и исследований участников цепи поставок личи в провинциях Хайзыонг и Бакзианг была построена схема цепи поставок личи со следующими участниками: фермер, кооператив, продавец, бизнес, ритейлер/супермаркет (рис. 3). Основные направления деятельности в цепи поставок личи включают:
- производственную деятельность фермеров;
- аналитическую деятельность трейдеров;
- торговую деятельность;
- деятельность бизнеса, обслуживающего внутренние и внешние рынки;
- деятельность ритейлеров и супермаркетов.
Рисунок 3. Цепь поставок личи Вьетнама
Источник: составлено автором.
Из рисунка 2 видно, что фермеры из 100% своей продукции 85% плодов личи продают напрямую в торговлю, из которой 38% поставляется на экспорт. Кроме того, оставшиеся 15% фермеры поставляют в бизнес, который, в свою очередь, перепродает в оптовую и розничную сеть и 2% поставляет на экспорт. Таким образом, на внутренний рынок всего поставляется плодов личи 60%, и 40% реализуется в другие страны.
В натуральном выражении средний объем торговли бизнеса составляет 1000 тонн в год, значительная часть которого приобретается ритейлерами и супермаркетами (табл. 2).
Таблица 2
Экономическая стоимость цепи поставок личи во Вьетнаме (2018 год)
Показатель
|
Фермер
|
Торговец
|
Бизнес
|
Ритейлер/
супермаркет
|
Итого
|
Внутренняя цепь поставок личи
| |||||
1. Количество (тонн)
|
228000
|
178600
|
49400
|
228000
| |
2. Цена (USD/кг)
|
0,792
|
0,880
|
0,968
|
1,320
| |
3. Прибыль (USD/кг)
|
0,537
|
0,087
|
0,116
|
0,369
|
1,109
|
% прибыли
|
48,38
|
7,85
|
10,47
|
33,29
|
100,00
|
4. Общая прибыль (USD)
|
122 375 714,91
|
15 557 765,07
|
5 737 615,49
|
84 208 534,98
|
227 879 630,44
|
% От общей прибыли
|
53,70
|
6,83
|
2,52
|
36,95
|
100,00
|
5. Общий доход (USD)
|
18 055 433,35
|
15 714 914,21
|
4 781 346,238
|
30 092 388,91
|
68 644 082,71
|
% От общегодохода
|
26,30
|
22,89
|
6,97
|
43,84
|
100,00
|
Экспортная цепь поставок личи
| |||||
1. Количество (тонн)
|
152000
|
144400
|
7600
| ||
2. Цена (USD/кг)
|
0,792
|
1,320
|
1,540
| ||
3. Прибыль (USD/кг)
|
0,537
|
0,492
|
0,705
|
1,734
| |
% прибыли
|
30,95
|
28,39
|
40,66
|
100,00
| |
4. Общая прибыль
(USD)
|
81 583 809,94
|
71 088 253,41
|
5 359 788,825
|
158 031 852,2
| |
% От общей прибыли
|
51,62
|
44.98
|
3,39
|
100,00
| |
5. Общий доход
(USD)
|
120 369 555,7
|
190 585 129,8
|
11 702 595,69
|
322 657 281,1
| |
% От общего дохода
|
37,31
|
59,07
|
3,63
|
100,00
| |
Общая цепь поставок личи
| |||||
1. Количество (тонн)
|
380000
|
323000
|
57000
|
228000
| |
2. Цена (USD/кг)
|
0,792
|
1,077
|
1,044
|
1,320
| |
3. Прибыль (USD/кг)
|
0,537
|
0,249
|
0,210
|
0,369
|
1,365
|
% прибыли
|
39,33
|
18,25
|
15,36
|
27,06
|
100,00
|
4. Общая прибыль
(USD)
|
203 959 524,9
|
80 430 268,37
|
11 944 170,7
|
84 208 534,98
|
380 542 498,9
|
% От общей прибыли
|
53,60
|
21,14
|
3,14
|
22,13
|
100,00
|
5. Общий доход
(USD)
|
300 923 889,1
|
347 725 912,9
|
59 515 222,17
|
300 923 889,1
|
1009088913
|
% От общего дохода
|
29,82
|
34,46
|
5,90
|
29,82
|
100,00
|
6. Среднее количество / субъект / год (тонн)
|
2,736
|
433,334
|
1000
|
3,5
| |
7. Средняя прибыль / субъект / год (USD)
|
1468,51
|
107904,55
|
209546,85
|
1292,67
|
Источник: составлено автором.
Экономический анализ цепи поставок личи во Вьетнаме в 2018 году
В таблице 2 показано, что в структуре общей прибыли фермеры имеют наибольшую долю как в каналах внутреннего потребления (53,71%), так и в каналах экспорта (51,62%). В канале внутреннего потребления общая прибыль торговцев составляет низкую ставку по отношению к общей прибыли. Но в экспортном канале общая прибыль торговцев составляет большую долю (44,98% от общей прибыли цепи в экспортном канале) из-за высокой цены и большого объема экспорта.
Немногий бизнес участвует в цепи поставок личи, так как доля общей прибыли бизнеса в общей прибыли каждого канала низкая, но при большом объеме транзакций (в среднем 1000 тонн на предприятие в год) средняя прибыль на бизнес достигает 209546,85 долл. США в год [15] (GTZ Eschborn, 2007).
Однако для того чтобы экспортировать большее количество личи на рынки Австралии, США, России и Европы, необходимо большее участие бизнеса в цепи поставок личи. Общая прибыль ритейлеров/супермаркетов составляет 36,95% от общей прибыли в цепи поставок внутреннего потребления, занимая второе место после фермеров. Средняя прибыль на одного субъекта достигает 1292,67 долл. США в год.
В целом функционирующая цепь поставок личи приносит экономические выгоды участвующим субъектам, но существует множество ограничений в деятельности фермеров, продавцов, предприятий розничной и оптовой торговли и супермаркетов. Производственные практики фермеров по-прежнему фрагментарны, исходя из традиционного опыта. Способность применять в совокупности теоретические знания и технику находится на низком уровне. В развитии производства не хватает синхронизированного планирования, электросетей, дорог, ирригации, холодильное хранение не отвечает актуальным потребностям.
Связь между звеньям в цепи поставок не является оптимальной, так как участники незнакомы с современными технологиями связи, а отсутствие развитой системы коммуникаций между фермером – трейдером – перерабатывающим предприятием нарушает взаимодействия.
На структуру цепи поставок влияют зарубежные рынки, в основном Китай [2], поэтому цены нестабильны, что создает неудобства для отечественных перерабатывающих предприятий, которые используют личи в качестве сырья для производства. При этом цена потребления личи сильно зависит от его годового объема производства.
Политические решения для улучшения цепи поставок личи и повышения эффективности производства и поставки личи
Вьетнам обладает потенциалом в производстве сельхозпродукции и преимуществом в экспорте фруктов. Однако из-за ограничений в технологиях выращивания, хранения и маркетинга продукции, вьетнамская сельхозпродукция пользуется недостаточным спросом на мировом рынке. Чтобы изменить ситуацию в развитых странах, вьетнамские фрукты должны отвечать требованиям безопасности пищевых продуктов. Одновременно с этим необходимо организовать производство и создать системные крупные зоны для сельскохозяйственного производства, которые обеспечат качество продукции.
Государство может поддерживать производителей инфраструктуры политикой льготного кредитования, поскольку затраты на продвижение и маркетинг продукции очень велики, а цены на личи невысоки.
Предлагается внедрить преференциальную политику, поощряющую деятельность фермерских домохозяйств, применение в бизнесе научно-технических достижений в производстве, внедрение технологий для обработки и хранения продукции. Использование современных технологий в управлении сельскохозяйственными цепочками поставок в целом и личи в частности будет способствовать обеспечению прозрачности и эффективности бизнеса, которое может быть удовлетворено в том числе с помощью технологий блокчейна [9] (Sergeev, Kokurin, 2018).
С помощью поддержки государства сельскохозяйственные продукты Вьетнама, в том числе и личи, получат больше возможностей для продвижения на мировой рынок. Однако для реализации на экспорт вьетнамской сельскохозяйственной продукции на мировой рынок предприятия-экспортеры должны повысить качество продукции, активизировать ее рекламирование и создать собственные торговые марки как на отечественном, так и на мировом рынке. Одновременно с этим необходимо активизировать обмен информацией между фермерами, предприятиями и потребителями.
В ближайшей перспективе необходимо инвестировать в коммерческие центры, объекты по хранению продуктов питания в районах с большими объемами потребления, модернизировать транспортные маршруты в производственные зоны.
Текущий спрос на рынке сельскохозяйственной продукции обусловлен строгими стандартами безопасности пищевых продуктов, поэтому необходимо расширять и развивать чистые сельскохозяйственные модели производства, такие как VietGap или GobalGap. Стандарты VietGAP должны быть включены в цепь поставок.
На данный момент одной из наибольших трудностей для реализации поставок личи во Вьетнаме является мелкое производство и его рассредоточение. Даже ограниченные способности некоторых зон по производству личи препятствуют обеспечению качества продукции и стабилизации рынка. Помимо этого, вьетнамские предприятия-экспортеры остаются слабыми в хранении сельскохозяйственной продукции, что приводит к неудовлетворению требований партнеров по обеспечению качества.
Необходимо перераспределить добавленную стоимость и чистый доход от производства и реализации личи таким образом, чтобы все участники могли получать справедливую выгоду.
Государство может поддержать инвестиции в оборудование, цеха для переработки, склады для хранения, сертификации, предоставление вознаграждений и пособий для технических служащих, льготные процентные ставки по кредитам для производства и применения VietGAP.
В расширении сельскохозяйственных торговых отношений с другими странами, особенно в сфере торговли личи, важно избежать чрезмерной зависимости от китайского рынка и решить проблему потребления, когда урожай велик.
В целях создания среды здоровой конкуренции предлагается связать участников цепи поставок в унифицированную сеть, в которую должны войти: производители, ритейлеры, розничные торговцы и предприятия.
Заключение
По результатам исследований состояния цепи поставок личи автор пришел к следующим выводам:
- участники цепи поставок плодов личи включают в себя: фермеров, торговцев, бизнес, оптовую и розничную торговлю. Цепь поставок личи имеет внутренние и экспортные каналы, на которые приходятся 60% и 40% соответственно. Экономический анализ цепи поставок показал, что прибыль, полученная участниками, сильно отличается;
- в целом функционирующая цепь поставок личи приносит экономические выгоды участвующим субъектам.
Однако на данный момент цепь поставок личи во Вьетнаме испытывает следующие трудности:
- недостаточный уровень развития инфраструктуры в совокупности с невысокой квалификацией специалистов и недостатком грамотного экономического планирования;
- нестабильная связь между звеньями цепи поставок;
- влияние со стороны объема производства зарубежных рынков (китайского).
Для преодоления данных проблем могут быть предложены и приведены в исполнение следующие составляющие как внутренней, так и внешней поставки личи:
- осуществление поддержки производителей требуемой инфраструктуры, политики льготного кредитования, поддержки брендинга со стороны государства и прочих заинтересованных лиц;
- внедрение технологии блокчейна для поощрения интенсивного развития сельских домохозяйств и крупных производителей в рамках процессов производства и логистики;
- создание источников информации для экономических агентов, работающих в данной сфере, с целью обеспечения их актуальными данными о ситуации на национальном и глобальном рынках производимой продукции, а также создание единой сети, интегрирование в нее всех субъектов торговли личи;
- оптимизация потребления произведенного продукта фермерами, а также качественное улучшение точек сбыта произведенной продукции;
- внедрение строгих стандартов безопасности пищевых продуктов, таких как VietGap или GobalGap.
Комплексное и разностороннее применение данных методов решения проблем, возникающих в цепи поставок личи, способно не только увеличить прибыль с продаж, но и также расширить количество точек сбыта продукции на международных рынках, тем самым зарекомендовав плоды личи как продукцию Вьетнама, соответствующую высокому уровню качества и гарантирующую поддержание данного стандарта.
Результаты исследования цепи поставок плодов личи являются основой для дальнейшего изучения и анализа реализации сельскохозяйственной продукции Вьетнама в целом.

Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Генеральный департамент таможни Вьетнама / Таможенный ежегодник по торговле иностранными товарами 2017. Www.customs.gov.vn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/Attachments/1438/NGTT2017web.pdf.
3. Главное статистическое управление Вьетнама. Пресс-релиз о социально-экономической ситуации в 2008-2018 году. Www.gso.gov.vn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=382&idmid=2&ItemID=19036.
4. Данные урожая. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Www.fao.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fao.org/faostat/en/#data/QC.
5. Информация о социально-экономическом положении. Официальный сайт Главного статистического управления Вьетнама. Gso.gov.vn. [Электронный ресурс]. URL: http://gso.gov.vn (дата обращения: 15.10.2019).
6. Костюченко И.Г. Азиатско-Тихоокеанский регион: вопросы экономической интеграции в начале ХХI века // Экономические отношения. – 2017. – № 2. – c. 183-190. – doi: 10.18334/eo.7.2.37990.
7. Костюченко И.Г. Некоторые вопросы экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона // Экономические отношения. – 2018. – № 1. – c. 81-94. – doi: 10.18334/eo.8.1.38763.
8. Конг Фиен. Семинар по созданию цепи поставок овощей и фруктов. Www.tintucnongnghiep.com. [Электронный ресурс]. URL: www.tintucnongnghiep.com/2014/hoi-thao-xay-dung-chuoi-cung-ung- rau-qua.html.
9. Сергеев В.И., Кокурин Д. И. Применение инновационной технологии «Блокчейн» в логистике и управлении цепями поставок // Креативная экономика. – 2018. – № 2. – c. 125-140. – doi: 10.18334/ce.12.2.38833 .
10. Чан Тхи Тху Хыонг Развитие цепи поставок овощей и фруктов. Www.vlr.vn. [Электронный ресурс]. URL: www.vlr.vn/vn/news/img/chuoicungung/2284/Phattrienchuoicungungrauqua.vlr.
11. Boning C. R. Florida's Best Fruiting Plants: Native and Exotic Trees, Shrubs, and Vines. - Sarasota, Florida: Pineapple Press, Inc., 2006. – 132 p.
12. Brimer R.C. Logistics Networking: A consideration of component essential to an integrated logistics support network // Logistics Information Management. – 1995. – № 8. – p. 8-11.
13. Courtney Menzel Litchi and longan: botany, production and uses. - Wallingford, Oxon, UK: CABI Pub, 2005. – 26 p.
14. Crane J.H., Balerdi C.F., Maguire I. Lychee growing in the Florida home landscape. - University of Florida, 2008.
15. GTZ Eschborn Methodology to promote value chains. - ValueLinks handbook, 2007.
16. Hosahalli Ramaswamy, Barrett D., Somogyi L.P. Processing fruits: science and technology. - Boca Raton: CRC Press, 2005. – 687 p.
17. Kadam S.S., Salunkhe D.K. Handbook of fruit science and technology: production, composition, storage, and processing. - New York: M. Dekker, 1995. – 436 p.
18. Kaplinsky R., Morris M. A Handbook for Value Chain Research. / The Institute of Development Studies. - Brighton: University of Sussex, United Kingdom, 2001.
19. Morton J.F. Lychee in Fruits of Warm Climates. / Center for New Crops & Plant Products, Purdue University, Department of Horticulture and Landscape Architecture. - West Lafayette, Indiana, 1987. – 249–259 p.
20. Papademetriou M.K., Dent F.J. Lychee production in the Asia-Pacific region. / Food and Agricultural Organization of the United Nations, Office for Asia and the Pacific. - Bangkok, Thailand, 2002.
Fam, NgokVan (2020) Analysis of the supply chain of lychee fruit in Vietnam. Kreativnaya ekonomika, 14(5), 969-983. doi: 10.18334/ce.14.5.110145 (in Russian)