Исследования креативности: постановка проблемы

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Первое употребление термина «креативность» приписывают Д. Симпсону, обозначившему так в 1922 г. способность личности отказываться от стереотипов в мышлении. Исследования креативности как общей способности человека к творчеству уже длительное время являются предметом дискуссий представителей самых разных научных направлений: психологов и педагогов, экономистов и нейрофизиологов, специалистов по искусственному интеллекту и философов. Каждое научное направление, решая свои задачи и используя свои методы, предлагает особый взгляд на сущность креативности, ставит свои специфические проблемы. Анализ таких подходов к постановке и решению проблем креативности позволяет расширить это понятие, сформировать более глубокие представления о феномене креативности.

Ключевые слова:

креативность, креативная экономика
Цитировать публикацию:
Исследования креативности: постановка проблемы – С. 630-639.

Issledovaniya kreativnosti: postanovka problemy. , 630-639. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Первое употребление термина «креативность» приписывают Д. Симпсону, обозначившему так в 1922 г. способность личности отказываться от стереотипов в мышлении. Исследования креативности как общей способности человека к творчеству уже длительное время являются предметом дискуссий представителей самых разных научных направлений: психологов и педагогов, экономистов и нейрофизиологов, специалистов по искусственному интеллекту и философов. Каждое научное направление, решая свои задачи и используя свои методы, предлагает особый взгляд на сущность креативности, ставит свои специфические проблемы. Анализ таких подходов к постановке и решению проблем креативности позволяет расширить это понятие, сформировать более глубокие представления о феномене креативности.

В основе слова «креативность» лежит латинское «creatio» – созидание. Но собственно слово «креативность» является русифицированным вариантом английского термина «creativity», получившим широкое распространение в 1950-х годах в среде американских психологов. В качестве аналога креативности в русском языке используются такие понятия, как «творческое мышление», «творческая одарённость», «творческий потенциал», хотя не каждое научное направление допускает подобную замену.

Пожалуй, наиболее развитой является психологическая школа изучения креативности, основоположником которой можно считать английского учёного XIX века Ф. Гальтона. В начале 1860-х годов под влиянием трудов своего двоюродного брата Ч. Дарвина Ф. Гальтон увлёкся идеями наследственности таланта. В течение последующих сорока лет Ф. Гальтон последовательно занимался исследованиями человеческих способностей, их развитием и диагностикой.

К числу основных проблем в исследованиях способностей личности, поставленных в трудах Ф. Гальтона, можно отнести следующие:

- выделение факторов, определяющих способности человека. Ф. Гальтон выделил два основных фактора, определяющих способности человека: наследственность и среда. Приоритет он оставлял за наследственностью, полагая, что талант является наследственным признаком и что социальная элита формируется на основе наследуемого таланта;

- взаимосвязь между разными видами способностей (связана ли, например, творческая одарённость с уровнем интеллекта, обучаемости или же остротой зрения, слуха и т.д.). Ф. Гальтон считал, что на основе параметров простейших психических и физиологических процессов (познавательных способностей, особенностей речи) можно установить общий уровень творческой одарённости человека;

- создание методов измерения способностей человека. В этой сфере Ф. Гальтон особо преуспел, оставив большое количество методов и приборов: метод свободных ассоциаций, анкетирование, свисток Гальтона для измерения звуковысотной чувствительности, линейка Гальтона, основы корреляционного и регрессионного анализа (совместно с другим своим двоюродным братом Ч. Пирсоном).

В последующие годы исследование способностей личности было сосредоточено в области исследований умственной одарённости, интеллекта. Творческие способности считались обусловленными уровнем интеллекта, хотя многие эмпирические исследования заставляли сомневаться в этой гипотезе.

Отсутствие интереса в первой половине XX века к исследованию творческих способностей, по мнению ряда специалистов, было обусловлено нечёткостью определения креативности как способности (а не как дара) и отсутствием надёжных методов для её диагностики.

Всплеск интереса к проблематике творческой одарённости произошёл в 1950-е годы. Появилось – прежде всего в США, обескураженных запуском в Советском Союзе искусственного спутника – множество исследований, связанных с закономерностями научного и технического творчества, способами выявления и развития творческих способностей.

В 1959 году Дж. Гилфорд выделил основные различия между двумя типами мышления: конвергентным и дивергентным. Конвергентное мышление (схождение) проявляется в тех случаях, когда человеку, решающему задачу, необходимо на основе множества условий найти одно верное решение. Дивергентное мышление характеризуется способностью решать одну и ту же задачу разными способами.

Способность к конвергентному мышлению определяет тестовый интеллект человека (т.е. интеллект, измеряемый высокоскоростными тестами), а способность к конвергентному мышлению является основой для креативности личности как общей творческой способности. На основе этой теории Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали систему тестов исследования способностей, ориентированные на дивергентную продуктивность. Эти тесты были предназначены для старшеклассников и взрослых людей и оценивали вербальную и невербальную креативность.

Дальнейшее развитие эта система получила в трудах Э. Торренса (1962-1967 гг.), а также, с определёнными поправками на условия проявления креативности, М. Волаха и Н. Когана (1965 г.).

В отличие от предыдущих исследователей, опиравшихся на идеи дивергентного мышления как основы креативности, С. Медник предложил иной подход (1969 г.). Он полагал, что в основе творческого мышления лежит как дивергентное, так и конвергентное мышление. Дивергентное мышление – это мышление «около проблемы», периферическое. Конвергентное мышление объединяет все элементы, относящиеся к проблеме, и находит единственно верное сочетание этих элементов. Суть творческого процесса состоит не в особенностях операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Похожие идеи, но с использованием другой терминологии были позднее высказаны Э. де Боно (1984 г.), который полагал, что существуют два вида мышления: вертикальное и латеральное. Вертикальное (традиционное, логическое) мышление характеризуется последовательным переходом от одного уровня знаний к другому. Латеральное (нестандартное) мышление является прерывистым, скачкообразным, когда вывод может предшествовать доказательству. Особенностью творческого человека является способность использовать в зависимости от необходимости оба вида мышления.

В общем и целом, креативность в трудах отечественных психологов рассматривается, с одной стороны, как общая способность личности к творчеству, а с другой – как характеристика одарённой личности (личности-креатива). Взгляд зарубежных специалистов шире: они рассматривают креативность как процесс, продукт, личность и среду.

Психологические исследования креативности охватывают разработку следующих вопросов:

- детерминанты креативности, влияние наследственности/ генетических задатков и среды на формирование креативности;

- взаимосвязь уровня креативности и других психологических конструктов (интеллекта, воображения, интуиции и т.д.);

- проявления и критерии креативности человека, поло-возрастные особенности креативности;

- особенности одарённых личностей (креативов);

- методы диагностики креативности (психометрия);

- развитие креативности (развиваемость креативности в разном возрасте, методики);

- взаимосвязь между креативностью и девиантностью/ патологией, проблематика продуктивной или полезной креативности.

Относительно новым направлением в исследованиях креативности и креативного мышления является нейрофизиология (или психофизиология), пытающаяся объяснить творческое озарение через функционирование мозга. В отличие от психологов, использующих в своих исследованиях психометрические тесты, наблюдения, биографический метод, нейрофизиологи опираются на инструментальную базу (магнитно-резонансную спектроскопию, позитронно-эмиссионную томографию, электроэнцефалографию и т.д.).

К основным исследуемым вопросам креативности в рамках нейрофизиологии можно отнести, в частности, влияние генетики на успешность функционирования мозга. При этом исследуется влияние именно генетики, а не наследственности (т.к. врождённые особенности не всегда являются наследуемыми).

В рамках данного вопроса изучается, в частности, влияние структуры мозга (состав молекул, развитость отдельных участков, асимметрия мозга) на успешность решения творческих задач. Так, Р. Янг из американской исследовательской организации Mind Research Network, утверждает, что мозг человека, склонного к креативному мышлению, имеет характерные признаки: в передней части поясной извилины мозга понижено содержание одного из вида аминокислот, передние височные доли утолщены, а мозолистое тело, наоборот, уменьшено. К этому вопросу относятся также исследования асимметрии мозга: доминирования у разных людей правого или левого полушария.

Таким образом, люди с разной структурой мозга способны решать разные задачи – то, что одним даётся лёгко, другим может быть практически не доступно. Исследователи уверены, что зная анатомию каждого мозга, можно более эффективно организовать обучение, предлагая каждому человеку свои упражнения и методы, исходя из сильных и слабых сторон его мозга;

- активность мозга во время решения творческой задачи. Исследования Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН показали, что справившись с творческой задачей, мозг человека сигнализирует об этом потоком электрической активности с определённой частотой в зоне так называемых альфа-ритмов. На основе анализа амплитуды и диапазона альфа-ритмов учёные научились определять степень потенциальной творческой реализации человека, а также поло-возрастные особенности активности альфа-ритмов;

- сознательный или бессознательный характер творческого акта. В этой области, с одной стороны, существуют эксперименты, показывающие, что мозг посылает сигналы о найденном решении, (проявляющиеся, в частности, в характерной мимике) за некоторое время до того, как решение было осознано человеком, т.е. креативность лежит полностью в области бессознательного. С другой стороны, ряд исследователей считает, что мозг человека посылает не отдельные импульсы, а разнообразные схемы импульсов, из которых сознание выбирает нужные, исходя из собственного критерия ценности. То есть креативный процесс есть комбинация спонтанности (бессознательного) и осознанной селекции (выбора);

- влияние творческой активности на системы жизнедеятельности в организме, на продолжительность жизни. Исследованиями этого аспекта длительное время занималась Н. Бехтерева. Она считала, что креативная задача способна омолодить организм, т.к. нейронные популяции полифункциональны, и области мозга, активированные при творчестве, регулируют многие другие процессы в организме, вплоть до функций поддержания постоянства его внутренней среды.

С середины 1980-х годов термин «креативность» стал появляться и в исследованиях экономических систем разного уровня. Появились такие сочетания как «креативная организация», «креативная экономика». При этом креативность по-прежнему ассоциировалась с оригинальностью и нестандартностью, но появились и другие – прагматические – черты.

Так, например, согласно определению Т. Амабайл, «креативность – это производство новых и уместных идей в каждой области человеческой деятельности». При этом под новыми понимаются те идеи, которые отличаются от тех, которые уже существуют, а уместные означают то, что эти идеи не абсурдны и могут найти применение для решения какой-либо проблемы.

Показательно, что для характеристики креативности в данном контексте используется критерий новизны, а не оригинальности идеи (как в психологических исследованиях). Г. Олдхем и А. Каммингс уточняют, что новизна продукта, идеи или процесса может быть установлена, если они представляют собой значимую новую комбинацию уже существующих свойств или материалов или же содержат совершенно новые свойства или материалы. При этом креативность характеризует достижения на уровне личности, а успешное внедрение этих идей на уровне организации обозначается уже как инновация. То есть креативность является определяющим фактором для реализации инновационного процесса на стадии генерирования идей.

Ещё одна концепция креативности принадлежит Р. Стернбергу и Д.Лаверту, предложившим так называемую «теорию инвестирования» (1985 г.). Креативность заключается в способности «покупать идеи по низкой цене и продавать их по высокой». «Покупать по низкой цене» означает заниматься непопулярными, малоизвестными идеями. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию настаивает на определённых идеях, развивает их и «продаёт их по высокой цене». Однако этот подход был значительно раскритикован, поскольку, в частности, было не ясно, откуда берутся эти «непопулярные идеи».

Таким образом, к особенностям экономического подхода к креативности относится выраженная ориентированность на результат. При этом креативность связывается как со свойствами отдельной личности, так и может приписываться искусственным системам.

Креативность как характеристика личности и её способностей рассматривается в экономических исследованиях применительно к деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций). Креативность изучается в контексте профессиональной деятельности человека, как характеристика сотрудника организации, предпринимателя и т.д.

С этих позиций интерес вызывают следующие проблемы:

- детерминанты креативности личности;

- условия, способствующие и препятствующие проявлению и развитию креативности сотрудников в организации (включающие исследования организационной культуры, структуры);

- методы диагностики и развития креативности сотрудников;

- влияние требований к креативности и состояния здоровья сотрудников;

- сферы приложения креативности в деятельности организации;

- критерии продуктивности и эффективности креативной деятельности;

- взаимосвязь уровня креативности сотрудников и показателей деятельности организации, проблематика «критической массы» креативности в организации;

- структура и оценка интеллектуально-креативного капитала организации.

Исследования структуры и механизмов формирования и изменения экономики, в которой креативные процессы и креативная деятельность начинает доминировать (креативной экономики), а также изучение методов управления в этих условиях, относится к самостоятельному направлению, находящемуся на стыке макроэкономики и социологии.

Определённые параллели можно также провести между разработками в области креативной экономики и философскими исследованиями креативности.

Философское направление – помимо традиционного обращения к вопросам объяснения природы творческой деятельности, ответ на которые давался из триады: Бог, человек, природа – включает в себя также исследование механизма генезиса знаний, изучение креативности как универсального процесса.

Вызывают интерес исследования структурно-формальных и мотивационно-целевых аспектов креативных процессов. К первым относится выделение особенностей различных сфер творческой деятельности (искусство, наука, техника и т.д.). Мотивационно-целевые аспекты связаны с таким понятием как экология творчества, под которым подразумевается сознательное управление креативными процессами в различных сферах деятельности с целью поддержания всей системы творчества в равновесии, определение границ и стандартов разумности творческой деятельности. Опасения вызывает господство идеалов общества потребления, которое ведёт к угрозе зависимости человека от роскоши и комфортности жизни с помощью многочисленных технических устройств, полного покорения человека техникой.

Кроме того, как известно, потенциал креативности может быть использован как для созидания, так и для разрушения. Практически не существует технических устройств, которые не могли быть использованы во вред человеку. Более того, создаётся достаточно много устройств изначально предназначенных для разрушения и уничтожения. Таким образом, в техническом и экономическом творчестве достаточно слаба гуманистическая составляющая, что ведёт к нарастанию противоречий в цивилизационном развитии.

Подобная философская постановка проблемы «экологии творчества» может быть весьма полезной для исследований креативности на глобальном уровне, для изучения креативной экономики.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Астахова А. В ритме креатива // Общество и наука. – 2008. - №40 // http://www.itogi.ru/nauka/2008/40/128387.html
2. Горелов Н.А. Креативный менеджмент: менеджмент интеллектуально-креативной деятельности // Креативная экономика. – 2008, №№5, 9.
3. Дружинин В.В. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2008.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб: Питер, 2009.
5. Киселева Е.А. Креативность и ее механизмы // http://psylist.net/difpsi/u.htm
6. Креативное мышление в бизнесе (Серия «Классика Harvard Business Review»). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
7. Креативность и инновации как истинное конкурентное преимущество // Стратегия и конкурентоспособность. – 2006. - №4(7). – С. 86-90.
8. Кук П. Креатив приносит деньги. – Минск: Гревцов паблишер, 2007.
9. Мельников О.Н. За пределами ощущений: интеллектуализация экономических продуктов // Креативная экономика. – 2007, №9. – С. 60-66.
10. Яковлев В.А. Философские принципы креативности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 1999. - №5. – С. 98-103.
11. Brodbeck K.-H. Neue Trends in der Kreativitätsforschung // Psychologie in Österreich. – 2006. – №№ 4-5. – S. 246-253.