Проблемы структуризации туристской индустрии

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (48), Декабрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Проблемы структуризации туристской индустрии // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 12. – С. 81-84.

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 11/2003) Методологические подходы Стандартной международной классификации видов деятельности в сфере туризма (СИКТА) нацелены на уточнение классификационных признаков, в качестве которых рассматриваются, во-первых, направления туристских расходов; во-вторых, спрос и потребление туристами товаров и услуг. Использование в качестве классификационного критерия направлений туристских расходов не позволяет в полной мере решить поставленную задачу, поскольку расходы туристов реальны в каждой из отраслей национальной экономики.

Ключевые слова: туризм, туристская индустрия, индустрия туризма



Методологические подходы Стандартной международной классификации видов деятельности в сфере туризма (СИКТА) нацелены на уточнение классификационных признаков, в качестве которых рассматриваются, во-первых, направления туристских расходов; во-вторых, спрос и потребление туристами товаров и услуг. Использование в качестве классификационного критерия направлений туристских расходов не позволяет в полной мере решить поставленную задачу, поскольку расходы туристов реальны в каждой из отраслей национальной экономики.

Туристская деятельность выступает как притягательная сфера, и разграничить направления и суммы туристских расходов довольно сложно. Спрос и потребление товаров и услуг туристами, как классификационный признак, также не дает возможности надежно оценить масштаб и структуру туристской индустрии, поскольку результатам экономической деятельности. При разработке СИКТА были объединены оба упомянутых выше методологических подхода, что позволило усилить преимущества туристских расходов в качестве классификационного признака при одновременном учете национальных особенностей предлагаемых им товаров и услуг.

Посредством сложной группировки СИКТА дает представление о структуре туристской индустрии и, вместе с тем, указывает на тесную связь входящих в нее отраслей и определяет их возможный вклад в общую величину расходов туристов. Так, среди видов деятельности, специализирующихся на туризме, СИКТА возможный вклад выделяет услуги гостиниц, кемпингов и прочих коммерческих средств размещения.

Доля поступлений от туризма отмечена как значительная, но расходы туристов на данный вид услуг в общей сумме расходов дифференцированы на:

‑ среднюю долю – для услуг гостиниц и мотелей с ресторанами и без ресторанов;

‑ незначительную долю – для услуг молодежных гостиниц и приютов, кемпингов и других средств размещения.

Услуги ресторанов, баров и столовых в классификации представлены в виде частично относящихся к туризму со средней долей в общей структуре туристских расходов.

СИКТА решает проблему упорядочения многообразия видов деятельности, в той или иной степени связанной с туризмом. Но методология, применяемая СИКТА, оставляет за пределами своего внимания вопросы приоритета видов деятельности, специализирующихся на туризме, что представляется весьма важным для государственного регулирования, обоснования ресурсного обеспечения и инвестиционной политики, оптимизации источников и способов финансирования.

Выбор приоритетов в индустрии туризма важен с точки зрения эффективности размещения ресурсов. В современных российских условиях индустрия туризма характеризуется неэффективным размещением ресурсов, в том числе труда и капитала. Об этом свидетельствует состояние инфраструктуры и распределение занятого населения. Неэффективное распределение ресурсов ослабляет, а в ряде случаев сводит на нет мультипликативный эффект туризма.

Представляется, что исходный импульс мультипликативного эффекта дает развитие гостиничного хозяйства (включая многообразие средств размещения туристов). Именно динамика развития сферы гостеприимства обеспечивает необходимое и достаточное мультипликативное влияние на другие сопряженные виды деятельности.

Известно, что материальную основу производства туристского продукта образует сложный комплекс различных отраслей, подотраслей и видов деятельности, которые непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов или создают необходимые для этого условия. Часть этих предприятий специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных для потребления туристами, но большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения, а также косвенно способствуют росту туристского потребления.

Материальная основа предпринимательства в области туризма шире, чем индустрия туризма, включающая в себя только те предприятия и организации, которые ориентированы на данный вид деятельности. В отечественной и зарубежной литературе термин «индустрия туризма» используется для обозначения «чисто туристских предприятий» (гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские фирмы, предприятия по производству и реализации товаров туристского спроса и т.д.). Для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности, можно применить более широкий термин – туристский сектор экономики [1]. Он включает в себя следующие предпринимательские структуры:

‑ предприятия гостиничного хозяйства;

‑ предприятия питания и торговли;

‑ пассажирский транспорт (кроме городского);

‑ банковские подразделения, занимающиеся обменом валюты;

‑ предприятия коммунального хозяйства, бытового обслуживания, городского транспорта, связи;

‑ службы проката;

‑ рекламно-информационные агентства;

‑ культурно-зрелищные учреждения;

‑ туроператоры и турагенты;

‑ предприятия сельского хозяйства, пищевой и некоторых других отраслей промышленности, производящие товары туристского назначения;

‑ различные организации, занимающиеся проектированием, строительством и модернизацией туристских объектов, предприятий по производству оборудования для гостиничного и ресторанного хозяйства;

‑ учебные заведения по подготовке кадров.

Для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, технологически не связанных между собой. Одни из них обслуживают преимущественно туристов, другие – как туристов, так и местное население, а третьи обеспечивают функционирование и первых и вторых.

В настоящее время индустрия туризма развивается в экономике всех развитых стран. Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания иностранных посетителей, она способствует хозяйственному освоению менее развитых районов, вовлекает в хозяйственный оборот не использованные другими отраслями природные ресурсы, влияет на развитие инфраструктуры и способствует занятости местного населения. С другими отраслями экономики ее объединяют многочисленные экономические связи в форме поставок товаров, оказания услуг, владения акциями и т.д.

[1] Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. – М.: ТЕИС, 2001. - С. 31-32.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:05:42