Исходные основы формирования инновационно-креативной экономики: переход от homo economicus к модели homo creator

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Переход к экономике, основанной на знаниях, требует пересмотра существующей парадигмы homo economicus. Наиболее обстоятельное обоснование эта модель получила в работах А.Смита и Д. Рекардо. В основе модели человека экономического заложено рациональное поведения, стремление индивида получать максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Такая упрощенная мотивация носит ограниченный характер, искусственно сужает интеллектуальные возможности человека.

Ключевые слова:

интеллектуальный потенциал, homo economicus, инновационно-креативная экономика, homo creator
Цитировать публикацию:
Исходные основы формирования инновационно-креативной экономики: переход от homo economicus к модели homo creator – С. 692-695.

Iskhodnye osnovy formirovaniya innovatsionno-kreativnoy ekonomiki: perekhod ot homo economicus k modeli homo creator. , 692-695. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Переход к экономике, основанной на знаниях, требует пересмотра существующей парадигмы homo economicus. Наиболее обстоятельное обоснование эта модель получила в работах А.Смита и Д. Рекардо. В основе модели человека экономического заложено рациональное поведения, стремление индивида получать максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Такая упрощенная мотивация носит ограниченный характер, искусственно сужает интеллектуальные возможности человека.

Современная экономическая теория не может не учитывать творческую деятельность, это положение неизбежно распространяется и на модели человека [1]. Многие ученные предлагали использовать более полные модели человека по сравнению с современным «мейнстримом». Так Дж.С. Милль, анализируя труд в качестве агента производства, приводит варианты использования труда в разных сферах (сфера производства, прямые и косвенные виды труда, труд, использованный в качестве защиты своей трудовой деятельности и т.д.). Им подчеркивалось, что труд, «обычно причисляемый к умственному», в действительности не только умственный. Всякое усилие человека состоит частью из умственных, частью из физических элементов [2].

К. Маркс в своих работах при обосновании модели поведения человека (homo faber) исходил из того, что человек по своей природе является двойственным. С одной стороны, человек как субъект наделен индивидуалистическими наклонностями и предпочтениями и в своем поведении руководствуется эгоистическими свойствами, личными интересами не считаясь с интересами общества. В этом случае индивидуальный интерес проявляется в стремлении к получению максимальной пользы. С другой - он является биосоциальным существом. Общественным, живущим в обществе в определенном социуме. С этих позиций К.Маркс сущность человека видел не в эгоизме, а в саморазвитии личности в рамках общества и в его интересах. Однако разделение труда и возникновение классов ведут к отчуждению, человеческая деятельность превращается в тягостную повинность, а продукт труда отбирается собственником средств производства. Взаимозависимость людей и отчуждение достигают при капитализме высшей степени, а труд полностью превращается в деятельность для заработка. В результате односторонний абстрактный труд и частный экономический интерес не позволяют человеку реализовать свою сущность в саморазвитии личности.

Здесь следует рассмотреть еще одну модель человека – модель «рационального гедониста». Эта модель была предложена английским философом И. Бентамом (1748–1832 гг.) и первыми маржиналистами. В модели «рационального гедониста» хозяйствующий субъект рассматривается как потребитель. Маржиналисты считали, что чистая конкуренция позволит уравновесить индивидуальные устремления и обеспечить каждому из участвующих в производстве и обмене максимум результата. При обосновании этой модели абсолютизируются условия конкуренции, хозяйствующий субъект наделяется способностью обладать полной информацией, безошибочным предвидением будущего. Поэтому данная модель не может быть использована в работах, описывающих личное потребление, ценообразование на потребительские товары и т.д. [3].

С позиции потребительского поведения шагом вперед можно считать позицию английского экономиста Альфреда Маршалла. Он особо подчеркивает, что «каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают в жизни новые виды деятельности» [4]. Полемизируя с Джевонсом, Маршалл выступает против односторонней оценки труда как тягостных усилий при создании потребительских благ: «Когда человек здоров, его работа, даже выполняемая по найму, доставляет ему больше удовольствия, чем муки». [5] Этот вывод полностью разделяет Йозеф Шумпетер. Он характеризует предпринимателя, который наделен такими качествами, как инициатива, авторитет, дар предвидения, и в процессе своей творческой деятельности испытывает радость, удовлетворение результатами своего труда, материальные выгоды для него часто имеют второстепенное значение.

В заключение следует рассмотреть модель творческого человека «homo creativus», предложенную английским экономистом Джоном Фостером в книге «Эволюционная макроэкономика» [6]. В этой работе отмечается, что главной отличительной чертой взаимодействия человека с окружающей средой является то, что люди не просто пассивно приспосабливаются к внешним воздействиям, выбирая из заданных наборов, но и творчески изменяют внешний мир, создают в нем новые структуры, воплощая в жизнь идеи, концепции и другие продукты своего воображения [7].

Переход от модели маржиналистского человека (homo economicus), основанной не на деятельности, а на потребительском выборе, к модели творческого человека (homo creativus) предполагает создание экономики, основанной на знаниях и базирующейся на наукоемких технологиях. Креативное стратегическое направление – это модель нового творческого человека, креативность которого складывается из взаимодействия трех компонентов:

  • компетентности как суммы знаний и опыта;
  • умения творчески мыслить – гибкость и изобретательность в поиске решения той или иной проблемы;
  • мотиваций, которые выступают как сложный процесс формирования у субъекта внутренних побудительных сил к действию под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик сознания [8].
  • [1] При анализе моделей человека использованы работы: Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М.: Наука, 1993; Экономика знаний инноваций, перспективы России / Под ред. А.В. Бузгалина. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007.- С. 64-68; Попов А.И. Рыночные процессы в микро-и макроэкономике: Учебное пособие. Часть II – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - С. 44, С. 49.

    [2]Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т.I. – М.: Прогресс, 1980. - С. 131

    [3]Попов. А.И. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике: Учебное пособие. Часть II. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. – С. 48.

    [4]Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс. 1983. – С. 152.

    [5]Там же, С. 124.

    [6]Foster J. Evolutionary macroeconomics. – L, 1987.

    [7]Экономика знаний и инноваций: перспективы России/ Под ред. А.В. Бузгалина. – М.: ТЕИС, 2007. – С. 67.

    [8]Попов А.И. Развитие теории управления человеческими ресурсами в трудах профессора Н.А. Горелова // Известия СПбГУЭФ, 2008, №4. – С. 15.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Амабайл Т.М. Как убить творческую инициативу. – Креативное мышление в бизнесе. Сборник статей – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
    2. Гогац А., Мондехар Р. Бизнес + креатив. Преодолеть невидимые барьеры. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007.
    3. Ким Ч., Моборнь Р. Ценностные инновации: стратегическая логика быстрого роста. – Креативное мышление в бизнесе: Сборник статей – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
    4. Кук П. Креатив, который приносит деньги. – Минск, Гревцов Паблишер, 2007.
    5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Классика-XXI, 2007
    6. Богомолов О. Невидимая рука и властная длань // Литературная газета, № 5 (6209) от 04.02.2009.
    7. Бутрин Д, Мальков Д., Гончаренко Н. В Красноярске основан банк антикризисных идей // http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1128250.
    8. Егоров М. Кризис отразился на всех компаниях // http://www.bfm.ru/news/2008/11/19/samoe-vremja-nabirat-professionalov.html
    9. Лужков Ю.М. Монетаристский курс – не выход из кризиса.// Российская газета № 4826 от 14.01.2009 – www.rg.ru
    10. Радд К. Незначительными изменениями уже не обойтись// Коммерсант, № 38 (4093) от 04.03.2009 – www.kommersant.ru.
    11. Инновационный Санкт-Петербург // www.spbinno.ru
    12. Huang Qing Pressing Need to CreativeEconomy // China Daily, 27.11.2006
    13. Nakamura L. Economics and The New Economy: The Invisible Hand Meets Creative Destruction – Business Review, июль-август 2000. р. 15-30
    14. The Creative Community: working paper // Collaborative Economics, February, 2001.