Научно-образовательный центр как инструмент развития неоиндустриальной специализации регионов России

Захарова В.В.
Research and educational center as a tool for the development of neo-industrial specialization of Russian regions - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 4

Аннотация:
В статье обосновывается роль и значение развития несырьевого экспорта конкурентоспособной продукции в условиях глобализации мировой экономик, подчеркивается важность инновационного, трудового, интеллектуального потенциалов регионов. Рассматривается сущность новой формы взаимодействия участников инновационного процесса – научно-образовательного центра (НОЦ). В статье проведен анализ основных показателей функционирования НОЦ, в том числе предполагаемой структуры финансирования. Автор рассматривает целевые показатели НОЦ, выделяет существующие противоречия и подчеркивает актуальность исследований лучших практик организации и функционирования уже созданных НОЦ, что представляет интерес для региональных органов власти, а также организаций академического сектора, высшего образования и реального сектора экономики

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Захарова В.В. Научно-образовательный центр как инструмент развития неоиндустриальной специализации регионов России // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 5. – С. 763-774. – doi: 10.18334/ce.14.5.109328

Zakharova, V.V. (2020) Research and educational center as a tool for the development of neo-industrial specialization of Russian regions. Kreativnaya ekonomika, 14(5), 763-774. doi: 10.18334/ce.14.5.109328 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

В настоящее время позиционирование страны в системе мирохозяйственных связей во многом определяется темпом освоения знаний и создания инновационного продукта, эффективностью научной и инновационной деятельности [1] (Myslyakova, Zakharova, 2018). Для преодоления существующего технологического отставания и технологической зависимости российской экономики необходимо развитие неоиндустриальной модернизации [2] (Semenova, 2018). Предполагаемый переход Российской Федерации к неоиндустриальному этапу экономического развития включает учет ведущих мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с исторической и социокультурной спецификой экономики государства и особенностями современных проблем, таких как более чем десятилетний перерыв в инновационном процессе, вызвавший этот перерыв кризис 90‑х гг., сырьевая ориентация экономики [3] (Zyablyuk, Titova, 2016). Активные дискуссии о необходимости диверсификации отечественной экономики начались после существенного падения цен на нефть в пик мирового кризиса в 2007 году, затронув в том числе и органы государственной власти [4] (Glukhikh, Myslyakova, Malysheva, Krasnyh, 2018). По мнению ряда отечественных авторов, «геоэкономический потенциал России как страны с экспортно-сырьевой моделью экономики недостаточно велик» [5] (Andreeva, Ratner, Zakharova, 2014). Отечественными и зарубежными учеными активно исследуются: состояние так называемой «новой нормальности», сложившееся после мирового финансово-экономического кризиса, замедление темпов роста экспорта и импорта услуг, товаров, капитала [6] (Bulatov, Kvashnin, 2018), вызовы в сфере мирохозяйственных связей [7] (Gladkov, Dubovik, 2019), а также замедление темпов роста экономики, несмотря на активный технологический прогресс [8] (Crafts, 2017). Особое внимание в отечественной и зарубежной литературе уделяется развитию неоиндустриальной экономики, в частности рынков будущего: исследуются концептуальные основы нового индустриального развития [9] (Bodrunov, 2019) и различные подходы к осмыслению цифровой экономики [10] (Kuvayeva, 2019), новые принципы организации производства. Однако в настоящее время сохраняется высокий уровень зависимости экономики Российской Федерации от объемов продажи нефти и газа, а также от колебаний мировых цен на углеводороды. Так, в марте 2020 года Министерство финансов Российской Федерации рассчитывало, что средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) России, российского государственного резервного фонда, сформированного в том числе из дополнительных доходов бюджета от нефтегазового комплекса, хватит на 6–10 лет при стоимости нефти в диапазоне $25–30 за баррель (в текущих ценах). Но после того как стоимость барреля российской нефти колебалась от $7 до $20, прогнозы были скорректированы, и 19.04.2020 г. министр финансов Российской Федерации Силуанов А.Г. заявил о том, что ресурсов ФНБ при текущих ценах на нефть хватит до 2024 года, т.е. прогнозные сроки были сокращены более чем в два раза. Таким образом, в настоящий момент для экономики Российской Федерации в целом и для субъектов Российской Федерации в частности весьма актуален вопрос развития несырьевого экспорта конкурентоспособной продукции в условиях глобализации мировой экономики, высокоразвитой международной торговли и технологической конкуренции и, соответственно, уменьшения доли доходов от продажи углеводородов и электроэнергии. Весомым фактором эндогенного порядка, определяющим неоиндустриальную экспортную специализацию регионов, является наличие инновационного, трудового, интеллектуального потенциала. Решение задач развития имеющегося потенциала планируется обеспечить в рамках реализации национальных проектов. Так, объем финансирования нацпроекта «Наука» составляет 636 млрд рублей на 2018– 2024 годы, при этом из внебюджетных источников на финансирование нацпроекта планируется привлечь более 231,2 млрд рублей. На национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрено 481,5 млрд рублей финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из внебюджетных источников. Из федерального бюджета на национальный проект «Цифровая экономика» будет направлено 1 099,6 млрд рублей, на национальный проект «Международная кооперация и экспорт» – 956,8 млрд рублей.

Движущей силой развития региона в сложившихся условиях глобализации и ускоренного инновационного развития может стать комплекс, интегрирующий в едином процессе на региональном уровне производство, науку и образование [11] (Zakharova, 2019). Правительством России при реализации нацпроекта «Наука» планируется к 2021 году создание 15 научно-образовательных центров (далее – НОЦ) мирового уровня на основе интеграции организаций реального сектора экономики, научных учреждений и организаций высшего образования. Создание сети НОЦ призвано обеспечить решение прорывных прикладных задач по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642, необходимых для развития инновационной экономики страны и подготовки высококвалифицированных кадров. Сотрудничество научных учреждений и предприятий, с одной стороны, позволяет адаптировать разработки для решения конкретных производственных задач, с другой стороны, гарантировать спрос.

Анализ существующих НОЦ

В 2019 году в пяти регионах России без проведения конкурсного отбора были созданы научно-образовательные центры мирового уровня: в Белгородской, Нижегородской, Кемеровской областях, Пермском крае и Тюменской области (совместно с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами). Из пяти НОЦ как минимум два будут работать в отрасли нефте- и угледобычи. Анализ основных показателей созданных в 2019 году НОЦ приведен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ основных показателей созданных в 2019 году НОЦ


Название НОЦ
Направление деятельности
Участники НОЦ
Планируемое финансирование
1
Научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс» (Кемеровская область)
1. Производство экологически чистой энергии
2. Управление речными бассейнами
3. Экология и здоровьесбережение
4. Эффективная добыча и переработка угля
- 6 вузов Кемеровской области
- научные учреждения: ФИЦ УУХ СО РАН, НИИ КПССЗ
- организации реального сектора экономики: ЕВРАЗ, АО «Кузнецкие ферросплавы», ПАО «Кокс», «СДС–Уголь», Стройсервис, СУЭК
Всего за 2019–2024 годы: 12 087 млн руб., из них:
- средства гранта – 552 млн руб.
- средства инициатора создания (Кемеровская область – Кузбасс) –
1 966 млн руб.
- средства внебюджетных источников –
9 569 млн руб.
2
Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня (Тюменская область)
1. Арктика: ресурсы «холодного мира» и качество окружающей среды, человек в Арктике
2. Биологическая безопасность человека, животных и растений
· 3. Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии
- 10 вузов Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Свердловской области и Санкт-Петербурга
- 17 научных учреждений
- организации реального сектора экономики:
ПАО «Газпром нефть», ООО УК «Группа ГМС», ООО «СИБУР», ООО «Синергия», ООО «УГМК-Агро», ООО «2050. ДИДЖИТАЛ», ООО «РН-УВАТНЕФТЕГАЗ»
Всего за 2020–2022 годы 41 680 млн руб., из них:
- средства гранта – 383 млн руб.
- средства инициатора создания (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО) –30 561 млн руб.
- средства внебюджетных источников –10 736 млн руб.
3
Пермский научно-образовательный центр мирового уровня «Рациональное недропользование» (Пермский край)
1. Новые материалы и вещества
2. Твердые полезные ископаемые
3. Углеводороды
4. Химические технологии
5. Цифровизация и роботизация производств и сервисов
6. Экология и безопасность территорий
7. Энергетическое машиностроение
- 2 вуза Пермского края: ПНИПУ и ПГННИУ
- научные учреждения: ПФИЦ УрО РАН, ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», АО «ВНИИ Галургии», АО «НИИПМ», ОАО «УНИКМ»
- организации реального сектора экономики: ПАО «ЛУКОЙЛ», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», АО «ОХК «УРАЛХИМ», ПАО «Уралкалий», АО «Новомет-Пермь», АО «МХК «ЕвроХим» и др.
Всего: 21 000 млн руб., из них:
- средства гранта – 420 млн руб.
- средства инициатора создания (Пермский край) – 1 050 млн руб.
- средства внебюджетных источников –19 530 млн руб.
4
Научно-образовательный центр мирового уровня «Техноплатформа 2035» (Нижегородская область)
1. Высокотехнологичная персонализированная медицина и медицинское приборостроение
2. Инновационные производства, компоненты и материалы
3. Интеллектуальные транспортные системы
4. Передовые цифровые технологии
5. Экология и ликвидация экологического ущерба
- 6 вузов Нижегородской области и Москвы
- 7 научных учреждений
- организации реального сектора:
АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова», АО «Научно-производственное предприятие «Салют», АО «Технопарк «Саров», ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова», ПАО «Арзамасское научно-производственное предприятие «ТЕМП-АВИА» и др.
Всего за 2020–2024 годы 12 918 млн руб., из них:
- средства гранта – 552 млн руб.
- средства инициатора создания (Нижегородская область) –2 085 млн руб.
- средства внебюджетных источников –10 281 млн руб.
5
Научно-образовательный центр мирового уровня «Инновационные решения в AПК» (Белгородская область)
1. Биотехнологии
2. Производство продовольствия и ветпрепаратов
3. Рациональное природопользование
4-5. Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия: животноводство и растениеводство
- 8 вузов Белгородской области и Москвы
- 19 научных учреждений
- организации реального сектора экономики: ЗАО «Завод Премиксов № 1», ГК «ЭФКО», ГК «Агро-Белогорье», АО «Опытно-экспериментальный завод «ВладМиВа», ООО «Научно-технический центр биологических технологий в сельском хозяйстве» (ООО «НТЦ БИО»), ГК «ВИК», ООО «Ямщик», ООО «АгроАкадемия», ООО «Спецлак», ООО «Инновационные технологии – Энергетика»
Всего за 2020–2024 годы 15 000 млн руб.
Источник: составлена автором на основании презентационных материалов научно-образовательных центров мирового уровня, размещенных на сайте Минобрнауки России и на портале НОЦ, разработанном при поддержке Минобрнауки России.

Целевые индикаторы и показатели, планируемые к достижению в рамках реализации программ деятельности пилотных НОЦ, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Целевые индикаторы и показатели, планируемые к достижению в рамках реализации программы деятельности центра


Название НОЦ
Количество патентов, единиц/год
Количество статей в Scopus и (или) Web of Science, единиц/год
Доля исследователей в возрасте до 39 лет, процент/год
Количество создаваемых высокотехнологичных рабочих мест, единиц/год
1
Научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс» (Кемеровская область)
35 – в 2019,
100 – в 2024
350 – в 2019,
1400 – в 2024
44,2 – в 2019,
53,5 – в 2024
100 – в 2019,
450 – в 2024
2
Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня (Тюменская область)
· Нет данных
Нет данных
63 – в 2019,
86 – в 2024
1890 – в 2020,
2410 – в 2024
3
Пермский научно-образовательный центр мирового уровня «Рациональное недропользование» (Пермский край)
30 – в 2019,
300 – в 2024
661 – в 2019,
1322 – в 2024
44 – в 2019,
в 2024 – нет данных
120 – в 2019,
1000 – в 2024
4
Научно-образовательный центр мирового уровня «Техноплатформа 2035» (Нижегородская область)
253 – в 2020,
291 – в 2024
2 739 – в 2020,
2 962 – в 2024
48 – в 2020,
50 – в 2024
588 – в 2020
753 в 2024
5
Научно-образовательный центр мирового уровня «Инновационные решения в AПК» (Белгородская область)
В 2019 – нет данных,
120 – в 2024
Нет данных
В 2019 – нет данных,
50 – в 2024
В 2019 – нет данных,
3000 – в 2024
Источник: составлена автором на основании презентационных материалов научно-образовательных центров мирового уровня, размещенных на сайте Минобрнауки России и на портале НОЦ, разработанном при поддержке Минобрнауки России.

Ряд показателей, заявляемых создателями НОЦ, представляются трудновыполнимыми. Так, целевым показателем Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня является увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет до 86%, тогда как целевым показателем национального проекта «Наука» является увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей в 2024 году до 50,1%, а у других НОЦ этот показатель колеблется в районе 50–53,5 %. Согласно статистике в целом по Российской Федерации, приведенной Федеральной службой государственной статистики, доля исследователей в возрасте до 39 лет составляет 43,9%, от 40 до 49 лет – 15,2%, от 50 до 59 лет – 15,8%, от 60 до 69 лет – 15,5%, от 70 лет и старше – 9,6%. Таким образом, доля исследователей в возрасте до 40 лет составляет менее 45%, и если не предпринять меры по развитию кадрового потенциала в сфере исследований и разработок, к 2024 году ситуация может только ухудшиться. Более того, выпуск из аспирантуры с защитой диссертации (что, бесспорно, характеризует факт становления исследователя) в целом по России снизился с 9 611 человек в 2010 году до 1 629 человек в 2019 году. Согласно Рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации [12], доля молодых исследователей в регионах, входящих в вышеупомянутый НОЦ, а именно в Тюменской области, составляет 0,919; в ХМАО – 0,844; в ЯНАО – 0,656. В то же время доля исследователей, имеющих научную степень, свидетельствующую о высокой квалификации персонала, непосредственно выполняющего исследования и разработки, в Тюменской области составляет всего 0,19; в ХМАО – 0,147; в ЯНАО – 0,421. С другой стороны, целевым показателем НОЦ ««Инновационные решения в AПК» в Белгородской области является доведение доли исследователей в возрасте до 39 лет к 2024 году до 50%. Согласно Рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации [12], доля молодых исследователей в Белгородской области составляет 0,72, а доля исследователей, имеющих научную степень, составляет 0,518. Таким образом, во-первых, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности сосредоточения усилий не столько на количественном, сколько на качественном наполнении НОЦ высококвалифицированными кадрами. И во-вторых, регионам необходимо принимать взвешенные решения при составлении заявки на участие в конкурсном отборе НОЦ в 2020–2021 гг., не увлекаясь погоней за «красивыми» цифрами.

Перспективы развития сети НОЦ

В настоящий момент в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 г. № 537 продолжается конкурсный отбор по созданию пяти научно-образовательных центров мирового уровня в 2020 году. О своем участии уже заявили не менее 25 субъектов Российской Федерации, среди которых Самарская, Тульская, Астраханская, Ярославская, Иркутская, Свердловская, Челябинская, Курганская области, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и другие. Часть проектов уже обрели предполагаемое наименование, представленное в таблице 3. Решение о получателях субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательного центра мирового уровня будет принято до 31.08.2020 г.

Таблица 3

Предполагаемые названия НОЦ

№ п/п
Регион
Предполагаемое название НОЦ
1
Свердловская область, Курганская область, Челябинская область
Передовые промышленные технологии и материалы
2
Самарская область
Инженерия будущего
3
Ростовская область
Цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса
4
Астраханская область
Каспий
5
Кировская область
Биолполис
6
Иркутская область и Республика Бурятия
Байкал
Источник: составлено автором на основании данных, размещенных на портале НОЦ, разработанном при поддержке Минобрнауки России.

Заключение

Предполагается, что научные и образовательные организации будут создавать условия для привлечения организаций реального сектора экономики на свою площадку, выступать источником инноваций, промышленность – вкладывать средства и финансировать технологии и разработки в соответствии с потребностями и задачами, формируемыми рынком, а субъект Российской Федерации – вкладывать средства и создавать комфортные условия для работы научно-образовательного центра, совершенствуя городскую среду, развивая инфраструктуру, вкладывая через систему грантов средства регионального бюджета в инновационное развитие региона. Данная форма взаимовыгодного сотрудничества и кооперации должна привести к изменению структуры затрат на исследования и разработки. В настоящий момент расходы Российской Федерации на исследования и разработки составляют порядка триллиона рублей (около 1,1% от ВВП), из которых более 65% – бюджетные средства. К 2035 году планируется выйти на паритетное софинансирование и увеличить внутренние затраты на исследования и разработки до 2% от ВВП. По словам Президента РАН, академика Сергеева, создание НОЦ и реализация национального проекта «Наука» «может оказаться одной из последних попыток нашей страны по становлению на рельсы научно-технологического прогресса. Так что цена этой попытки очень велика: если ничего не получится, будет совсем плохо». Исследование лучших практик организации и функционирования уже созданных НОЦ актуально для формирования в России устойчивой связки «образование – наука – производство», позволяющей более эффективно решать проблемы, обусловленные вызовами современности, как на национальном, так и мировом уровне.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мыслякова Ю. Г., Захарова В. В. Теоретические аспекты применения индексов для оценки инновационного кода развития регионов России // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 2. – c. 44-55.
2. Семенова Н.Н. Импортозамещение в АПК и неоиндустриализация: вопросы финансового обеспечения // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Выпуск 1, Часть 1. – 2018. – c. 487-490.
3. Зяблюк Р.Т., Титова Н.И. Неоиндустриализация экономики России: необходимость и возможность (обзор материалов круглого стола по неоиндустриализации экономики России) // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2016. – № 2. – c. 119-134.
4. Глухих П.Л., Мыслякова Ю.Г., Малышева Е.В., Красных С.С. Взаимосвязь экспортного потенциала региона и стартап-движения молодежи // Экономика региона. – 2018. – № 4. – c. 1512-1525. – doi: 10.17059/2018-4-35.
5. Андреева Е.Л., Ратнер А.В., Захарова В.В. Разработка системы приоритетов Российской геоэкономической политики // Геополитика и безопасность. – 2014. – № 3. – c. 65-73.
6. Булатов А.С. Квашнин Ю.Д. Международное движение капитала: тенденции и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – № 8. – c. 16-25.
7. Гладков И.С., Дубовик М.В. Новая глобализация и внешнеторговые связи: взгляд сквозь призму классических теорий // Международная экономика. – 2019. – № 3. – c. 8-21.
8. Crafts N. Is Slow Economic Growth the ‘New Normal’ for Europe? // Atlantic Economic Journal. – 2017. – № 3. – p. 283–297.
9. Бодрунов С.Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2019. – № 1. – c. 5 -12.
10. Kuvayeva Yu.V. Digital economy: Concepts and Russia’s readiness to transition // Journal of the Ural State University of Economics. – 2019. – № 1. – p. 25 - 40.
11. Захарова В.В. Влияние научно-образовательного центра на ускорение индустриального развития экономики региона // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 8. – c. 116-119.
12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Выпуск 6 / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 264 c.