Статья опубликована в журнале «Вопросы инновационной экономики»1 / 2014
DOI: 10.18334/inec.4.1.432

Применение принципа таксономии для классификации инноваций. Анализ наиболее распространенных таксонов

Тимофеев Никита Владимирович, аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой, менеджер по маркетингу, ЗАО «Афая», Санкт-Петербургский экономический университет, Россия

The application of the principle of taxonomy for the classification of innovations. Analysis of the most common taxa - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
В данной статье рассматривается метод классификации инноваций на основе принципа таксономии. Основные таксоны инноваций помещены в сводную таблицу и классифицируют инновации по 2 детерминантам: признаки (компоненты) и дифференцированные значения признака. Каждый из таксонов проанализирован и оценен автором статьи. В конце работы представлено краткое заключение.
Цитировать публикацию:
Тимофеев Н.В. Применение принципа таксономии для классификации инноваций. Анализ наиболее распространенных таксонов // Вопросы инновационной экономики. – 2014. – Том 4. – № 1. – С. 9-13. – doi: 10.18334/inec.4.1.432

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Термин «инновация» впервые был введен в научный оборот экономистом Йозефом Шумпетером. Буквально он означает «в направлении изменений». Шумпетер же под данным термином понимал изменение производственных функций [8]. С тех пор данное определение дополнялось и, в зависимости от взглядов различных ученых, трактовалось по-разному. Если синтезировать все определения, то инновацию можно определить как непрерывный, рекурсивный и необратимый процесс в любой сфере жизнедеятельности человека, в котором идея или изобретение приобретает технико-экономическое содержание, а затем и успешное применение, и приводит к оптимизации деятельности в данной сфере.

Поскольку инновация – понятие многогранное и неоднозначное, что подтверждает и количество трактовок ее сущности различными учеными [4, с.70]. Существует также множество методов классификаций инноваций. Большинство современных классификаторов основываются на так называемом Руководстве Осло [2], впервые принятом в 1992 г., поскольку этот документ содержит основные классификационные принципы новаций, используемые при международном сотрудничестве [4, с.69]. Поскольку классификаторов достаточно много, А.Е. Карлик и соавторы предлагают объединить их по принципу таксономии [4, с.70]. Основные таксоны представлены в таблице ниже и названы по фамилии и инициалам своих разработчиков.

Таблица

Модели классификации инноваций в таксон

Признаки (компоненты)

Дифференцированные значения признака

Таксон В.Ю. Тюриной [6]

1

Область применения

Управление, организация/регламент, социальная сфера, промышленность и т.д.

2

На каком этапе НТП стали инновацией (инновационным продуктом)

Научный, технический, технологический, конструкторский, производственный, информационный

3

Интенсивность

«Бум», равномерная, слабая, скачкообразная

4

Темпы осуществления

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5

Масштаб

Межконтинентальный, межнациональный, региональный, крупный, средний, мелкий

6

Результативность

Высокая, низкая, стабильная

7

Вид эффективности инновации

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Таксон А.Н. Цветкова [7]

1

Масштаб

Глобальный, отраслевой, локальный

2

Радикальность

Базисная, улучшающая, «псевдоинновация»

3

Источник идеи

Открытие, изобретение, рационализация

4

Вид новшества

Конструкционный, технологический, материальный, биологический

5

Способ замещения аналогов

Свободное замещение, системное замещение

Таксон Ф.Ф. Бездудного и соавторов [3]

1

Вид инновации

Продукт, техника, технология

2

Область применения

Управление, организация/регламент, социальная сфера, промышленность

3

Этап внедрения

Ранний, средний, заключительный

4

Сфера деятельности предприятия

Техническая, технологическая, конструкторская, производственная, информационная, экономическая, торговая, научная деятельность

5

Поддержка

За счет фондов (частных, государственных, бюджетных, внебюджетных), бизнес-инкубаторы, технопарки, за счет средств предприятия

6

Инвестиции

Требующая вложения инвестиций, не требующая вложения инвестиций

7

Срок реализации

Долгосрочные, краткосрочные

8

Место в системе

На входе, на выходе, в структуре

9

Место в производственном цикле

Сырье, обеспечение, продукты

10

Степень новизны для рынка

Мировая, на уровне страны (региона), районная, локальная (на уровне предприятия)

11

Охват доли рынка

Локальный, системный, стратегический

12

Потенциал и степень новизны в целом

Радикальный, комбинаторный, инкрементальный (совершенствующий)

13

Интенсивность

«Бум», равномерная, слабая, скачкообразная

14

Темп осуществления

Быстрый, замедленный, затухающий, нарастающий, равномерный, скачкообразный, циклический

15

Масштаб

Межконтинентальный, межнациональный, региональный, крупный, средний, мелкий

16

Преемственность

Замещающая, отменяющая, возвращающая, открывающая, «новый старый продукт» (ретровведение)

17

Распространенность

Единичная, диффузная

18

Глубина изменений

Радикальная, улучшающая, модификация

19

Результативность

Высокая, низкая, стабильная

20

Вид эффективности инновации

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Рассмотрим эту таксономию подробнее. Таксон Тюриной, как и таксон Цветкова, достаточно лаконичен. На наш взгляд, оба этих таксона не отражают важных классификационных элементов, которые могут повлиять на выбор инновационной политики и вектора инновационного менеджмента, например, степень новизны для рынка, глубина изменений, охват доли рынка и т.п. Более того, авторы вышеприведенных таксонов (это касается и таксона Бездудного и соавторов) упорно игнорируют маркетинг как сферу приложения инноваций, хотя маркетинг – одно из важнейших звеньев в системе разработки и внедрения инновационных продуктов. Этот элемент в классификации, тем не менее, присутствует у А.И. Пригожина [5], на базе которой основываются разработчики таксонов. Интересно отметить категорию «псевдоинновации» в таксоне Цветкова, позаимствованную у вышеупомянутого Пригожина. По сути, согласно их позиции, этот термин идентичен термину «модификации». Такая позиция, судя по всему, связана с непониманием различия между научно-техническим прогрессом, изобретением и инновацией (инновационным продуктом). Ещё П. Друкер отмечал, что ключевая детерминанта инновации – ее полезность и эффективность, а не степень ее новизны и «революционности» [1]. Поэтому позицию Пригожина и Цветкова в этом аспекте мы считаем ошибочной.

Наиболее полным и корректным классификатором, на первый взгляд, выглядит таксон Бездудного и соавторов. Однако и в нем есть недочеты: помимо отсутствия маркетингового аспекта инноваций, авторы неполно раскрывают дифференцирующего значения такого классифицирующего признака, как инвестиции. Во-первых, непонятно, что авторы вкладывают в значение самих инвестиций: только финансовые вложения или комбинированные инвестиции (объем капиталовложений, трудозатраты и т.п.). Во-вторых, инновации, так или иначе, требуют инвестиций, поскольку это один из принципов бизнеса. Другое дело, что некоторые инновации могут не требовать дополнительных вложений капитала, если, к примеру, это внедрение разработки сотрудника предприятия в какой-либо организационный процесс. В-третьих, на наш взгляд, необходимо разбить дифференцирующее значение «требует капиталовложений» на несколько: «требует незначительных капиталовложений», «требует умеренных капиталовложений», «требует значительных капиталовложений» и «требует неприемлемо больших капиталовложений».

Как мы видим, универсальной классификации инноваций, даже несмотря на то, что элементы таксонов различных авторов перекликаются или повторяются, не существует, даже в самом общем случае, не говоря уж об уровне того или иного предприятия. Следует также понимать, что классификация инноваций определяется, прежде всего, местом ее применения. То есть, если на предприятии предполагается использовать ту или иную классификацию инноваций, прежде всего, необходимо ориентироваться на профиль этого предприятия, его задачи, а также цель и задачи классификации. Тем не менее, приведенная выше таксономия является хорошим подспорьем для маркетингового анализа инноваций и их продуктов, их потенциала, а также определения направления инновационной политики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles. New York: Perfect Bound, 1985.
2. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition. Luxe mbourg: OECD Publishing, 2005.
3. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. –No 2-3 (13).
4. Карлик А.Е., Титов А.Б., Алексеев А.А., Полшков Д.А., Самойлов А.В. Инновационные аспекты развития предприятий –СПб: Изд-во СПБГУЭФ, 2009.
5. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). –М.:Политиздат, 1989.
6. Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость. –Саратов: СГТУ, 1994.
7. Цветков А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений.–СПб: СПБГИЭА, 1997.
8. Шумпетер И. Теория экономического развития: пер. с нем. –М.: Прогресс, 1982.