Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2003

«Град идей»

Орлов Александр Иванович, профессор, ректор Международной Академии развития бизнеса, Президент Международного консорциума «Интелбизнескосалтинг», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 19

Аннотация:
Сегодня мы представляем нашим читателям беседу с одним из ведущих специалистов в области стимулирования творческой активности в бизнесе, автором методики, основанной на многолетних исследованиях в области изучения соотношений методов управления профессором, ректором Международной Академии бизнеса, Президентом Международного консорциума «Интелбизнескосалтинг» А.И. Орловым. Он, в частности, полагает, что в условиях рыночной экономики значительно повышается роль экономических методов управления и в своем интервью представляет основные положения разработанной им методики стимулирования предпринимательской активности, которая была названа «Град идей».
Цитировать публикацию:
Орлов А.И. «Град идей» // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 12. – С. 96-100.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Сегодня мы представляем нашим читателям беседу с одним из ведущих специалистов в области стимулирования творческой активности в бизнесе, автором методики, основанной на многолетних исследованиях в области изучения соотношений методов управления профессором, ректором Международной Академии бизнеса, Президентом Международного консорциума «Интелбизнескосалтинг» А.И. Орловым. Он, в частности, полагает, что в условиях рыночной экономики значительно повышается роль экономических методов управления и в своем интервью представляет основные положения разработанной им методики стимулирования предпринимательской активности, которая была названа «Град идей».

 

«рп»: Как родилась методика стимулирования «Град идей»?

А.О.: Первым важным событием в моей жизни, заставившим меня поверить в мощь стимулирования, был эпизод из моей работы в комсомоле. Ко мне, как к руководителю районной комсомольской организации, обратился секретарь комитета комсомола крупного металлургического комбината с предложением усовершенствовать установленный в то время порядок финансовых отношений в работе по сбору металлолома. Он предложил перечислять часть денег за сданный его организацией металлолом не на расчетный счет райкома комсомола, а непосредственно на счет их организации, чтобы они могли сами ими распоряжаться. Я согласился, и мы договорились распределять доход 50/50.

Казалось бы, мы уменьшили доход райкома наполовину. Однако этого не произошло. Новое условие стало для него и руководимой им организации мощным стимулом. Но и мы выполнили доведенное до нас задание более чем на 300% в первый год и более чем на 400% ‑ в следующем. Так, впервые, я убедился в мощи стимулирования.

«рп»: Что произошло дальше с вашим «открытием»?

А.О.: Позднее, работая директором центра научно-технических услуг «ЭНТЭУ», консультационно-внедренческой фирмы «Ориентир», ассоциации «Судосервис» и других предприятий, я стал активно практиковать принцип стимулирования в работе временных подрядных коллективов, заказчиков и других заинтересованных лиц, выплачивая подрядным коллективам от 50% до 90% от дохода. В то время как предприятия, на которых они работали, платили им от 0,1% до 12% от дохода. Но, несмотря на то, что «львиную долю» дохода мы направляли на выплаты исполнителям, одновременно и наши доходы стремительно росли, а круг заказчиков и подрядчиков быстро расширялся.

Было время, когда численность работников подрядных коллективов превышала число штатных работников более чем в 100 раз.

Это позволило мне еще многократно убедиться в огромной мощи стимулирования как метода повышения заинтересованности людей в результатах своего труда.

«рп»: Что еще Вы открыли для себя в советское время?

А.О.: Позднее я увидел, что эту систему успешно применяют в разных аспектах на самых различных предприятиях. В частности, на Киргизском приборостроительном заводе, директор которого специально съездил в Японию, позаимствовал и внедрил основные элементы этой системы у себя на предприятии. За ним последовали многие предприятия во всех республиках Советского Союза, в том числе на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы, строившем самые крупные в мире танкеры. Рабочие и инженеры завода подали и внедрили сотни различных рационализаторских предложений. Но идеи стали активно рождаться лишь после того, как их выражение, оформленное в виде принятых документов, стали активно стимулировать.

Система внедрена в различных вариациях на многих предприятиях Японии, США, Германии. Вознаграждая каждую новую идею премией от одного до четырехсот долларов, в зависимости от степени ее эффективности, японские менеджеры добиваются от наиболее активных работников до 1000 идей в год! У проходной завода «Даймлер-Бенц» сооружен прозрачный полый цилиндр, внутри которого находятся белые шары, символизирующие количество рожденных работниками новых идей.

Возможности стимулирования вдохновили меня.

«рп»: Каковы были Ваши последующие «открытия»?

А.О.: Поделившись своими мыслями с руководителями многих предприятий, в том числе на выездных занятиях корпоративных программ в Сургуте, Нижневартовске, Вилюйске, Барнауле, Нижнем Новогороде, Кемерово, Краснодаре, Томске, Ижевске, Чайковском, Югре, Мирном, Екатеринбурге и других городах, получил их одобрение, поддержку и убежденность в нужности этой системы для российских предприятий.

В итоге решил систематизировать накопленный практический материал и создал методику стимулирования, назвав ее «Град идей», поскольку именно стимулирование способно вызвать такой золотоносный град.

Она действительно позволяет добиться мощного водопада, града ярких, оригинальных, уникальных идей, которые способны резко повысить заинтересованность и сопричастность работников к делам фирмы, к чему стремятся сейчас многие передовые российские компании.

«рп»: Как Вы применяете свой опыт в настоящее время?

А.О.: Активно изучая и более 25 лет применяя на практике систему стимулирования, я собрал огромный фактический материал, множество практических примеров, объехал более 100 предприятий России, собирая внутрифирменные положения, кодексы стимулирования ‑ эти жемчужины практического опыта российских предпринимателей. За последние годы я провел сотни выездных занятий и прочитал более 10000 лекций в ведущих бизнес-школах и вузах России: Высшей школе корпоративного управления Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, Центре «Предпринимательство и малый бизнес», Центре коммерциализации технологий, Российской Академии им. Плеханова, Академии внешней торговли и в десятках других вузов и Центров. В процессе занятий я активно «обкатывал» эту систему.

По просьбе руководителей я консультировал более 500 фирм, опубликовал более 100 статей по различным аспектам бизнеса и организации стимулирования. Вся эта увлекательная работа позволила нам активно применять созданные наработки в практической деятельности Международного консорциума «Интелбизнесконсалтинг».

«рп»: Что бы Вы могли посоветовать тем российским предпринимателям, кто захотел бы использовать Ваш опыт на практике?

А.О.: Тот, кто внедрит эту систему у себя, в полной мере почувствует мощь и влияние стимулирования на повышение творческой, мозговой, предпринимательской активности.

Мы готовы принять участие в организации обучения, оказать помощь во внедрении, обеспечить консультационное сопровождение, а при необходимости ускорить медленно идущий процесс активизации работников.

Мы уверены, что организация, которая внедрит у себя эту систему, добьется высоких результатов и получит истинное удовольствие от ее работы.

Я до сих пор храню пожелтевшие документы, запыленные договоры и ведомости на выплату вознаграждения творческим коллективам, выполнявшим самые различные работы и услуги, как свидетельство ценнейшего практического опыта, который помог мне открыть огромные возможности стимулирования, активно используемые в настоящее время в деятельности партнеров нашего консорциума.

Более подробную информацию Вы можете получить, ознакомившись с материалами на нашем сайте www.Konsоrcium.com

Мы же с партнерами нашего консорциума желаем Вам впечатляющих успехов на пути внедрения системы «Град идей» в Вашей организации.

О теоретических исследованиях, предшествовавших созданию методики «Град идей», мы предполагаем поговорить с вами, уважаемые читатели, в будущем году.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241