Анализ проблем ценообразования на рынке образовательных услуг

Степанова Т.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (56), Август 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Степанова Т.Е. Анализ проблем ценообразования на рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 8. – С. 85-90.

Аннотация:
Среди факторов, определяющих динамику предложений и, следовательно, процесс формирования цен на рынке образовательных услуг, выделяются: цена ресурса, деятельность государства (налоги и дотации), наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг, уровень образовательных технологий, степень монополизации производства данного вида услуг.

Ключевые слова: ценообразование, образовательные услуги



Среди факторов, определяющих динамику предложений и, следовательно, процесс формирования цен на рынке образовательных услуг, выделяются: цена ресурса, деятельность государства (налоги и дотации), наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг, уровень образовательных технологий, степень монополизации производства данного вида услуг.

Для производства образовательных услуг необходимы такие традиционные ресурсы, как труд и капитал. При увеличении минимальной оплаты труда, лежащей в основе роста цены труда преподавателей и учителей, поднимается и цена на образовательные услуги. Рост цен на энергоресурсы, водоснабжение, повышение арендной платы за землю, увеличение стоимости оборудования, оргтехники и других средств труда, используемых в учебном процессе и составляющих вещественную сторону капитала как фактора производства, усложнение применяемых технологий также неизбежно ведут к удорожанию образовательных услуг. Заметное влияние на этот процесс оказывает деятельность государства.

Так, при увеличении объемов дотаций и уменьшении налогов появляется реальная возможность если не снизить, то хотя бы заморозить их и не повышать в краткосрочном периоде. Степень монополизации рынка образовательных услуг однозначно отражается на их ценообразовании. При этом очевидна тенденция : рост монополизации приводит к увеличению цен во все больших масштабах.

Специфично влияние научно-технического прогресса на процесс ценообразования образовательных услуг. Если на рынке промышленных товаров НТП позволяет снизить издержки производства и расширить предложение, то на рынке образовательных услуг внедрение новых и сложных технологий способствует увеличению интеллектуальной составляющей затрат на образовательный процесс, т.е. росту нематериальных (прежде всего, информационных) и снижению материальных затрат.

На цены образовательных услуг влияет степень монополизации рынка данным образовательным учреждением. Так, например, в Российской Федерации большинство кинематографических и театральных вузов, среди которых знаменитые ВГИК и ГИТИС, находятся в Москве, а на периферии есть только театральные студии и факультеты при университетах. Своеобразными монополистами в области образовательных услуг являются также такие широко известные (причем не только в России, но и за рубежом) столичные учебные заведения, как МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова и многие другие. Предоставляя подобного рода услуги на рынке с достаточно высокой степенью монополизации, эти учебные заведения устанавливают соответствующие цены. Так, например, один семестр обучения в МГИМО стоит пять тысяч долларов, в академии им. Г.В. Плеханова – четыре тысячи долларов, а в провинциальных экономических вузах - менее одной тысячи долларов в год.

Наряду с вузами-монополистами в области образовательных услуг, использующими присущий их статусу механизм ценообразования, существуют и образовательные учреждения, действующие на олигопольном рынке и на рынке монополистической конкуренции. Так, примером вузов, действующих на олигопольном рынке, являются юридические образовательные учреждения страны, включающие юридический факультет МГУ, Свердловский юридический институт и Саратовскую государственную академию права.

Цены на олигопольном рынке образовательных услуг складываются по принципу «зонтика цен», т.е. ориентируются на цены лидера и варьируются в определенных пределах. Цена предложения образовательных услуг на рынке монополистической конкуренции определяется дифференциацией предоставляемых услуг, их качеством, комплектностью и доступностью в зависимости от местонахождения образовательных структур. На олигопольном рынке образовательные структуры могут стать конкурентными монополистами, предоставляя услуги высококвалифицированных специалистов, обладающих собственными ноу-хау, а именно: методиками, тренингами, программами, кейсами, интерактивным обучением и т.п.

Специфика рынка образовательных услуг с явными признаками олигопольного компонента состоит в том, что в отличие от аналогичного рынка производственных фирм здесь отсутствуют тенденции к заключению различного рода соглашений (тайных или явных) и образованию картелей, определяющих цены и порядок платежей, унификацию условий расчетов за них, раздел территорий и сфер влияния. Дело в том, что образовательные структуры более дифференцированы в предоставляемых ими услугах, чем промышленные фирмы в производстве однородных товаров, и более свободны в варьировании качества и набора образовательных услуг, сроках и темпах выхода на рынок с новыми образовательными программами. Данный сегмент рынка в инновационном плане более гибкий и более емкий, чем рынок промышленных товаров и услуг, что обусловлено самой сутью образовательного процесса, его задачами и функциями.

Обобщая вышесказанное, отметим, что цены на образовательные услуги зависят как от факторов спроса, так и от факторов предложения. Хотя эта связь имеет более сложный, нелинейный характер по сравнению с ценообразованием на рынке промышленных товаров, выразим эту математическую зависимость следующим образом:

P1-i = f (D1- n, S1-m),

где P1-i – цена образовательных услуг на отдельном сегменте рынка;

D1-n; S1-m ‑ соответственно спрос и предложение на данном сегменте рынка образовательных услуг.

Графически процесс ценообразования на рынке образовательных услуг представлен на рис. 1.

Объем образовательных услуг, число обучающихся, %.

Рис. 1. Ценообразование на рынке образовательных услуг

Данный график показывает, что 40% объема рынка образовательных услуг предоставляется бесплатно и кривая спроса (D) является горизонтальной, т.к. спрос в этом случае полностью эластичен.

Кривая предложения на рынке образовательных услуг представлена множественно ступенчатой линией, отражающей объемы предоставляемых образовательных услуг при том или ином уровне цены. Так, например, при изменении цены в интервале от 0 до 40 ден. ед. объем образовательных услуг увеличивается до 65% , при этом доля платных услуг составляет 25%; при увеличении цены с 40 до 60 ден. ед. общий объем образовательных услуг возрастает до 75%, и доля платных составляет уже 35% от общего объема.

Из графика видно, что при каждом уровне цены предложения со стороны образовательных структур формируется соответствующий спрос со стороны потребителей этих услуг и равновесие достигается не в отдельной точке, а на отрезке, где линии спроса и предложения совпадают (отрезки О1Е1, О2Е2, О3Е3, О4Е4 и т.д.). Равновесие на рынке образовательных услуг достигается многократно при любой цене в диапазоне от Р1 до Р10 и соответствующих равновесных объемах Q4 – Q10.

Этот график отражает специфику ценообразования на данном рынке и показывает многовариантность достижения равновесия на нем при каждом данном соотношении спроса и предложения. Анализ этих соотношений и факторов, их определяющих, позволяет сделать следующие выводы.

На данном рынке во многом определяющей стороной в процессе образования является предложение со стороны образовательных структур – объем, качество, комплектность и, соответственно, устанавливаемые ими цены на образовательные услуги. Поскольку предложение этих услуг и цены на них многовариантны, и потребители этих услуг могут выбирать их в известных пределах, то и спрос с их стороны становится более дифференцированным и селективным в соответствии с факторами, его определяющими, – вкусом и предпочтениями потребителей, их доходом, наличием взаимосвязанных услуг. Эти обстоятельства объясняют варьирование цен на рынке образовательных услуг в достаточно широких пределах, что делает данные услуги доступными для потребителей и отвечающими их самым взыскательным потребностям.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:05:30