Социальные налоговые вычеты. Отдельные аспекты предоставления.

Солодимова Т.Ю.1
1 Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, , г. Нижний Новгород

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)

Цитировать:
Солодимова Т.Ю. Социальные налоговые вычеты. Отдельные аспекты предоставления. // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 247-252. – doi: 10.18334/epp.5.4.2109.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25448143
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящей статье рассматриваются основные аспекты предоставления социального налогового вычета на обучение и лечение, а также поднимается ряд актуальных вопросов, возникающих как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов.

Ключевые слова: налогоплательщики, налоговые органы, социальные налоговые вычеты, подтверждающие документы

JEL-классификация: H20, H29, H21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время налоговым законодательством, в частности, главой 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) для физических лиц - плательщиков налога на доходы предусмотрены налоговые вычеты: стандартные, социальные и имущественные. Суть указанных вычетов – возможность для налогоплательщика вернуть излишне уплаченную в бюджет сумму налога на доходы.

Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса определены правовые аспекты получения социального вычета в случае оплаты налогоплательщиком обучения или медицинских услуг (далее - социальный вычет на лечение). Рассмотрим их.

Социальный вычет на обучение.

Налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета на обучение в сумме, уплаченной в налоговом периоде [1] как за свое обучение, так и в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем или опекуном (попечителем) за обучение своих подопечных.

Кроме этого налоговым законодательством предусмотрено право получения вычета на обучение и в случае, когда в качестве налогоплательщика выступает брат (сестра). При этом степень полнородности братьев или сестер в Кодексе не оговаривается (Письмо Минфина России от 18.10.2011 №03-04-08/8-186).

Однако следует помнить о существующих ограничениях.

Во-первых, если при оплате своего обучения налогоплательщику вычет будет предоставлен независимо от формы обучения, то в случае оплаты за детей или за брата (сестру) необходимо, чтобы форма обучения была очная, а возраст детей, брата (сестры) - до 24 лет.

Во-вторых, вычет на обучение предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Здесь следует обратить внимание, что налогоплательщик вправе претендовать на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за обучение своего ребенка у индивидуального предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию, при привлечении им педагогических работников, а также у индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность непосредственно, вне зависимости от факта наличия у него лицензии на осуществление образовательной деятельности (Письмо Минфина России от 07.05.2015 №03-04-05/26529). Данная норма, к сожалению, в Кодексе отсутствует.

В-третьих, следует помнить, что налоговым законодательством предусмотрены ограничения по суммам фактически произведенных расходов. Так, согласно статье 219 Кодекса сумма социальных налоговых вычетов, за исключением вычетов на пожертвование, обучение детей и дорогостоящего лечения не может превышать 120 тыс. рублей за налоговый период.

Социальный вычет на обучение детей (своих, усыновленных, подопечных) предоставляется в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). При этом важно, чтобы документ, подтверждающий факт оплаты, был оформлен на одного из родителей, являющегося налогоплательщиком НДФЛ.

По данному вопросу также существует ряд неурегулированных вопросов. Согласно позиции Минфина России, родитель не может получить вычет, если квитанции об оплате обучения оформлены на имя его ребенка (Письма от 28.10.2013 №03-04-05/45702, от 13.09.2013 №03-04-05/37885, от 10.07.2013 №03-04-05/26681). Однако не все налогоплательщики согласны с данным положением.

В тоже время налоговые органы считают, что по платежным документам, оформленным на имя ребенка, родитель может получить вычет при условии, что оплата обучения произведена по его поручению (Письмо ФНС России от 31.08.2006 №САЭ-6-04/876@).

Такой же позиции придерживается Конституционный суд. В своем Определении от 23.09.2010 №1251-О-О он указал, что при предоставлении вычета в качестве доказательства расходов на обучение ребенка, понесенных налогоплательщиком-родителем, может быть учтена квитанция об оплате обучения, оформленная на имя обучающегося, в совокупности с иными доказательствами (например, договор родителя с образовательным учреждением и поручение ребенку о внесении переданных ему денежных средств в оплату стоимости обучения).

Социальный вычет на лечение

Социальный налоговый вычет на лечение предоставляется налогоплательщику в сумме, уплаченной в налоговом периоде за медицинские услуги ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным, подопечным), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Правовая основа предоставления вычета отражена в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса. Рассмотрим некоторые аспекты применения данного вычета.

Во-первых, хочется подчеркнуть, что в отличии от вычета на обучение, вычет «на лечение» не предоставляется налогоплательщику, оплатившему медицинские услуги своего(-ей) брата (сестры).

Во-вторых, существенно отличается ограничение по возрасту.

Так, в случае оплаты налогоплательщиком медицинских услуг за детей (своих, усыновленных или подопечных), возраст последних не должен превышать 18 лет. Напомним, что при получении вычета на обучение ограничение по возрасту – 24 года для очной формы обучения. Получается, что достигнув возраста 18 лет, ребенок должен сам оплачивать свое лечение, несмотря на то, что он еще не работает, а учится, например, в высшем учебном заведении.

В-третьих, существует проблема с предоставлением социального вычета, если налогоплательщику было проведено дорогостоящее лечение бесплатно, а расходные материалы, необходимые для проведения лечения, были куплены налогоплательщиком самостоятельно. Возникает вопрос: «Предоставлять вычет налогоплательщику в таких случаях или нет?». В настоящее время даный вопрос налоговым законодательством не урегулирован. Подобные ситуации рассматриваются в рекомендательных письмах ФНС России от 26.04.2013 №ЕД-3-3/1534@, от 18.05.2011 №АС-4-3/7958@, от 31.08.2006 №САЭ-6-04/876@).

В-четвертых, перечни медицинских услуг, лекарственных средств и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ (далее - Перечень), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №201 (последняя редакция была в 2007.), являются закрытыми и не подлежат расширенному толкованию. В связи с чем, у налогоплательщиков возникают вполне закономерные вопросы при оформлении социального вычета по расходам на лекарственные средства. Например, имеет ли право плательщик на налоговый вычет, если приобретенный им лекарственный препарат является аналогом препарата, указанного в Перечне? А если в аптеках предлагаются заменители выписанного препарата из-за отсутствия последних? Позиция налоговых органов – нет. Так как данного препарата нет в Перечне. Однако следует отметить, что указанный Перечень не обновлялся с 2007 года. В настоящее время многие лекарственные препараты производятся под другим названием, при этом суть препарата остается неизменной.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, какие преимущества и недостатки несет в себе возможность получения налогоплательщиками социального вычета.

Преимущества:

- возможность вернуть 13% от уплаченной суммы за обучение или лечение для плательщиков налога на доходы;

- возможность пользоваться социальным вычетом ежегодно, в отличие от имущественного вычета, который предоставляется налогоплательщику единожды;

- возможность получить социальный вычет не только за себя, но и за детей (своих, усыновленных, подопечных), сестру (брата), если речь идет об обучении, родителей, супруга(супругу), если речь идет о лечении;

- несложный сбор документов, необходимых для подтверждения права на социальный вычет;

- возможность, начиная с 2016 года, получить социальный вычет у работодателя.

Недостатками налогового законодательства в части реализации права налогоплательщика на социальные вычеты являются:

- отсутствие возможности переноса остатка на последующие налоговые периоды, как это предусмотрено статьей 220 Кодекса «Имущественные налоговые вычеты»;

- отсутствие дифференциации предельного размера социальных налоговых вычетов (с 2008г. - 120 тыс. руб.) с учетом ежегодной дефляции в стране;

- отсутствие в статье 219 Кодекса полного перечня документов, необходимого для получения социального вычета, а также порядка их оформления.

Указанные недостатки приводят к неоднозначности в толковании отдельных вопросов применения социального вычета и невозможности обеспечения единообразного подхода применения налогового законодательства. Как результат – отказ в предоставлении вычета со стороны налоговых органов и увеличение жалоб со стороны налогоплательщиков.

[1] Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Кодекса)


Источники:

1. Налоговый кодекс РФ (часть 2 в ред. от 05.10.2015).
2. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №201 (в ред. от 26.06.2007).
3. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об опеке и попечительстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
4. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23.09.2010 N 1251-О-О.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:35