Анализ организационно-производственной структуры проектов reality show

Огурчиков П.К., Падейский В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Огурчиков П.К., Падейский В.В. Анализ организационно-производственной структуры проектов reality show // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 9. – С. 107-110.

Аннотация:
Продолжение. Начало в № 6/2004. Приобретение инновации (а к ним следует отнести и большинство дорогостоящих телеигр, или reality-show) происходит, как правило, на условиях покупки прав на постановку с безотлагательной выплатой. Обычно подобные сделки происходят в двух случаях: когда права приобретаются на короткий срок или когда нет необходимости повторно обращаться к продавцу инновации. Однако участие поставщика лицензии (лицензиара) в качестве финансового партнера проекта иногда оправдано другими стратегическими целями, и, в первую очередь, это касается возможности доступа на зарубежные телерынки с более высоким стандартом качества отечественного телепродукта.

Ключевые слова: инновации, телепродукция, лицензии, телекоммуникационная отрасль

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Продолжение. Начало в № 6/2004 [O1]

Управление качеством телепродукта. Анализ инновационности телепродукта на этапе его проектирования предполагает выявление продюсером основных элементов качества, содержащихся в идее, в разработке структуры экранного шоу, разнообразии и прогрессивности используемых телетехнологий и степени комплексных требований к адекватности участников и различных внутрикадровых элементов. Процесс управления качеством телепродукта на этапе производства и демонстрации, также как и на этапе проектирования, зависит от многих факторов (рис. 1).

2004_09_ogurchikov_realshowqualmanag1.gif

Рис. 1. Этапы управления качеством reality-show

Выбор игроков производится в соответствии со специально разработанными критериями, и после обработки данных, полученных в результате анкетирования, проводится отбор добровольцев.

Если в шоу «Последний герой-1» авторы предложили возможность участия игрокам самого широкого спектра возрастов и профессий, то для шоу «За стеклом -1» и «Голод», анкетирование было призвано сузить возрастной и интеллектуальный диапазон участников. Еще более избирательным был отбор для шоу «Гарем», где предпочтение отдавалось внешним данным участников. Для шоу «За стеклом» число желающих попасть в первый тур превысило 5000 добровольцев. Оптимальное же число финалистов с учетом временной ограниченности первого шоу было шесть человек. Для серии Robinson Expedition численность ограничивалась 16 игроками.

Немаловажное значение имеет включение в состав экранных исполнителей не просто «звезд» шоу-бизнеса, политиков или спортсменов, а тех, кто обладает достаточной долей известности или легко узнаваем среди многих. Для анализа подобную маркетинговую инновацию условно разделим на три основные номинации:

1. Функциональное использование профессионального опыта или авторитета лидера мнений (проект РТР «Народный артист» - Лариса Долина; цикл «Фабрика звезд» на Первом канале - Всеволод Новгородцев).

2. Атрибутивное включение, когда для формирования имиджа программы используется позитивный экранный образ ее ведущего («Дом» ТНТ с Николаем Басковым; «Последний герой-1, 2, 3, 4» Первого канала - Сергей Бодров, Дмитрий Певцов, Николай Фоменко, Александр Домогаров);

3. Аддитивное присоединение, предполагающее постоянную ротацию известных лиц в рамках развития одной и той же темы (игровой состав участников программы «Последний герой –2, 3, 4» на Первом канале; передача НТВ «Растительная жизнь»).

Особое внимание уделяется правовому обеспечению проведения шоу. Продюсер заключает договор с участниками шоу, предусматривающий различные варианты развития событий. Оговариваются не только права и обязанности участников, но и ответственность за неэтичность поведения и, разумеется, условия досрочного выхода из шоу.

Помимо стремления сделаться «звездой ТВ» потенциальных участников привлекает, естественно, и размер призового фонда. Если в берлинском шоу Reality Run он составил всего 10 000 долларов, то для Big Brother в Германии сумма главного приза равнялась 250 000 марок, а английский аналог этого варианта шоу ограничился призовым фондом в 100 000 долларов.

Как правило, вопросы финансирования reality-show решаются с помощью спонсорства или Product Placement ‑ размещения продукта внутри игрового пространства, использования продуктов питания (гамбургеров или соков) участниками reality-show, демонстрации логотипа фирмы на стенах помещения или вербального упоминания товара в разговорах. Так, например, запуск шоу «Последний герой» спонсировал концерн «Вимм Биль Данн».

Основными параметрами для разработки вопросов обеспечения съемочного процесса являются численность участников и объем пространства (количество помещений) или же способ трансляции (запись или «прямой эфир»). Для шоу «За стеклом -1» использовалось 26 камер, для шоу «Голод» ‑ тридцать. Для итальянского варианта Il Grande Fratello, где осуществлялась трансляция из церкви, потребовалось двадцать web- камер. В российском варианте время прямого эфира было ограничено: канал ТВС выделил для «Застеколья» четыре эфирных «окна». Следует отметить, что длительность трансляции шоу зависит от числа участников и условий состязаний и может варьироваться от трех недель («За стеклом») до 100 дней ‑ Big Brother. Программа «Последний герой» снималась за три недели, съемки проходили на островах Карибского моря.

Идеальный вариант подобных шоу был масштабно смоделирован в американском фильме «Шоу Трумена», где для трансляции был выделен отдельный спутниковый канал. Съемочной площадкой являлся искусственный павильон с управляемым климатом площадью в несколько квадратных километров, число камер слежения превышало 3000 единиц, число постоянных актеров составляло 1000 человек. И все это было создано для «наблюдения» за одним единственным персонажем в течение 30 лет его жизни.

Следует отметить, что особенностью павильонного шоу является постоянная web-трансляция события на специальных сайтах. Так, например, по шоу «За стеклом» голосование зрительской аудитории относительно предпочтений к тому или иному участнику охватило 7 млн. человек. Число звонивших по телефону составляло до 1,5 млн. человек в неделю. Информационную поддержку проекту оказывал такой мощный ресурс, как холдинг «Рамблер».

Одним из элементов продвижения шоу «За стеклом» было местоположение самого шоу. Гостиница «Россия» и Кремль символизировали связь между участниками и всей страной. Трансляция программы шла под постоянный рефрен «Это ‑ Кремль, это ‑ Россия», что изначально строго позиционировало телепродукт по определенным культурным символам.


Источники:

1. Уразова С.Л. Reality ТВ в России. Первый опыт телеклонирования // Техника кино и телевидения, 2002. №№ 2-3.
2. Костюк А. И. Хорошо забытое старое? // Известия, 24 декабря 2001г.
3. Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на телевидении и радио // Источник?
4. Бендиков В.В. Оценка реализуемости инновационного проекта. /Менеджмент в России и за рубежом, 2001. №2.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:27:46