Analysis of the status of agricultural lands in Russia

Кабаненко М.Н.1, Андреева Н.А.2
1 Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный ростовский аграрный научный центр», Russia
2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (April 2020)

Please, cite as:
Kabanenko M.N., Andreeva N.A. Analiz sostoyaniya zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya Rossii // Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. – 2020. – Tom 10. – № 4. – S. 1035-1050. – doi: 10.18334/epp.10.4.100689.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42900278
Cited: 17 by 30.01.2024

Abstract:
The article analyzes the state of agricultural land in the Russian Federation, considers its composition and structure. The trends and reasons for transferring agricultural land to other land categories and back are revealed. The distribution of agricultural land by ownership and management forms, as well as among the subjects of the Russian Federation, is studied. The analysis of the current state of agricultural land has revealed the main problems in the use of land resources, including the problem of the existence of a significant proportion of abandoned and unused agricultural land, as well as inefficient distribution of the existing land fund. The analysis was carried out for the period from 2013 to 2018 on the basis of official data from the Federal State Statistics Service, the Ministry of Agriculture, the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr). Based on the results of the analysis, proposals have been developed that will help improve the use of agricultural land and develop an effective land policy in the country.

Keywords: agricultural land, agricultural Economics, land resources, land management, land policy

JEL-classification: Q12, Q13, Q17, Q18



Введение. Земля в России является важной составляющей национального богатства и охраняется государством. Традиционно люди пользовались землей как неисчерпаемым природным ресурсом. Однако со временем, когда перед ними встала угроза истощения земельного фонда, отношение к земле изменилось. Поскольку земля является основой экосистемы в целом, ее состояние влияет на общее состояние окружающей среды. Учитывая это, возникла необходимость изучения земельных отношений и их субъектов – государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Важнейшим условием рационального использования земли является установление эффективной земельной политики, которая характеризуется общественными отношениями, связанными с владением и пользованием землей, и является составной частью всей системы производственных отношений. Земельная политика и весь экономический строй обществ исторически развиваются и изменяются вместе с изменением производительных сил. На всех этапах истории общества земельные отношения развиваются под непосредственным воздействием экономического закона соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил.

Проблемы, связанные с анализом состояния земель сельскохозяйственного назначения и формированием земельной политики, рассматриваются в трудах известных отечественных и зарубежных ученых. Ряд публикаций содержат важные и принципиальные рекомендации, заслуживающие особого внимания и непосредственно касающиеся выбора путей дальнейшего развития земельной политики страны. Выделяя наиболее весомые и резонансные публикации, стоит отметить труды отечественных ученых И.А. Басовой [1] (Basova, Ivatanova, 2011), Воробьева А.В. [2] (Vorobev, Akhmedov, 2017), А.Д. Косьмина [3] (Kosmin, Chernonozhkina, Kosmina, 2017), Б.В. Миляева [4] (Milyaev, Mikhaylova, 2019), Е.В. Понькиной [5] (Ponkina, Zhdanov, 2007), А.А. Самохваловой [6] (Samokhvalova, Tsyngueva, 2015), Семочкина В.Н. [7] (Semochkin, Repnikov, Afanasev, 2017), М.А. Смирнова [8, 9] (Smirnov, 2018; Smirnov, 2018), А.А. Титкова [10] (Titkov, Delov, 2019), Шараповой В.М. [11] (Sharapova, Voronina, 2016).

Однако в настоящее время требуется продолжение исследований в этом направлении с учетом изменений, произошедших в развитии земельных отношений за последние годы.

Целью исследования является изучение состояния земель и земельной политики Российской Федерации, выявление как положительных результатов, так и нежелательных явлений, которые возникли в процессе развития земельных отношений в стране, обоснование предложений по дальнейшему совершенствованию земельной политики страны.

Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению состояния земель сельскохозяйственного назначения и земельной политики страны, а также разработкой предложений по повышению эффективности землепользования.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что неэффективное использование земельных ресурсов в стране отчасти связано с проблемами их учета и несовершенством существующей земельной политики.

Перед агропромышленным комплексом России стоят цели повышения объемов валового сбора урожая и увеличения посевных площадей, что обусловлено высокими экспортными задачами, обозначенными в приоритетном проекте «Экспорт продукции АПК», и необходимостью развития импортозамещения. Минсельхоз России отмечает необходимость активно стимулировать ввод в оборот неиспользуемых земель.

Россия обладает огромными земельными ресурсами, в том числе землями сельскохозяйственного назначения. По данным Росреестра, на 1 января 2018 г. площадь всех земель Российской Федерации составила 1 712,5 млн га, из них к сельскохозяйственным землям относятся 383,2 млн га (22,4 %) [12] (рис. 1).

Рисунок 1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель на 01.01.2018 г., млн га

Источник: составлено на основе [12, 13]

По данным Росреестра, площадь сельхозугодий к 01.01.2018 г. составила 197,8 млн га, из них 116,3 млн га (58,8 %) – пашни. Большая часть (81,7 %) сельскохозяйственных угодий Российской Федерации сосредоточена в четырех федеральных округах – Приволжском (25,9 %), Сибирском (25,0 %), Южном (15,9 %) и Центральном (14,9 %) [13].

За период с 01.01.2014 г. по 01.01.2018 г. в России общая площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 1,6 млн га. В период с 2010 по 2013 год происходило ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных земель.

За анализируемый период общая площадь сельскохозяйственных земель уменьшилась на 3,64 млн га в связи с переводом в земли иных категорий, при этом обратный процесс перевода в земли сельскохозяйственного назначения из земель запаса дал увеличение лишь на 0,59 млн га. Однако площадь сельскохозяйственных земель выросла на 1,45 млн га вследствие изменения административных границ (присоединения к Российской Федерации территории Республики Крым) [12].

В России согласно Федеральному закону от 21.12.2004 г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ежегодно происходит перевод земельных участков из одной категории в другую, и это двусторонний процесс. С одной стороны, это уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения за счет перевода этих земель в другие категории на определенные нужды, а с другой – это увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения за счет перевода из земель других категорий [14] (Kabanenko, Ugrimova, Andreeva, 2019).

Динамика перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий представлена в таблице 1.

К 2018 г., согласно данным Росреестра, в результате перевода сельскохозяйственных земель в земли иных категорий общая площадь сельскохозяйственных земель уменьшилась на 599,7 тыс. га.

Однако к 2018 г. в связи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения земельных участков из земель других категорий их площадь увеличилась на 215,4 тыс. га, в том числе было переведено:

- 208,1 тыс. га – из земель запаса, преимущественно на территории Республики Крым (72 тыс. га), Еврейской автономной (35 тыс. га) и Ростовской (34,2 тыс. га) областей;

- 4,1 тыс. га – из земель населенных пунктов, преимущественно на территории Липецкой области (1,6 тыс. га);

- 0,2 тыс. га – из земель водного фонда (Республика Татарстан – 2,2 тыс. га);

- 2,6 тыс. га – из земель промышленности (Ямало-Ненецкий автономный округ – 1,8 тыс. га);

- 0,4 тыс. га – из земель лесного фонда (Ярославская область – 0,3 тыс. га) [7, 15] (Semochkin, Repnikov, Afanasev, 2017).

Таблица 1

Динамика перевода сельскохозяйственных земель в земли иных категорий, тыс. га

Перевод из земель сельскохозяйственного назначения
На
01.01.2014
На
01.01.2015
На
01.01.2016
На
01.01.2017
На
01.01.2018
Изменение 01.01.2018–01.01.2014
абсолютное
относительное, %
в земли лесного фонда
554
261
3307
163
197
-356,6
-64,38
в земли населенных пунктов
70,9
64,1
52,7
45,7
72,6
1,7
2,40
в земли особо охраняемых территорий
29,8
1,18
37,5
5,5
290
260
872,48
в земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения
37,8
54,4
37,1
56
37
-0,8
-2,12
в земли запаса
5,8
850
2,9
4,4
2,7
-3,1
-53,45
в земли водного фонда
-
-
0,9
-
0,3
0,3
100,00
Источник: составлено авторами на основе [12, 13, 15]

Основанием для перевода сельскохозяйственных земель в земли иных категорий являются решения органов государственной власти на всех уровнях – федеральном, региональном и местном. Большая часть решений о подобном переводе принимается органами государственной власти на региональном уровне, где принято более 10 тыс. решений (табл. 2).

Таблица 2

Сведения о переводе сельскохозяйственных земель в другие категории земель

Показатель
На
01.01.2014
На
01.01.2015
На
01.01.2016
На
01.01.2017
На
01.01.2018
Изменение 01.01.2018–01.01.2014
абсолютное
относительное, %
Число решений
3391
5169
3734
4203
10269
6878
202,83
Площадь переведенных земель, тыс. га
135,184
92,406
2920,154
94,961
622,234
487,05
360,29
Средняя площадь на 1 решение, га
40
18
782
23
61
21
51,99
Источник: составлено авторами на основе [12, 13, 15]

За анализируемый период число решений о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель увеличилось более чем в 2 раза. Площадь переведенных земель увеличилась на 487,05 тыс. га, но максимальной она была в 2015 г.

За рассматриваемый период наибольшее количество решений по переводу сельскохозяйственных земель принято органами государственной власти в Приволжском (2944 решений), Уральском (1777 решений) и Центральном (1376 решений) федеральных округах [16]. Информация о переводе сельскохозяйственных земель в другие категории земель представлена в таблице 3.

По данным Росреестра, по состоянию на 01.01.2018 г. в государственной и муниципальной собственности находилось 66,7 % (255,5 млн га) сельскохозяйственных земель.

В то же самое время в частной собственности было сосредоточено только 33,3 % (127,8 млн га) сельскохозяйственных земель, из которых в собственности физических лиц – 28,3 % (108,5 млн га) и юридических лиц – 5 % (19,3 млн га) [17].

Таблица 3

Сведения о переводе сельскохозяйственных земель в другие категории земель на региональном уровне на 01.01.2018 г.

Федеральный округ
Кол-во решений, ед.
Площадь переведенных земель, тыс. га
Площадь переведенных земель в разбивке по целям перевода, тыс. га, в том числе из земель
населенных пунктов
промышленности, транспорта, связи и др.
особо охраняемых территорий
запаса
Центральный
99
6,485
0
0,680
0
5,805
Северо-Западный
142
0,702
0,001
0,005
0
0,696
Южный
4
0,049
0
0,001
0
0,048
Северо-Кавказский
3
0,007
0
0,005
0,002
0
Приволжский
20
2,374
0,011
0,127
0
2,236
Уральский
792
2,269
1,348
0,244
0
0,677
Сибирский
2
0,042
0
0,012
0
0,03
Дальневосточный
103
25,883
0
0,006
1,641
24,236
Итого по РФ
1165
37,811
1,360
1,080
1,643
33,728
Источник: составлено авторами на основе [12, 13, 16]

Распределение сельскохозяйственных земель по формам собственности в динамике представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика распределения сельскохозяйственных земель по формам собственности, млн га

Источник: составлено авторами на основе [12, 13]

Необходимо отметить, что к 01.01.2018 г. по сравнению с 01.01.2014 г. произошло уменьшение площади сельскохозяйственных земель, находящихся в собственности граждан, на 4,5 млн га при одновременном росте на 4,1 млн га площади земель юридических лиц.

Распределение сельскохозяйственных земель по формам собственности в разрезе федеральных округов представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение сельскохозяйственных земель по формам собственности в федеральных округах России на 01.01.2018 г., тыс. га

Источник: составлено авторами на основе [13]

Как видно из представленных данных, лидирующие позиции по показателям распределения общей площади земель по формам собственности занимают следующие федеральные округа:

- по площади земель в государственной и муниципальной собственности – Сибирский федеральный округ, где сосредоточено 66181,4 тыс. га, или 25,9 %;

- по площади земель в собственности юридических лиц – Центральный федеральный округ с 6349,5 тыс. га, или 32,5 %;

- по площади земель в собственности физических – Приволжский федеральный округ, где гражданам принадлежит 28085,3 тыс. га, или 26,0 % [18, 19].

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в государственной собственности, при этом значительная часть таких земель остается неразграниченной, а как следствие неразграниченности – остро стоят проблемы неэффективного управления землями сельскохозяйственного назначения, препятствующие формированию и развитию земельного рынка и дальнейшему вовлечению земель в оборот как средства производства. Доля земель, находящихся в частной собственности, мала и за последнее время не претерпела серьезных изменений [20] (Kabanenko, 2019).

В настоящее время в Российской Федерации за большим числом землепользователей числятся неиспользуемые ими земли, составляющие в данное время большую долю в общей площади сельскохозяйственных земель в России в силу комплекса природных, экономических и социальных причин [21, 22] (Zinchenko, 2017; Rynyak, 2015).

В связи с чем одной из главных задач в обеспечении продовольственной безопасности является обнаружение и вовлечение в сельскохозяйственный оборот заброшенных и неиспользуемых сельскохозяйственных земель [23].

В ряде нормативно-правовых актов определены критерии ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель, приводящего к ухудшению их экологического состояния и снижению плодородия. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона № 101 постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли» и п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» постановлением Правительства от 23.04.2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» разработан перечень условий, позволяющих выявить неиспользуемые земельные участки [24] (Mamontova, 2020).

На основании представленных нормативно-правовых актов и установленных ими критериев оценки неиспользования или ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель возможно изъятие у собственника земельных участков, попадающих под эти критерии, и передача их более эффективным собственникам.

Однако на практике эта задача осложняется отсутствием актуальной и достоверной информации о неиспользуемых участках в структуре земель сельскохозяйственного назначения, их местоположении и границах, качественном состоянии, собственниках земельных участков. Сложности в выявлении и учете неиспользуемых земель во многом связаны со спецификой ведения государственного кадастра недвижимости, предусматривающего кадастровый учет по заявительному принципу, что, как и наличие ранее учтенных земельных участков без определения границ, не обеспечивает полной картины расположения земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения и их собственниках для последующего анализа их использования/неиспользования. Задача регулярного сбора и учета информации о неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения не вменена в обязанности региональных структур управления АПК. В силу этого для сбора данных по использованию земель сельскохозяйственного назначения возникает необходимость обращения в другие ведомства и организации – территориальные органы Росреестра, региональные министерства земельных и имущественных отношений, муниципальные органы самоуправления, а также привлекать иные источники информации. При этом данные из различных источников большей частью расходятся между собой, что отрицательно влияет на достоверность и точность получаемых оценок и существенно затрудняет анализ информации.

В силу этого на первый план выдвигается задача выявления и учета неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения [25] (Zakharova, 2012).

Контроль за использованием земель сельскохозяйственного назначения возложен на органы Россельхознадзора.

По информации, полученной от субъектов Российской Федерации, в 2018 г. площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения по стране составляла 46,4 млн га, или 12,05 % общей площади сельскохозяйственного назначения. Наибольшие площади неиспользуемых и заброшенных сельскохозяйственных земель по федеральным округам установлены в Сибирском (22,6 % неиспользуемых земель в России), Центральном (17,3 %), Приволжском (15,8 %), Северо-Западном (13,6 %), и Дальневосточном (13,3 %) федеральных округах. Значительно меньшая доля неиспользуемых земель определена в Уральском (10,6 %) и Южном (6,8 %) федеральных округах. Благоприятная ситуация по неиспользуемым землям складывается в Северо-Кавказском федеральном округе (0,2 %) [26] (Pashova, 2019).

Как показали исследования, только в пяти регионах страны площадь земель сельскохозяйственного назначения использовалась по назначению – в Ставропольском и Алтайском краях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Северная Осетия – Алания.

С точки зрения вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения наибольший интерес представляет информация о площадях неиспользуемой пашни.

По данным Ростреестра, к 2018 г. площадь неиспользуемой пашни в Российской Федерации составляла 19,4 млн га – 16,7 % от общей площади пашни. Значительные доли площадей неиспользуемой пашни среди федеральных округов выявлены в Приволжском (28 % общей площади неиспользуемой пашни в Российской Федерации), в Сибирском (24,7 %) и Центральном (19,9 %) федеральных округах [13].

Для более точного ответа на вопрос о будущей динамике земельного фонда, в том числе о распределении земель, ранее находившихся в пользовании прекративших деятельность сельскохозяйственных организаций, необходима общая инвентаризация земель, которая не проводилась в России уже долгие годы, и о чем Росстат заявлял еще по итогам первой переписи 2006 г. [26] (Pashova, 2019).

В настоящее время для получения актуальных и достоверных сведений о плодородии сельскохозяйственных земель требуется проведение качественной оценки, инвентаризации и паспортизации земель, дальнейшее развитие мониторинга и государственного учета критериев плодородия земель, в том числе с помощью улучшения государственного регулирования указанной функции [5] (Ponkina, Zhdanov, 2007).

Прежде всего, необходимо восстановить разработку Росреестром сводных данных по субъектам РФ по форме статистической отчетности № 22 (отчет «О наличии и распределении земель по категориям и формам собственности») и обеспечить публикацию данных в справочнике «Земельный фонд РФ», который перестал выпускаться с 2013 г., а также в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

Необходимо отметить, что государственные структуры, отвечающие за мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, активизировали работу по созданию информационных систем для аграрной отрасли. Наряду с проведением Росстатом за последнее десятилетие двух ВСХП, в том числе с использованием методов космического зондирования, а также созданием Росреестром мощной системы административного учета земельных участков, можно отметить серьезные усилия Министерства сельского хозяйства РФ и региональных властей в области создания современных информационных систем учета земельных ресурсов в АПК [6, 8] (Samokhvalova, Tsyngueva, 2015; Smirnov, 2018).

Тем не менее остается актуальным вопрос расхождения и противоречивости сведений о землях сельскохозяйственного назначения, поступающих из региональных и муниципальных органов самоуправления, территориальных органов Росреестра, Росстата и других источников информации.

Кроме совершенствования учета земель сельскохозяйственного назначения и создания соответствующих информационных систем, необходимо стимулирование освоения новых, невостребованных и заброшенных территорий. Для чего предлагается создание механизма возмещения до 30 % затрат, понесенных при введении новой пашни, что позволит добиться стимулирования введения в оборот неиспользуемых в настоящее время земель.

Для реализации проектов по повышению производства сельскохозяйственной продукции необходимы правовые и организационные условия, стимулирующие переход сельскохозяйственных земель от неэффективных собственников к реально работающим сельхозтоваропроизводителям.

Комплексное решение перечисленных проблем будет способствовать не только решению задачи по возвращению в сельскохозяйственный оборот 5 млн га земель сельскохозяйственного назначения, но в ближайшем будущем позволит поставить еще более амбициозные цели по повышению эффективности использования огромных земельных ресурсов страны.

Заключение

Проведенный анализ состояния земель и земельной политики Российской Федерации показал, что нерешенными остаются проблемы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. При этом отсутствие правовых и организационных условий приводит к неэффективному использованию сельскохозяйственных земель.

Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения возможно только при системном подходе к разработке государственной земельной политики, которая должна сочетать в себе природоохранные, экономические, правовые, технические и социальные мероприятия [19].

При решении проблем планирования использования сельскохозяйственных земель необходимо опираться на двухуровневую систему:

- микроуровень подразумевает рассмотрение вопросов территориального (межхозяйственного) землеустройства. К этим вопросам относится: создание новых и упорядочение имеющихся объектов земельных отношений; установление границ населенных пунктов, отделяющих поселковую территорию от сельскохозяйственных угодий; организация землепользования на участках разработки полезных ископаемых. Кроме того, на микроуровне принимаются решения о развитии инвестиционных проектов землеустройства, проектов улучшения сельскохозяйственных земель, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, загрязнения;

- на макроуровне решаются вопросы прогнозирования и планирования землеустройства территории в масштабах регионов или страны в целом. На макроуровне происходит почвенно-климатическое зонирование, определение ресурсного потенциала земель региона, разработка земельной политики и выработка законодательного обеспечения землеустройства.

В качестве основы схемы землеустройства территории страны может стать развитие проекта «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения», в который будет включена не только информация о площади, состоянии, степени деградированности и мелиоративном состоянии земель сельскохозяйственного назначения, но и ряд экономических показателей.

Таким образом, развитие современной земельной политики необходимо направить на предотвращение отрицательных тенденций в сфере земельных отношений через систему непрерывного контроля на микро- и макроуровне.

В рамках оценки современного состояния земельных отношений и планирования основных направлений земельной политики представляется обоснованным непрерывный анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения.


References:

Doklad o sostoyanii i ispolzovanii zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya Rossiyskoy Federatsii v 2017 godu [A report on the status and use of lands of agricultural purpose of the Russian Federation in 2017] (2019). (in Russian).

Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2018 [The Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2018] (2018). (in Russian).

Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2019 [The Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019] (2019). (in Russian).

Rossiya v tsifrakh. 2019 [Russia in figures. 2019] (2019). Moskva. (in Russian).

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2018 [Russian statistical Yearbook. 2018] (2018). Moskva. (in Russian).

Selskoe khozyaystvo v Rossii. 2019 [Agriculture in Russia. 2019] (2019). (in Russian).

Azimzoda A.Sh. (2018). Pravovye problemy perevoda zemel iz odnoy kategorii v druguyu [Legal problems of changing the category of land plots from one to another]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya. (2). 119-123. (in Russian). doi: 10.12737/art.2018.2.18 .

Basova I.A., Ivatanova N.P. (2011). Gosudarstvennyy monitoring zemel kak faktor obespecheniya ratsionalnogo prirodopolzovaniya [Government land monitoring as factor of providing rational nature management]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauki o Zemle. (2). 3-9. (in Russian).

Kabanenko M.N. (2019). Razvitie form khozyaystvovaniya v sovremennoy agrarnoy ekonomike [The development of farms in modern agricultural Economics] Prospects of spatial development of the agroindustrial complex and rural territories. 62-67. (in Russian).

Kabanenko M.N., Ugrimova S.N. (2019). Potentsial obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [The potential of ensuring food security of russia]. Fundamental research. (5). 40-44. (in Russian).

Kabanenko M.N., Ugrimova S.N., Andreeva N.A. (2019). Sostoyanie i perspektivy razvitiya agrokholdingov v Rossiyskoy Federatsii [The state and prospects of development of agroholdings in Russian Federation]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1963-1974. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40973.

Kosmin A.D., Chernonozhkina N.V., Kosmina E.A. (2017). Problemy realizatsii zemelnoy politiki v agrarnom sektore ekonomiki Rossii [Problems of implementation of land policy in the agrarian sector of the Russian economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. (4). 581-592. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.4.37534 .

Mamontova I.Yu. (2020). Ratsionalnoe ispolzovanie i okhrana zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya [Rational use and protection of lands of agricultural purpose]. Iacj. (1). 20. (in Russian).

Milyaev B.V., Mikhaylova E.V. (2019). Perspektivy primeneniya selskokhozyaystvennyh resursov v Rossiyskoy Federatsii [Prospects of using land resources in russia]. Interexpo GEO-Siberia. (2). 147-153. (in Russian). doi: 10.33764/2618-981X-2019-3-2-147-153 .

Pashova M.S. (2019). Konstitutsionnye osnovy pravovogo regulirovaniya zemelnyh otnosheniy [Constitutional basis of legal regulation of land relations]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. (1). 75-83. (in Russian).

Ponkina E.V., Zhdanov S.A. (2007). Razrabotka GIS-modulya analiza sostoyaniya i dinamiki pochvennogo pokrova zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya [The development of GIS module of analysis of the status and dynamics of top soil of agricultural land]. Izvestiya of Altai State University Journal. (1). 60-65. (in Russian).

Rynyak N.N. (2015). Sovershenstvovanie agrarnogo zemlepolzovaniya [Improvement of agricultural land-use management]. Vestnik Belorusskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (1). 110-116. (in Russian).

Samokhvalova A.A., Tsyngueva V.V. (2015). Formirovanie mekhanizma upravleniya zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya [Formation mechanism of agricultural lands]. Economics and business: theory and practice. (1). 94-97. (in Russian).

Semochkin V.N., Repnikov I.V., Afanasev P.V. (2017). Nekotorye voprosy mezhkhozyaystvennogo zemleustroystva v svyazi s pereraspredeleniem zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya [Some of the issues of inter-farm land in connection with the redistribution of agricultural land]. International Agricultural Journal. (4). 20-22. (in Russian).

Sharapova V.M., Voronina Ya.V. (2016). Zemelnye otnosheniya krestianskikh (fermerskikh) khozyaystv [Land relations of peasant (farmer) economies]. Agrarian Bulletin of the Urals. (6). 116-122. (in Russian).

Smirnov M.A. (2018). Investitsionnye i pravovye riski administrativnogo regulirovaniya oborota selskokhozyaystvennyh zemel. Chast 1 [Investment and legal risk of administrative control of agricultural land transactions. Part 1]. Regional Economics: Theory and Pactice. (6). 1052-1064. (in Russian). doi: 10.24891/re.16.6.1052 .

Smirnov M.A. (2018). Investitsionnye i pravovye riski administrativnogo regulirovaniya oborota selskokhozyaystvennyh zemel. Chast 2 [Investment and legal risk of administrative control of agricultural land transactions. Part 2]. Regional Economics: Theory and Pactice. (8). 1457-1466. (in Russian). doi: 10.24891/re.16.8.1457 .

Titkov A.A., Delov I.S. (2019). Covershenstvovanie organizatsionno-pravovogo instrumentariya vosproizvodstva zemelnyh resursov selskokhozyaystvennogo naznacheniya [Improvement of organizational legal instruments for reproduction of agricultural land resources]. Vestnik OrelGAU. (5). 140-147. (in Russian). doi: 10.15217/ISSN2587-666X.2019.5.140 .

Vorobev A.V., Akhmedov A.D. (2017). Sozdanie, khranenie i ispolzovanie zemleustroitelnoy dokumentatsii v period zemelnyh preobrazovaniy [Creation, storage and use of land documents in the period of land reforms]. Izvestiya nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professionalnoe obrazovanie. (4). 303-310. (in Russian).

Zakharova N.I. (2012). Monitoring pochv zemel selskokhozyaystvennogo naznacheniya: sushchnost, tseli i zadachi [Monitoring of Agricultural Land Soils: the Subject Matter, Targets, and Tasks]. Bulletin of the volga region Institute of Administration. (2). 117-121. (in Russian).

Zinchenko A.P. (2017). Selskoe khozyaystvo Rossii po itogam vserossiyskoy selskokhozyaystvennoy perepisi 2016 goda [Agriculture of Russia following the results of the All-Russian agricultural census of 2016]. Izvestiya timiryazevskoy selskokhozyaystvennoy akademii. (5). 23-27. (in Russian). doi: 10.26897/0021-342X-2017-5-124-137 .

Страница обновлена: 26.05.2024 в 04:45:24