Особенности функционирования внутрифирменного рынка международных корпораций и его регулирование в странах ОЭСР

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В современных условиях глобализации мировой экономики продолжает интенсивно развиваться процесс транснационализации капитала, который сопровождается расширением экономического влияния действующих и появлением все большего количества новых международных корпораций. Важнейшей характеристикой экономического механизма корпоративного бизнеса в современных условиях является наличие внутрифирменного рынка.

Ключевые слова:

международные корпорации, внутренний рынок, транснациональные корпорации, оэср
Цитировать публикацию:
Особенности функционирования внутрифирменного рынка международных корпораций и его регулирование в странах ОЭСР – С. 246-247.

Osobennosti funktsionirovaniya vnutrifirmennogo rynka mezhdunarodnyh korporatsiy i ego regulirovanie v stranakh OESR. , 246-247. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современных условиях глобализации мировой экономики продолжает интенсивно развиваться процесс транснационализации капитала, который сопровождается расширением экономического влияния действующих и появлением все большего количества новых международных корпораций. Важнейшей характеристикой экономического механизма корпоративного бизнеса в современных условиях является наличие внутрифирменного рынка.

Особенностью функционирования внутрифирменного рынка корпораций является то, что ценообразование на нем осуществляется исходя из иных принципов, нежели принцип максимальной экономической выгоды как в сделках между независимыми компаниями на открытом рынке. Независимые предприятия в сделках друг с другом стремятся максимизировать финансовые результаты подобных трансакций, анализируя главным образом экономические и финансовые факторы и выбирая лучшую из имеющихся альтернатив.

Особенности формирования цен на внутрифирменном рынке корпорации характеризует понятие трансфертного ценообразования. Трансфертное ценообразование представляет собой процесс установления цен на сырье, материалы, готовую продукцию, материальные и нематериальные активы между взаимозависимыми компаниями, как правило, подразделениями международной корпорации, с целью уменьшения совокупной налоговой нагрузки, скрытого вывоза капитала, обеспечения конкурентных преимуществ и для достижения иных целей. Роль указанных мотивов в общефирменной стратегии трансфертного ценообразования характеризуют следующие данные: максимизация общей прибыли ТНК — 45 % опрошенных компаний; усиление конкурентных позиций иностранных филиалов — 31 %; минимизация налогового бремени и использование различий в ставках налога на прибыль и доход по странам — 9 %; максимизация общего объема продаж — 6 %; ограничения на перевод прибылей и дивидендов — 9 %.

Как следует из приведенных данных, торговые сделки на внутрифирменном рынке международных корпораций используются для перемещения (трансферта) ресурсов в пользу отдельных подразделений корпорации и усиления их конкурентоспособности. Зачастую коммерческие сделки между подразделениями корпорации по своему экономическому содержанию совмещают два типа операций — торгово-коммерческие операции, нацеленные на возмещение авансированного капитала и получение прибыли, и операции перемещения капитала. В последнем случае вывоз капитала носит скрытый характер и реализуется посредством целенаправленного манипулирования ценами на продукцию, услуги или ресурсы, которые перемещаются по внутрифирменным каналам.

В индустриальных странах с развитым корпоративным сектором и, соответственно, внутрифирменным корпоративным рынком существует специальное законодательство, регулирующее организацию внутрифирменного рынка национальных и иностранных корпораций. Государственное регулирование нацелено на то, чтобы привести принципы установления цен на корпоративном рынке ("трансфертного ценообразования") в соответствие с принципами ценообразования на открытом рынке в условиях свободной конкуренции. Для этого государственные органы, реализующие функции регулирования трансфертного ценообразования, определяют нормативные уровни цен на продукцию либо ресурсы, а также прибыльность коммерческих операций, которые соответствуют условиям, сложившимся на открытом рынке, и затем сопоставляют их уровень с ценами, применяемыми на внутрифирменном рынке корпорации.

Отклонение цен внутрифирменного рынка корпораций от цен открытого рынка, установленных налоговыми органами в соответствии с рассмотренными выше методами свидетельствует о сознательном манипулировании их уровнем корпорацией для уклонения от уплаты налогов либо для скрытого перемещения капитала.

В последнем случае органы государственного регулирования в развитых странах имеют возможность устранять последствия теневого вывоза капитала. Так, незаконно вывезенные за границу финансовые ресурсы корпорации в соответствии с законодательством о регулировании трансфертного ценообразования трактуются как:

— перечисленные за границу дивиденды;

— вклад корпорации в уставный фонд юридического лица;

— кредит, предоставленный зарубежному филиалу международной корпорации.

В первом случае вывезенная за границу прибыль подлежит обложению налогом на прибыль и дополнительно налогом на дивиденды. Во втором случае применяется законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность национальных компаний. И в последнем случае перед ассоциированными компаниями появляется обязательство вернуть средства и выплачивать проценты за кредит на уровне рыночной ставки процента, осуществляется также капитализация процентов, подлежащих уплате за весь период. Период предоставления кредита рассматривается, как правило, начиная с момента реализации трансфертной сделки.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. http://www.president.gov.by/