Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2004

Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде

Володина Елена Васильевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и маркетинг» Курганского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 14

Аннотация:
Окончание. Начало в № 7/2004. В публикации подробно рассматривается имитационный экономико-математический подход к моделированию логистических процессов в современной предпринимательской среде. Затронуты вопросы оптимизации финансовых результатов субъектов логистической цепи при различных вариантах ее построения. Положения исследования обобщены в таблицах, которые служат для подтверждения выводов сделанных автором. Материал имеет большое научно-практическое значение и рассчитан, прежде всего, на предпринимателей, занятых в сфере сбыта товаров и предоставления услуг.
Цитировать публикацию:
Володина Е.В. Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 8. – С. 45-50.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Окончание. Начало в № 7/2004

В результате морфологического анализа (о котором было рассказано в прошлом номере журнала – ред.) были определены как варианты доставки, так и возможные фирмы-перевозчики соков. Напомним, что в рассматриваемом примере доставка товара региональному дилеру осуществляется либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом. Организация-производитель использует гибкую ценовую политику, причем в случае увеличения партии поставки предусматривается снижение цены товара.

Для решения данной практической задачи можно использовать имитационную экономико-математическую модель.

Введем обозначения:

Dm - потребность в данном ресурсе за весь период, нат. ед.;

Q - величина партии поставки, натур. ед.;

G - величина страхового запаса, натур. ед.;

Со - издержки на организацию одной поставки, руб.;

Сн - издержки на хранение натуральной единицы ресурса в течение периода, руб.;

Р - цена натуральной единицы ресурса, руб.;

SC - издержки системы управления запасами, руб.

Издержки на хранение запасов можно разделить на две группы:

складские издержки, связанные непосредственно с хранением материальных запасов на складах (заработная плата работников складского хозяйства, затраты на обслуживание складских помещений, амортизация);

издержки, связанные с уплатой налога на имущество и страховых взносов по страхованию запасов.

Первая группа издержек может быть отнесена к постоянным издержкам, т.к. их размер не зависит от количества хранящихся запасов, от степени наполняемости склада (в том случае если склады не арендуются у сторонних организаций, а являются собственностью хозяйствующего субъекта и не могут использоваться иным образом).

Вторая группа издержек ‑ это переменные издержки, зависящие от средней за период стоимости запасов. Это, прежде всего, ставка налога на имущество и страховые платежи.

В том случае, если на предприятии не производится страхование запасов, размер страхового платежа может быть принят как величина риска порчи и хищения запасов. В модели эти издержки определяются как определенный процент от средней стоимости запаса.

Следующий входной параметр модели ‑ издержки на организацию одной поставки. Их также можно разделить на две группы:

условно-постоянные, к ним относятся издержки, не зависящие от размера партии, например, расходы на оформление сделок, командировочные расходы и пр.;

условно-переменные, к ним относится непосредственно транспортный тариф, величина которого зависит от размера партии.

Целью имитационного эксперимента становится определение такой величины партии поставки, при которой суммарные издержки системы управления запасами минимальны.

.                         (1)

 

Результаты имитационного эксперимента представлены в таблице 2 [1]. Оптимальным вариантом является вариант доставки 15 840 литров сока автомобилем КАМАЗ с прицепом, при котором издержки равны 39 697,68 р.

Таблица 2 

Определение оптимальной партии поставки

Варианты расчетов

Показатели

Ед. Изм

Процесс расчета

КАМАЗ

К+прицеп

5 т

24 т

Вагон

1. Потребность за период

л.

176000

176000

176000

176000

176000

2. Размер заказа

л.

7920

15840

3648

18648

54828

3. Цена за 1 литр

руб.

24,36

24,36

23,84

22,98

22,98

4. Текущий запас

л.

(2)/2

3960

7920

1824

9324

27414

5. Страховой запас

л.

(2)*0,075

594

1188

274

1398,6

4112

6. Средний запас

л.

(4+5)

4554

9108

2098

10722,6

31526

7.Капитал, инвестированный в запасы

руб.

(3)*(6)

110935,44

221870,88

50016,32

24605

724467,5

8. Издержки на хранение 1 литра

руб.

1,46

1,46

1,79

1,38

1,38

9. Издержки на хранение за весь период

руб.

(6)*(8)

6648,84

13297,68

3126,02

14797,2

43505,88

10. Количество заказов за период

шт.

(1)/(2)

22

11

48

9

3

11. Издержки на организацию одной поставки

руб.

1920

2400

5000

8000

10000

12. Издержки на организацию всех поставок

руб.

(10)*(11)

42240

26400

240000

72000

30000

13. Издержки системы управления запасами

руб.

(9)+(12)

48888,84

39697,68

243126,68

86797,2

73505,88

В ходе ситуационного анализа рассматриваются двухсторонние отношения между субъектами логистической цепи.

На третьем этапе происходит определение полной стоимости базового варианта формирования логистической цепи. Результаты представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Определение полной стоимости базового варианта формирования логистической цепи

 

Показатель

Алгоритм расчета

Значение

1. Партия поставки, л.

По договору

15840

2. Отпускная цена производителя, руб./л.

 

24,36

3. Контрактная стоимость партии товара, руб.

(1)*(2)

385862,4

4. Оплата перевозчику, руб.

По договору

2400

5. Доход оптовой фирмы ТД «Некрасовский», руб.

((3)+(4))*0,15

58239,36

6. Оптовая стоимость партии товара, руб.

((3)+(4))*1,15

446501,76

7. Доход розницы, руб.

(6)*0,15

66975,26

8. Розничная стоимость партии товара, руб.

(6)*1,15

513477,02

 

Далее рассчитываются финансовые результаты, получаемые каждым участником сделки.

В практике управленческого учета для принятия управленческого решения используют только релевантные затраты, т.е. те затраты, которые изменяются в зависимости от принятого решения. При определении финансовых результатов оптовой фирмы ТД «Некрасовский» также учитываются только релевантные затраты, т.е. те, которые возникают только в результате осуществления данной сделки. Затраты на транспортировку продукции до розничной сети включаются в состав постоянных коммерческих расходов фирмы за период.

Результаты, полученные и представленные в табл. 1 и 2, являются основой для проведения последующих оптимизационных расчетов.

На четвертом этапе осуществляется оптимизация финансовых результатов субъектов логистической цепи при различных вариантах ее построения.

1 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» приобретает всю партию товара (15840 л) на условиях 100% предоплаты по цене 24 рубля за 1 литр (в случае 100% предоплаты производитель предлагает скидку с цены до 24 руб./л.), используя только собственные оборотные средства, и поставляет в розничную сеть также на условиях 100 % предоплаты. Оплату транспортировки осуществляет производитель.

2 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» испытывает дефицит собственных оборотных средств и для приобретения партии товара на условиях 100% предоплаты вынуждена взять в коммерческом банке кредит на сумму сроком 30 дней по ставке 28% годовых. В розничную сеть товар поставляется на условиях отложенного на одну неделю платежа.

3 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» приобретает партию товара на условиях 50% предоплаты по цене 24,36 руб./л. Остальная сумма должна быть перечислена в течение 30 банковских дней со дня отгрузки товара.

Для оплаты 50% стоимости партии товара фирмы ТД «Некрасовский» использует краткосрочный кредит коммерческого банка на сумму сроком 10 дней по ставке 28% годовых. В розничную сеть товар поставляется на условиях отложенного на одну неделю платежа.

Результаты оптимизационных расчетов приведены в табл. 4 и 5.

 

 

 

 

 

Таблица 4

 Финансовые результаты участников сделки (базовый вариант построения логистической цепи)

Участники сделки

Показатели

Значения

Производитель

1. Контрактная стоимость партии товара, руб.

385 862,4

2. Платежи с общего оборота (невозмещаемый НДС, акцизы, местные налоги и пр.), руб.

8 388,65

3.Релевантные затраты на партию товара, руб.

253 210,56

4.Налог на прибыль, руб.

29 823,16

5.Чистая прибыль производителя, руб.

94 440,03

Оптовая фирма

ТД "Некрасовский"

6. Платежи с общего оборота, руб.

9 708,49

7. Релевантные затраты на партию товара, руб.

0,00

8.Налог на прибыль, руб.

11 647,4

9. Чистая прибыль оптовой фирмы, руб.

36 883,47

Розничная сеть

10. Доход розницы, руб.*

66 975,26

Таблица 5.

Оптимизация финансовых результатов участников сделки

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1. Контрактная стоимость партии товара, руб.

380 160,0

 

385 862,4

2. Платежи с общего оборота, руб.

8 264,68

 

8 398,65

3. Релевантные затраты на партию товара, руб.

253 210,56

 

253 210,56

4. Налог на прибыль, руб.

28 484,342

 

29 823,16

5. Чистая прибыль производителя, руб.

90 200,42

 

94 440,03

6. Платежи с общего оборота, руб.

9 565,91

 

9 708,50

7. Релевантные затраты на партию товара,  руб.

0,0

8 870,39

1 500,57

8. Налог на прибыль, руб.

1 176,34

9 347,45

11 287,26

9. Чистая прибыль оптовой фирмы, руб.

36 341,75

29 600,25

35 743,03

10. Доход розницы, руб.

65 991,6

65 991,6

66 975,26

Анализ результатов, полученных в табл. 2 и 3, позволяет сделать вывод о том, что наилучшими для производителя продукции являются первый и второй варианты построения логистической цепи (чистая прибыль производителя – 90200,42 р.). Для оптовой фирмы, функционирующей в качестве регионального дилера, более предпочтительными являются первый и третий варианты логистической цепи.

Таким образом, первый вариант построения логистической цепи является оптимальным для основных участников логистического соглашения – производителя продукции и регионального дилера.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241