Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики

Крафт Й.1
1 Технический университет, г. Либерец (Чешская Республика)

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)

Цитировать:
Крафт Й. Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2015. – Том 5. – № 3. – С. 79-94. – doi: 10.18334/inec.5.3.588.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25774602
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье дана оценка стратегического значения  человеческого капитала в инновационном развитии национальной экономики. Проанализированы особенности формирования человеческого капитала и развития народного хозяйства в условиях глобализации. Обоснована необходимость формирования благоприятного инвестиционного климата и научно-технической политики государства. Продемонстрирована роль университетов при формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества. Показана значимость научные исследований и инноваций в повышении благосостояния общества. Обоснована необходимость создания и развития инновационной инфраструктуры и национальной инновационной системы на уровне государства в условиях глобализации.

Ключевые слова: инновации, национальная экономика, конкурентоспособность, человеческий капитал, глобализация, национальная инновационная система, университет, интеллектуальные ресурсы, научные исследования



Введение.

В современной мировой экономической системе, характеризующейся глобализацией и высокой изменчивостью условий функционирования хозяйствующих субъектов, повышение конкурентоспособности является ключевым фактором устойчивого развития предприятий, отраслей и национальной экономики в целом. Важную роль в решении этой задачи играют процессы модернизации производства, обновления научно-технической базы инновационных предприятий, специализирующихся на коммерциализации знаний, а также формирование качества интеллектуальных ресурсов. По этой причине в постиндустриальной экономике – экономике знаний создание наиболее значимых конкурентных преимуществ предприятий в первую очередь основано на использовании потенциала интеллектуальных ресурсов. Для того чтобы эффективно задействовать эти ресурсы, необходима активизация инновационной деятельности предприятий, а также отраслей и регионов. В высоко конкурентной среде такая деятельность способствует совершенствованию технико-экономических характеристик промышленных разработок, превосходящих лучшие национальные и зарубежные образцы. Все это позволит существенным образом расширить предприятиям свой сегмент на рынках высокотехнологичной продукции.

1. Человеческий капитал – движущий фактор инновационного развития национальной экономики.

Процессы глобализации воздействуют на факторы повышения конкурентоспособности не только предприятий различных отраслей, но и национальных экономик в целом. В связи с этим инновационные возможности государств и предприятий, формирующиеся с помощью непосредственного участия человеческого капитала и интеллектуально-креативных ресурсов общества, приобретают стратегическое значение в современной мировой хозяйственной системе [9-11]. При проведении исследований влияния процессов глобализации и участия человеческого капитала в создании инноваций необходимо учитывать, что человеческий капитал является отражением всеобщего понимания определения «капитала». Характерной чертой человеческого капитала как одного из основных источников богатства общества является его постоянный рост, поскольку капитал это инвестируемые накопления, уровень которых логически растёт совместно с ростом доходов связанных с усилением наклонности к сбережениям и с прогрессивным ростом маргинальной склонности к накоплениям.

Таким образом, человеческая деятельность является источником богатства национальной экономики, но его производительность зависит от инвестирования в способность осуществления процесса труда. Подобно как у материальных благ, являющихся также источником богатства, происходит рост производительности только после реализации инвестиций. Следовательно, в обоих случаях протекает процесс капитализации сбережений. В первом случае в персонал, а во втором случае в средства производства, причем результатом является рост способности создавать доход предприятия и богатство общества.

В связи с этим труд представляет собой результат, достигнутый за счёт инвестиционных средств капитализированных в человеке. Человеческий капитал является потенциальным источником получения прибыли хозяйствующих субъектов и национальных экономик, которую создаёт труд. Именно человеческий капитал представляет собой феномен и основной фактор формирования конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации современной мировой экономики, характеризующейся стремительно протекающими технико-экономическими изменениями. Достаточно трудно определить непосредственное влияние человеческого капитала на экономический рост общества. Однако, на основании оценок, приведенных странами-участницами Организации экономического содействия и развития (ОЭСР), именно человеческий капитал обеспечил рост доли производительности труда в 1960-1990 годах с 22% до 45% по сравнению со средней величиной производительности труда в 1990 году. Также две трети влияния на рост уровня производительности труда относят к непосредственному воздействию сферы образования, а одну треть роста отражает влияние технического прогресса в обществе.

Следовательно, инновации как продукт интеллектуальной деятельности человеческого капитала формируют конкурентные преимущества предприятия, обеспечивая конкурентоспособность производимой высокотехнологичной продукции на потребительском рынке. Для достижения положительных эффектов деятельности высокотехнологичных предприятий национальным экономикам необходимо поддерживать инновационные изменения предпринимательских субъектов [2, 8, 11, 13].

Государственную поддержку инновационной деятельности предприятий необходимо начинать с создания макроэкономического равновесия и конкурентной рыночной среды [1, 16]. В этом случае перед государством возникает проблема формирования системы экономических задач, решение которых позволит обеспечить условия эффективного развития народного хозяйства и национальную безопасность, а также достичь конкурентных преимуществ на мировых рынках.

Например, одной из основных макроэкономических задач развития национальной экономики является создание условий, а также правового и экономического механизмов эффективного функционирования предприятий. Формируясь на макроэкономическом уровне, эти условия и механизмы реализуются на уровне отдельных предприятий. Наиболее актуально формирование таких условий для высокотехнологичных предприятий, которые в своей деятельности интегрируют процессы создания, освоения и коммерциализации инноваций [3, 9-11].

Формирование условий эффективного развития народного хозяйства предполагает создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Эти условия способствуют активизации инновационных факторов развития предприятий, отраслей и регионов. Поэтому в условиях глобальной экономики макроэкономические условия эффективного развития первую очередь связаны с формированием такой научно-технической политики государства, которая способна обеспечить поддержку приоритетных отраслей, наукоёмких производств и технологий. Для этого необходимо стимулировать использование инструментов, которые наилучшим образом позволят повысить эффективность экономики страны, например, развивая рынки лизинговых и трастовых операций, ипотечного кредитования, переходя на ускоренные методы начисления амортизации. Организационные инструменты повышения эффективности национальной экономики предусматривают создание структур наиболее восприимчивых к инновационной деятельности (технопарков, технико-внедренческих особых экономических зон, технополисов и т.д.), развитие механизмов государственно-частного партнёрства [1, 2].

Государственная поддержка предполагает не только создание в стране благоприятного инвестиционного климата и формирование научно-технической политики государства, но и обеспечение развития интеллектуально-креативных ресурсов общества в условиях глобальной экономики. Существенную роль в решении этой задачи играет высокое качество образовательного процесса общества как основного фактора совершенства человеческого капитала.

В связи с этим одной из проблем, сдерживающих развитие инновационной экономики России и стран Средней и Восточной Европы, является нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации. Ситуация осложняется тем, что в Средней и Восточной Европе, а также в России пока ещё существует относительно большая группа хозяйствующих субъектов и регионов, которые не имеют решимости создавать целевое сотрудничество и совместные команды всех заинтересованных сторон для формирования интеллектуальных ресурсов общества. Однако данный подход в интересах всех субъектов должен меняться, поскольку создание взаимного сотрудничества и формирование тесных партнёрских связей обеспечат возникновение инновационного потенциала человеческого капитала, который будет вовлечен в социально-экономическое развитие регионов и в повышение конкурентоспособности нации. Жизненность такого подхода диктуется необходимостью решения вопросов регионального развития и развития наукоёмкого бизнеса совместно с учебными заведениями [5, 9, 10].

2. Роль университетов в инновационном развитии общества.

Переход на инновационные факторы развития затрагивает все элементы экономической системы государства. В рамках политики поддержки инновационных изменений, проводимых национальными экономиками, результативным содействием в этом вопросе является деятельность университетов по подготовке специалистов с высшим образованием в широком спектре знаний. В дальнейшем в условиях глобализации такие специалисты будут востребованы как высокотехнологичным бизнесом, так и малыми предприятиями, инновационной направленности [5].

В создании человеческого капитала университеты занимают значимое место при формировании интеллектуальных ресурсов общества. Университеты такое предназначение выполняют не только посредством предоставления образовательных услуг, но и путём решения научно-исследовательских задач. Причём эти два направления между собой должны быть тесно взаимосвязаны. Образование как процесс сохранения знаний и специализированных квалификаций, развития и передачи знаний от поколения к поколению, а также наука и исследование в понимании расширения базы знаний нашего общества выступают базисом третей составляющей роли университетов – трансфера знаний в практическую деятельность [7].

Таким образом, в постиндустриальной экономике основным фактором развития общества выступает процесс коммерциализации знаний. Это означает применение результатов науки, перенос новых знаний и технологий в промышленность, создание инновационных предприятий и инновационное развитие региона. Однако образовательные и научно-исследовательские учреждения должны реализовать эту задачу совместно со всеми заинтересованными коммерческими субъектами и государственными структурами. Для формирования конкурентоспособности национальной экономики только качественное образование является основой исследований, а соответственно качественное исследование является главным источником инноваций. По этой причине ядром создания различных видов инноваций являются люди. Следовательно, без совершенствования человеческих ресурсов и мотивации их формирования невозможно реализовать непрерывное инновационное развитие общества.

В связи с этим наполнение конкретных учебных программ должно быть адекватным требованиям современной экономики. Например, для создания подобных программ у образовательного учреждения возникает необходимость оперативного реагирования на изменяющиеся экономические и социальные потребности общества, а также повышения экономической эффективности и развития тесного сотрудничества с различными субъектами рынка, включая государственные и региональные органы управления, предпринимательские структуры и т.д.

Приближение образовательных стандартов к потребностям работодателя и общества, а также повышение качества обучения на всех уровнях стало новым вызовом для системы образования [5, 6]. Это требует от всех категорий учебных заведений осуществление миссии по созданию инновационных программ обучения, формирование предложений по обновлению образовательных стандартов, проведение реформ в области управления образовательной системой с целью улучшения качества образования и повышения уровня знаний выпускников. Это означает, что выпускники обязаны обладать совокупностью необходимых компетенций и быть подготовлены к управлению предприятием в новом бизнес-пространстве. Разработанная программа с применением инновационных подходов к обучению даст возможность студентам приобретать знания необходимые для реализации требований, поставленных предпринимательским и государственным секторами экономики.

Высокая квалификация будущих специалистов обеспечивается не только качеством образовательного процесса, но и зависит от глубины взаимодействия высших учебных заведений с субъектами предпринимательской деятельности. Представление предприятий о необходимых требованиях, предъявляемых к знаниям и навыкам будущих специалистов, должно формироваться на основе сотрудничества образовательных учреждений и субъектов предпринимательской деятельности в процессе совместного решения научных и практических задач. Это предполагает, что учебные заведения должны быть ориентированны на подготовку специалистов-практиков с высоким уровнем теоретической подготовки, что достигается на основе партнёрства образовательных учреждений и предприятий [6].

Однако в инновационной экономике речь не идет только о некой сумме знаний. Прежде всего, необходимо развивать качества студентов логически мыслить и формировать способности самостоятельно находить решение профессиональных проблем с учётом компетентностного подхода [5, 17]. При таком подходе компетенции формируются в процессе прохождения комплекса учебных модулей. Передача знаний осуществляется посредством кейс-стади, тренингов, деловых игр, презентаций, проектных работ, а также стажировок на предприятиях и научных учреждениях. Подобный подход к образовательному процессу невозможно осуществить без включения студентов в решение научно-исследовательских задач университета. Эта задача решается адекватно способностям студентов и этапу обучения, т.е. согласно трём ступеням в рамках Болонского процесса: бакалаврского, магистерского и докторского образования.

Современные университеты являются образовательными учреждениями со сбалансированной обучающей и научно-исследовательской деятельностью. В инновационной экономике университеты не могут декларировать научные знания. Наоборот, современные образовательные учреждения реализуют научную деятельность с активным включением своих студентов, аспирантов и докторантов.

3. Научные исследования и инновации как инструмент повышения благосостояния общества.

В настоящее время главным эндогенным фактором роста производительности национальной экономики считается технический прогресс, проявляющийся в развитии высоких технологий, внедрении результатов интеллектуальной деятельности человеческих ресурсов и реализации инноваций в практическую деятельность современных предприятий [9, 16]. Прогресс оказывает влияние на конкурентоспособность предприятий, рыночную структуру и отраслевую систему народного хозяйства, а также на международную конкурентоспособность экономики в условиях глобализации. Известно, что способность государства внедрять инновации в быстро развивающихся отраслях и применять передовые технологии зависит в первую очередь от внутренней научно-технической и промышленной политики. Такая политика является основным фактором, поддерживающим инновационную деятельность хозяйствующих субъектов и формирующим условия для новых видов предпринимательской деятельности [18].

В связи с этим научные исследования и инновации как инструмент повышения благосостояния общества и производительности национальной экономики должны быть приоритетными для предприятий и государства [19], поскольку являются базисом реализации технического и экономического прогресса в качестве значимого многопланового фактора повышения конкурентоспособности и производительности [8, 14]. Это отвечает требованию, принятому Европейской комиссией в Барселоне в 2001 году, которое установило, что минимально 3% ВВП должно быть распределено на исследования, в том числе 2/3 – за счет частного предпринимательского сектора [12]. Однако данная цель в рамках ЕС не была достигнута. Правительство Чехии в принятой в 2011 году национальной программе реформ «Инвестиции в европейскую конкурентоспособность», которая взаимосвязана со Стратегией Европа 2020, обязывает разработать меры, чтобы «…общественные расходы на НИОКР и инновации в Чешской Республике достигли в 2020 году уровня 1% от ВВП. Одновременно правительство предпримет шаги к адекватному повышению доли участия частного сектора в финансировании …» [20].

Организационные инструменты повышения производительности национальной экономики предусматривают создание структур наиболее восприимчивых к инновационной деятельности (государственных корпораций, технопарков, технико-внедренческих особых экономических зон, технополисов и т.д.), развитие механизмов государственно-частного партнерства, одной из форм реализации которого являются концессионные соглашения и т.д. Основной целью создания таких структур и механизмов является консолидация национальных активов и повышение эффективности стратегического управления ими.

В Чешской Республике существует как прямая, так и непрямая форма поддержки исследований и инноваций. К прямым источникам относятся национальные дотации в виде целевых и институциональных видов поддержки, а также источники Европейского Сообщества (например, средства структурных фондов, которые распределяются посредством целевых программ ЕС). К непрямым инструментам финансирования относятся налоговые льготы, например, вычитаемые налоговые статьи, относящиеся на расходы НИОКР, ускоренная амортизация внедрения результатов исследований, освобождение малых и средних предприятий от налогов при определенных условиях, установленных законодательством. Правительство Чехии планирует расширение налоговых льгот на расходы, которые частное предприятие инвестировало в НИОКР. Такие льготы имеют отношение к результатам, реализованным на базе проведенных исследований высшими образовательными учреждениями и государственными научно-исследовательскими институтами (например, Академией наук ЧР).

Третий недостаточно широко применяемый инструмент, существующий в форме поддержки НИОКР посредством использования венчурного капитала, представляет собой непосредственное вхождение инвестора в процесс создания инноваций. В Чехии эти инвестиции пока не приходят на начальном этапе данного процесса. Однако чешское правительство приняло решение поддерживать эту область предпринимательства путем формирования фонда венчурного капитала. Это решение включено в Национальную программу реформ Чешской Республики.

В настоящее время в Чешской Республике соотношение валовых внутренних расходов на НИОКР (Gross domestic expenditure on R&D – GERD) с ВВП наблюдался относительный рост в абсолютных значениях до 2007 года. Однако в последующие годы произошло снижение темпов роста, что для Чехии стало негативным фактором. Такое положение было связано с низкой долей частных инвестиций, или же невысокими затратами предпринимательского сектора на НИОКР и инновации. Здесь, по всей видимости, сказался менталитет чешского предпринимательского сектора, который по-прежнему считает результаты НИОКР государственным (общественным) продуктом и ожидает, что их финансирование будет осуществляться исключительно государством, которое в реальности ограничивает его путем сокращения бюджетного финансирования этих расходов.

Следовательно, для увеличения объемов и качества проводимых исследований, а также разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая развитая подсистема инновационной инфраструктуры, деятельность которой обеспечена финансовыми ресурсами. Эта инфраструктура должна объединять совокупность субъектов – элементов подсистемы, способствующих эффективному осуществлению инновационной деятельности, включая как производство инновационной продукции, так и предоставление услуг по ее созданию, продвижению на рынок и реализации.

Процессы глобализации, приводящие к усилению конкуренции на мировых рынках, диктуют необходимость проведения институциональных преобразований. Формирование на уровне государства национальной инновационной системы является одной из главных мер, входящих в комплекс таких преобразований. В промышленно развитых странах национальная инновационная система, как правило, охватывает бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров, консалтинговые организации, финансовые структуры, венчурные фонды и ряд других элементов подсистемы.

Заключение.

Мировой экономический рост, позволяющий наполнить предпринимательским смыслом хозяйственную деятельность, зависит от качества и количества факторов производства, а также от возможностей науки участвовать в формировании новейших технологий. Влияние этих факторов способствует развитию инновационного потенциала государства и субъектов бизнеса. В научной деятельности университетов первостепенной задачей является создание требуемых рынком перспективных технологий. Совместно с решением этой задачи университеты должны активно участвовать в процессе капитализации одного из самых значимых параметров – человеческий труд. Это важно, поскольку именно человеческий капитал и уровень его качества представляют основной фактор развития инновационных предприятий в условиях глобальной мировой экономики.

Процессы глобализации постоянно вносят изменения в развитие рыночных структур, в рамках которых возникает модификация конкурентного пространства, появляется большее количество малых и средних предприятий. Кроме того, с конца 20-го века стремительно растет число высокотехнологичных предприятий, характеризующихся высоким уровнем инвестиций в НИОКР, значительным количеством работников с высшим образованием, созданием продуктов, основанных на прогрессивных и уникальных инновационных технологиях. Вследствие этого изменяются требования современной экономики к подготовке выпускников университетов. По этой причине необходимо отходить от программ с узкой специализацией знаний и расширять область освоения студентами знаний путем комбинации изучения естественных, экономических и технических наук. Специалисты, имеющую такую подготовку, будут востребованы как малыми, так и крупными предприятиями. Это позволит инновационным предприятиям завоевать новую позицию или удержаться на конкурентном рынке, подверженном влиянию процессам глобализации. Таким образом, глобализация, воздействуя на рыночные структуры, вызывает качественные изменения процесса формирования человеческого капитала и интеллектуально-креативных ресурсов общества.

Таким образом, национальным экономикам, реализуя доктрину построения инновационного общества, необходимо фокусировать свои действия на систематизации происходящих процессов в мировом сообществе. Инвестирование только в отдельные подсистемы или элементы национальной инновационной системы не является эффективным решением задач инновационной политики. Для сбалансированного развития и динамичного экономического роста необходимо обеспечить условия функционирования процессов приобретения, создания и диффузии новых знаний. Такие условия позволят развивать инновационную систему национальной экономики, генерировать инновационные изменения в экономической системе, которые в свою очередь будут способствовать технологическому обновлению и модернизации системы производства в обществе. Поэтому усилия государства необходимо направлять на создание механизмов и инструментов формирования целостной адаптивной инновационной системы национальной экономики, способной быть гибкой и динамичной в турбулентной среде.


Источники:

1. Баранов В.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б., Мурадов А.А. Формирование механизма динамической оценки инновационной стратегии экономических структур при реализации государственно-частного партнерства // Креативная экономика. – 2015. – № 1 (97). – с. 87-100.
2. Зайцев А.В. Стратегия управления инновационными изменениями в период глобальной трансформации системы мирового хозяйствования // Российское предпринимательство. – 2015. – № 1 (271). – с. 75-86.
3. Зайцев А.В. Формирование стратегии развития высокотехнологичных предприятий на основе создания системы инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2011. - № 3. – c.19-29. – http://inec.enjournal.net/article/982/
4. Зайцев А.В, Баранов В.В. Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности предприятий // Вестник университета. ГОУВПО «Государственный университет управления». – 2009. - № 23. – с.157-159.
5. Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Требования современной экономики к формированию интеллектуальных ресурсов предприятия // Креативная экономика. – 2009. - № 4. – С.15-22.
6. Крафт Й., Зайцев А.В. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство. – 2012. - № 2. – с.139-146.
7. Крафт Й., Зайцев А.В. Роль государства в развитии конкурентной среды при воздействии глобальных изменений на структуру мирового социально-экономического пространства // Креативная экономика. – 2015. – Т.9. – № 4. – с. 441-452.
8. Крафтова И., Крафт Й., Зайцев А.В. Философия развития инновационных изменений в национальной экономической системе // Креативная экономика. – 2013. - № 3. – с.56-63.
9. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 384 с.
10. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия. Монография. – М.: Издательский Дом «Комсомольская правда», 2010. – 252 с.
11. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник / под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 с.
12. Eurostat. Science, Technology and Innovation. Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/science_technology_innovation/introduction
13. Farek J., Kraft., Zaytsev A. High tech podniky v globalizovane znalostni ekonomice. – Liberec, Czech Republic, EU: TUL, 2013. – p. 211. – ISBN 978-80-7494-016-3.
14. Kraft J., Kraftová I. The influence of globalization on market structure and competitive advantage of selected economies. Conference proceedings: 3rd Central European Conference in Regional Science (CERS), October 7th-9th, 2009, Košice, Slovak Republic p. 531-546. ISBN 978-80-553-0329-1
15. Kraft J., Kraftová I. The Support of Technology Development in Imperefect Competition. (Selected Aspects Focused on SMEs in the Czech Republic.) Studia Universitatis Babes Bolyai. Negotia Vol. 54 (2009) No. 4, p. 53-70. ISSN 1224-8738
16. Kraft J., Zaytsev A., Baranov V. Globalization and Innovative Factors of the Enterprises Development. Proceedings of the 9th International Conference Liberec Economic Forum 2009. p. 193-200. Liberec: TUL, 2009. ISBN 978-80-7372-523-5
17. Na cestě k Evropskému prostoru vysokoškolského vzdělávání (Pražské komuniké). – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.msmt.cz
18. OECD: Understanding Economic Growth. Paris : OECD, 2004, p. 3. ISBN-92-64-019332
19. OECD: OSLO MANUAL. Final draft of the third edition, JULY 5, 2005. Режим доступа: www.oecd.org/bookshop/
20. Vláda ČR: Investice pro evropskou konkurenceschopnost: příspěvek ČR ke Strategii Evropa 2020. Národní program reforem ČR 2011. Praha, květen 2011, s. 57

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:09