Противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы
Буров В.Ю.1
1 Забайкальский государственный университет, Россия, Чита
Скачать PDF | Загрузок: 1 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)
Цитировать:
Буров В.Ю. Противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы // Теневая экономика. – 2019. – Том 3. – № 4. – С. 235-244. – doi: 10.18334/tek.3.4.100607.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43931443
Цитирований: 4 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема и масштабы распространения нелегальных практик неформальной занятости и скрытой заработной платы. Показана динамика изменения объема скрытого фонда оплаты труда за 2008-2018 гг. Рассмотрена ответственность работодателя за скрытую зарплату. Отмечено, что работник, получающий зарплату в конверте, также может понести ответственность как административную так и уголовную.
Показан сводный анализ деятельности государственных органов РФ по противодействию неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий
Ключевые слова: неформальная занятость, скрытая (теневая) заработная плата, противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы
В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...
Одним из негативных явлений, которые присущи теневой экономике, является неформальная занятость населения. Особенно это характерно для наемных работников в секторе малого предпринимательства.
Закономерность теневой экономической деятельности обосновывается самой сущностью предпринимательской деятельности, являющейся рисковой и имеющей своей основной целью получение прибыли, что в неадекватных условиях, особенно присущих трансформируемой экономике, и несовершенной институциональной среде стимулирует предпринимателей к переориентации своей деятельности в теневой сектор экономики, этот вопрос рассматривается во многих исследованиях (Бизин С.В., Маслова Е.В., Забелина О.В., Топилин А.В.). При этом на факт закономерности ТЭД влияет антропологический фактор человека – стремление выжить или нажиться [6] (Burov, 2018а).
«Неформальная занятость» – это деятельность, осуществляющаяся юридическими и физическими лицами, не декларируемая в целях налогообложения, социальной защиты и соблюдения трудового законодательства, скрываемая от общества и государства, с целью получения дохода, основанного на коррупционных связях (официально не оформленная занятость). Зачастую у работодателей в целях экономии своих расходов появляется желание уйти от уплаты налогов. С целью сокращения своих расходов недобросовестные работодатели выплачивают работникам «серую» заработную плату – «заработная плата в конвертах/скрытая» [12] (Tumunbayarova, Antsiferova, 2018).
Как уже было отмечено, причиной выплаты теневой заработной платы или зарплаты в конверте (незаконно выплачиваемой работодателем заработной платы, при выплате которой государству не были уплачены установленные налоги) является стремление работодателей сэкономить на затратах на рабочую силу.
По данным проведенного исследования Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), практически половина трудящихся граждан России (т.е. 44,8%) так или иначе вовлечены в «серый» (теневой) рынок труда, т.е. получают заработную плату или ее часть «в конвертах» (неофициально), не оформляют трудовые отношения (т.е. не заключают трудовой контракт), а довольствуются с работодателем устными договоренностями. Также подрабатывают, при этом не считая необходимым сообщить об этом в пенсионные фонды, налоговые органы и т.д. Такие работающие граждане в 2017 году в России составили целых 33 млн чел [4] (Abdullina, Shcheglov, 2018).
Росстат вычисляет оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами, как разницу между всеми выплатами населению и всеми расходами населения (табл. 1).
Таблица 1
Динамика изменения объема скрытого фонда оплаты труда
Годы
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Един. изм
| |||||||||||
Трлн руб.
|
5,2
|
5,8
|
6,6
|
6,5
|
7,7
|
8,8
|
10,5
|
11,2
|
11,2
|
11,9
|
13,0
|
% от ВВП
|
12,6
|
14,9
|
14,3
|
10,7
|
11,3
|
12,1
|
13,4
|
13,5
|
13,0
|
12,9
|
12,6
|
Скрытый фонд оплаты труда за 2016 г. составил 25,3% от общего объема оплаты наемных работников. Размер оплаты труда и смешанных доходов граждан (ненаблюдаемых прямыми статистическими методами) достиг в 2016 г. 10,3 трлн рублей. В относительном выражении это немногим меньше показателя 2015 г. (тогда было 25,4%), однако фонд неформальных зарплат не опускался до такого уровня с начала десятилетия: в 2011 г. его размер составлял 24,5%, после чего увеличился и держался на более высоких уровнях в течение четырех лет. При этом в абсолютном выражении скрытые зарплаты даже выросли: год назад их размер составлял 9,7 трлн рублей. Скрытую оплату труда и смешанные доходы Росстат считает балансовым методом. Из расходов россиян (включая прирост их финансовых активов за минусом обязательств) вычитаются формально зарегистрированные доходы. Расчеты идут без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям. Пика неформальные зарплаты достигли в 2014 г., составив 28,2% от общего фонда оплаты труда. Относительно ВВП размер неформальных зарплат в 2016 г. составлял 12% (годом ранее было 11,6%, в 2013-м – 13,3%) [8] (Glinskaya, 2018).
Ответственность работодателя за скрытую (теневую, черную) зарплату в 2019 году
Скрытая зарплата представляет собой такой способ оплаты труда, при котором работник официально не трудоустроен и заработную плату получает «в конверте» либо с ним заключен трудовой договор, где указана минимальная зарплата, а на руки он получает иную сумму.
Ответственность за скрытую зарплату для работодателя прежде всего административная, однако иногда неуплата установленных законом налогов может повлечь и уголовную ответственность. В ряде случаев за получение зарплаты «в конверте» привлечь к ответственности можно и работника.
Чтобы наказать работодателя за скрытую заработную плату, работник может обратиться: в Налоговую инспекцию по месту нахождения организации, в Государственную инспекцию труда, в Прокуратуру.
По каждому обращению граждан указанные органы проводят тщательную проверку и разрешают вопрос о привлечении организации к ответственности. Кроме того, уполномоченные органы регулярно проводят самостоятельные плановые проверки, целью которых является обнаружение нарушений в части оплаты труда и уплаты налогов и сборов и последующее наказание работодателя за черную зарплату.
Выявление данными органами фактов выплаты работодателем зарплаты в конверте и, как следствие, неуплата налогов влекут административную ответственность руководителя организации и соответствующее наказание [7] (Burov, 2018b):
– привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 122, 123 Налогового кодекса РФ. Административный штраф за черную зарплату исчисляется в зависимости от суммы неуплаченного организацией или предпринимателем налога и составляет 20% от этой суммы [1] [1];
– привлечение к административной ответственности за неуплату страховых взносов по ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». Наказание за такое правонарушение представляет собой штраф 5000–10000 рублей [2];
– в ряде случаев за выплату черной зарплаты работодателю грозит и уголовная ответственность, установленная в ст. 199 УК РФ. Речь идет о неуплате налогов и сборов в крупном размере. Крупный размер означает, что организацией была не уплачена сумма налогов свыше 2 млн рублей, если доля неуплаченных налогов составляет более 10% от всей суммы, подлежащей уплате. Также крупным размером считается неуплата налогов на общую сумму свыше 6 млн рублей.
Наказание по ст. 199 УК предполагается следующее [3]:
– штраф от 100 000 до 300 000 рублей;
– принудительные работы сроком до 2 лет;
– арест на срок до 6 месяцев;
– лишение свободы до 2 лет.
При наличии квалифицирующих признаков размер штрафа увеличивается и составляет от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. На практике наказание в виде лишения свободы за налоговые преступления применяется очень редко. К реальному лишению свободы по статистике приговариваются только около 5% подсудимых. Около 45% приговариваются к условному сроку и около 50% – к уплате штрафа [4].
Возможна и гражданско-правовая ответственность работодателя перед работником – в том случае, когда черная зарплата не выплачивается работнику вовремя. В такой ситуации работнику потребуется обратиться в суд с иском об установлении факта трудовых отношений и взыскании недоплаченной заработной платы (когда он не трудоустроен официально).
Ответственность работника при получении скрытой заработной платы
Работник, получающий зарплату в конверте, также может понести ответственность. Между тем, это может произойти лишь в том случае, когда работник осведомлен о том, что налоговые отчисления из его заработной платы работодатель не удерживает и не уплачивает. Если работник получает денежные средства за труд наличными, но при этом полагает, что из его зарплаты уже произведено удержание, наказать его за это нельзя.
А вот если работник изначально был в сговоре со своим начальством, то это влечет определенные последствия. Во-первых, при получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен сам до 30 апреля последующего года указать его в декларации и уплатить налог. Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени.
За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога, за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить. Неуплата НДФЛ в крупном размере повлечет и уголовное наказание. Так, статьей 198 УК РФ закреплена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем включения в перечисленные документы заведомо ложных сведений. Уголовная ответственность может возникнуть в случае неуплаты налогов в крупном размере, то есть на сумму более 600 тыс. руб. за три года. Наказание по ст. 198 УК РФ представляет собой штраф в размере 100000–300000 руб., принудительные работы до года, арест до шести месяцев, лишение свободы до одного года [5].
Противодействие государственных органов РФ неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий регламентируются Уголовным кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ и рядом ведомственных нормативно правовых актов и в основном осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС) и Пенсионным фондом России (ПФР) (табл. 2).
Исследования показывают, что противодействие государственных органов выдаче работникам скрытой (неофициальной) заработной платы должно опираться не только на нормы Уголовного кодекса РФ и Налогового Кодекса РФ, но и учитывать экономические причины [8] (Glinskaya, 2018):
· Низкий размер минимальной заработной платы, что явно не способствует расширению создания формальных рабочих мест.
· Стремление работодателей снизить издержки за счет экономии на заработной плате, страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, на иных затратах, предусмотренных формальными трудовыми отношениями.
· Наличие рабочих мест с низким уровнем оплаты труда (рабочих мест низкого качества) в корпоративном секторе экономики.
· Неформальную занятость необходимо изучать в тесной связи с бедностью. Как правило, трудовые и предпринимательские доходы неформально занятых ниже, чем занятых в формальном секторе экономики.
· Экономические кризисы провоцируют расширение неформальной экономики. Неформальную занятость часто рассматривают как естественный и гибкий «амортизатор», который может обеспечить неограниченный объем самозанятости и заработков тем, кто потерял формальные рабочие места.
Таблица 2
Сводный анализ деятельности государственных органов РФ по противодействию неформальной занятости и теневым доходам работников предприятий
Ведомство
|
Направление
работы по противодействию теневой экономике
|
Нормативно
правовая база
|
Федеральная
налоговая служба (ФНС)
|
–
сбор данных об организациях, выплачивающих низкие зарплаты, на основании
отчетности последних;
– проведение выездных налоговых проверок, в том числе и совместных с инспекцией труда, органами внутренних дел, внебюджетными фондами); – вызов руководителей «подозрительных» фирм на Комиссию по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда; – работает телефон доверияю. |
–
Налоговый кодекс РФ;
– Регламент ФНС по реализации мер, направленных на легализацию «теневой» заработной платы (принимают участие представители Правительства, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования); – ФЗ № 163 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (Закон № 163 ФЗ) 18 июля 2017 года, которым НК РФ дополнен статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» – запрет на получение налоговых преференций, появившихся в результате умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения; пресечение использования налогоплательщиками в своей деятельности недобросовестных контрагентов. |
Пенсионный
фонд России (ПФР)
|
На
официальном сайте ПФР выпустил сообщение о продолжении совместной работы
с Федерацией независимых профсоюзов и Рострудом.
Важным направлением деятельности ПФР и профсоюзных организаций остается борьба с теневой занятостью. Работа в этой области выстроена с предприятиями, имеющими льготы по уплате взносов и финансово неустойчивыми организациями. До 2019 года ПФР имел право проводить выездные проверки работодателей: полнота и своевременность уплаты и начисления страховых взносов за три последних года. |
-
Налоговый кодекс РФ;
– Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция). |
[1] Налоговый кодекс РФ с изменениями на 2019 г. - http://nkodeksrf.ru/
[2] Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
[4] https://trudinspection.ru/alone-article/.
[5] Там же. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) . - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
Источники:
2. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.
4. Абдуллина И.Р., Щеглов В.Ю. Теневой рынок труда России // Теневая экономика. – 2018. – № 2. – c. 47-53. – doi: 10.18334/tek.2.2.40568.
5. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 745-760. – doi: 10.18334/et.5.3.39415.
6. Буров В.Ю. Теневая экономическая деятельность субъектов малого предпринимательства: анализ проблем и ее экономической сущности // Теневая экономика. – 2018. – № 2. – c. 39-46. – doi: 10.18334/ tek.2.2.40567.
7. Буров В.Ю. Обзор нормативно-правовой базы противодействия теневой экономике // Теневая экономика. – 2018. – № 4. – c. 129-138. – doi: 10.18334/tek.2.4.40909.
8. Глинская М.И. Анализ распространения неформальной занятости в России: причины, формы и сферы сосредоточения // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 4(100). – c. 123-134.
9. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. – 2018. – № 2. – c. 419-432. – doi: 10.18334/et.5.2.39202.
10. Маслова Е.В. Государственное регулирование нестандартной занятости: современный подход // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1059-1075. – doi: 10.18334/et.5.4.39607.
11. Топилин А.В., Воробьева О.Д., Максимова А.С. Структурные сдвиги в занятости населения России в 1975-1985 годах: региональный аспект // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2017. – № 4. – c. 141-166. – doi: 10.18334/migration.2.4.39128.
12. Тумунбаярова Ж.Б., Анциферова М.Д. Неформальная занятость: причины и факторы, определяющие ее уровень // Теневая экономика. – 2018. – № 4. – c. 139-149. – doi: 10.18334/tek.2.4.40935.
13. Trudinspection. [Электронный ресурс]. URL: https://trudinspection.ru/alone-article.
Страница обновлена: 17.04.2024 в 09:12:00