Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2003

Процессно-ориентированное управление и его эффективность

Кандрашина Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент Самарский институт (филиал) Российского торгово-экономического университета, Россия

Гребнев Евгений Тихонович, доктор экономических наук, профессор. Московская государственная академия приборостроения и информатики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Как известно, идеология процессно-ориентированного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством и управлением самим предприятием, т.е. понятия менеджмента качества и общего менеджмента сливаются в одно целое. Прежде всего, это связано с новой расширенной трактовкой качества, которая не ограничивается совокупностью функциональных свойств и характеристик продукции. Более того, оно рассматривается как степень соответствия отличительных свойств товара (точнее, обеспечивающих их процессов и систем управления) требованиям потребителей и других заинтересованных лиц, которые устанавливаются государством, самой фирмой, договорами и контрактами и т.д. или реально прогнозируются для ожидаемой рыночной конъюнктуры.
Цитировать публикацию:
Кандрашина Е.А., Гребнев Е.Т. Процессно-ориентированное управление и его эффективность // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 12. – С. 21-25.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для того, чтобы обеспечить соответствие товара требуемым потребительским свойствам, служат, с одной стороны, новые информационные технологии, использующие современные информационные продукты, которые позволяют своевременно отслеживать весьма динамичную зависимость качества и цены предлагаемых товаров от всех процессов деятельности хозяйственных и других структур, а также связанных с ними затрат. С другой стороны, существует четкое определение упомянутых требований как к продукции и услугам определенного класса качества, так и к обеспечивающим это качество процессам.

Такой подход реализован  в стандартах ГОСТ Р ИСО 9000, где любые имеющиеся на предприятии отклонения отнесены к компетенции менеджмента качества, а сам он из управления отдельной сферой деятельности превратился в управление предприятием в целом. Поэтому процессно-ориентированное управление качеством, а следовательно, и предприятием включает в себя ряд основных функций и объективных задач, общая постановка которых вытекает из профилирующей деятельности хозяйственной структуры и не изменяется на протяжении многих достаточно длительных периодов ее функционирования и развития. В течение этого времени могут меняться только формы, методы и технические средства, используемые для решения задач подобного рода, к которым  относится, например, согласование организации производства товаров с их материально-техническим обеспечением.

Два вида процессно-организованного управления.

Можно выделить две группы основных функций и задач предприятия:

1) разработка стратегической программы действий, предусматривающей ориентацию производства и реализации продукции на определенный класс качества, достижение фирмой на основе ее возможностей определенного уровня конкурентоспособности, прибыльности, увеличение объема продаж, утверждение позиций на новых рынках и т.д.;

2) разработка и реализация программы продуктовой и, соответственно, процессной ориентации фирмы на уже заданный класс качества продукции с помощью системы мероприятий, направленных не только на предупреждение нарушений базовых процессов, но и на их восстановление до нормативного уровня путем устранения или уменьшения этих нарушений и ликвидации их последствий.

Первая группа функций и задач фирмы относится преимущественно к стратегическому процессно-ориентированному управлению, которое направлено на достаточно отдаленную перспективу. Ориентация на продукцию определенного класса качества и на повышение ее популярности у потребителей требует серьезных, долговременных и дорогостоящих преобразований в деятельности фирмы, которая является производителем продукции и услуг. Эти преобразования реализуются, в первую очередь, за счет мобилизации потенциала конкурентоспособности и его составляющих. К последним относятся: совершенствование маркетинговой, инвестиционной, инновационной и кадровой политики, реструктуризация фирмы, повышение производственного, организационно-технического и научного потенциалов и т.д.

Вторая группа функций и задач связана с оперативным (тактическим) процессно-ориентированным управлением. Основные цели фирмы и условия их достижения (ориентация на выпуск продукции заданного класса качества, обеспечивающие это качество базовые процессы, спрос на продукцию, ресурсный потенциал фирмы и другие ограничения) более или менее определены в процессе разработки и реализации стратегических решений фирмы.

Стратегическое процессно-ориентированное управление, так или иначе использующее принципы и методы многошагового (динамического) программирования, способно последовательно наращивать экономический потенциал фирмы и потенциал ее конкурентоспособности, а также обеспечивать некоторые положительные условия внешней среды, в которых фирма функционирует и развивается. В этом случае программа стратегических преобразований распространяется не только на управляющую, но и на управляемую систему, а также на объекты управления (качество выпускаемой продукции и услуг).

Поскольку продукция разных классов качества имеет, как правило, множество разновидностей, ориентация предприятия на определенный класс в аспекте стратегического управления является достаточно неопределенной и сама по себе не отражает  необходимости планировать производство и продажу товаров конкретной номенклатуры (ассортимента). Напротив, такая ориентация предусматривает конструктивную долговременную программу постепенного перехода фирмы на качественно иной уровень (технический, технологический и организационно-экономический) осуществления и развития своей процессной деятельности.

Реализация этой программы означает, скорее, потенциальную готовность фирмы не только выполнять будущие конкретные заказы на любые разновидности профильной продукции более высокого класса качества, но и осуществлять диверсификацию производимой продукции и оказываемых услуг (принимать заказы по более широкой номенклатуре и целевому назначению) с сохранением высокой классности. Это, в свою очередь, означает, что фирма задолго до получения конкретных заказов может добиться существенного  улучшения качества самих процессов, причем в значительной степени автономно  по соответствующим подразделениям системы управления.

Эффективность стратегического процессно-ориентированного управления. Здесь фирма-продуцент или продавец ориентирует перестройку своей профилирующей деятельности в результате каких-то инноваций на заранее установленное значение конкурентоспособности (КС) своего продукта в разрезе соответствующих производственно-технических, финансовых или управленческих процессов.

Для определенности под КС будем понимать сравнительную и имеющую числовое значение характеристику потребительских и стоимостных свойств продукта, связанную формулой

КС  =   К / Р,              ( 1 )

где КС – конкурентоспособность продукта;

К – общий уровень потребительского эффекта с учетом различных его показателей;

Р – цена потребления или владения, включающая цену покупки продукта и стоимость его эксплуатации и утилизации.

Будем считать, что в общем случае показатели качества продукта выбираются экспертами. Для промышленного оборудования, например, такими показателями могут быть: долговечность в годах, ремонтопригодность в баллах, мощность в л.с., удобство управления в баллах и др.  Для потребительских продуктов, скажем, для сигарет - это  аромат, содержание никотина и смол, наличие фильтра и др. Подробно алгоритм расчета показателей  КС,  К  и  Р приведен в  работе  [ 1 ].

Понятно, что в результате любой конкретной инновации стратегического характера цена продукта (Р) и его качество (К) могут изменяться. В общем случае таких вариантов может быть четыре, но о них поговорим в следующем номере журнала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гребнев Е.Т., Новиков Д.Т. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. № 3.