Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»2 / 2015
DOI: 10.18334/epp.5.2.414

Некоторые проблемы интеграции в условиях Евразийского экономического союза

Матвеев Михаил Михайлович, кандидат экономических наук,  доктор РАЕН, доцент, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Республика Казахстан, Россия

Some problems of integration in the conditions of the Eurasian Economic Union - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 142

Аннотация:
В условиях интеграции стран в рамках Евразийского экономического союза проблемы мирохозяйственных связей между ними все время возрастают, что требует практических шагов в формировании совместного оптимального интеграционного механизма, в том числе и финансового режима. Степень влияния интеграционных механизмов определяет согласованность финансовой политики в рамках ЕАЭС, что определило актуальность статьи.
Цитировать публикацию:
Матвеев М.М. Некоторые проблемы интеграции в условиях Евразийского экономического союза // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 2. – С. 73-78. – doi: 10.18334/epp.5.2.414

В результате процессов мировой глобализации, на территории СНГ имело место развитие определенных интеграционных тенденций, ставших причиной образования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Практическая значимость такого объединения связанна с естественноисторической близостью интересов стран СНГ и исторически существующей интеграцией между ними. В границах Евразийского экономического союза продолжают происходить необходимые изменения, в том числе в направлении процедур интеграции [1].

Исходя из уже имеющихся исследований, по нашему мнению, достаточно значимыми мерами, в области интеграционного сотрудничества могут стать [2]:

- меры дальнейшей консолидации рынков стран ЕАЭС. Эти процессы могут стать основой для  расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;

- создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, между хозяйствующими субъектами стран – участниц  ЕАЭС;

- совершенствование существующих правил по проведению валютных операций, с использованием национальных валют, во взаимных расчетах.   

В нашей статье «Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза» [3], опубликованной в 2013 году в журнале «Экономика, предпринимательство и право», мы рассмотрели вопросы  валютного регулирование и контроля в условиях таможенного союза. В данной статье, продолжая развитие этой темы, мы постарались обозначить вопросы дальнейшего взаимного сотрудничества, уже на более высоком уровне интеграции этих государств, в рамках Евразийского экономического союза.

Есть основания предположить, что орудием дальнейшего эффективного сотрудничества могут стать механизмы финансовой интеграции. Мы предлагаем совершенствовать процессы финансовой интеграции, с целью формирования единого финансового пространства, с выходом в ближайшем будущем на единую платежную валюту, в рамках стран – участников ЕАЭС. Для этого можно использовать следующие этапы развития [3]:

Первый этап – реализация механизмов финансово-банковской интеграции стран-участников ЕАЭС. Примером можно назвать Российские банки, работающие на рынках партнеров, в рамках Единого Экономического Пространства и Таможенного Союза.

Второй этап – движение к единой платежной валюте для стран ЕАЭС. Этот этап может включать создание единого Центрального Банка, с функциями:  

- реализации денежно-кредитной политики;  

- общего контроля курсообразования в рамках ЕАЭС;

- мониторинга и контроля по выполнению финансовых и других экономических соглашений;

- продвижения собственных валют стран ЕАЭС, как единого платежного средства и их использование в финансовых операциях.

Третий этап – введение единой наднациональной валюты и организация валютного союза.

Важным этапом, также является постоянное, дальнейшее расширение участников ЕАЭС за счет вступления других стран.

Есть понимание, что введения единой наднациональной валюты – это процесс не быстрый, требующий особой подготовки: экономической, правовой, политической и пр. Однако начало движения в данном направлении требуется уже сегодня. И смысл, который может быть придан этим интеграционным процессам, в том числе в финансовом и валютном регулировании, в рамках ЕАЭС, по нашему мнению, может быть основан на следующих тезисах [4]:

1. С 90-х годов прошлого века все страны бывшего СССР находятся в рамках Бреттон-Вудской (долларовой) финансовой системы. Одной из задач действия Бреттон-Вудской системы была задача расширения сферы оборота доллара. При этом надо учитывать то обстоятельство, что доля участников (владельцев и бенефициаров новых активов, в нее приносимых) в этой системе - это определенная доля того дохода, который приносят страны – участницы, в саму систему. В частности, для Казахстана и России эта доля составляет часть, от завышенных в прошлые годы, цен на нефть, относительно определенной равновесной ситуации, регулируемой странами олигополиями - добытчиками нефти.

2. Сегодня мировые экономические проблемы связаны с тем, что новых общемировых рынков становится все меньше и меньше, углубление мирового разделения труда - снижается и при этом активов в рамках мировой экономической системы, для поддержания этой системы в фазе роста, становится также недостаточно.

3. Ввиду того, что источников дохода становится меньше, намечается тенденция перераспределения оставшихся источников дохода, с «уклоном» в пользу США и части стран – участниц Евросоюза, таких как Германия. Однако при этом, ввиду «либеральной экономической концепции», не предусматривающей государственные инвестиции, происходит снижение дохода по уже имеющимся инвестициям и уменьшение новых коммерческих инвестиций, ввиду их недостаточной доходности.

4. Решить проблему экономического роста с сохранением долларовой системы для стран ЕАЭС сегодня проблематично. Поэтому следует обратить внимание на создание инвестиционного ресурса, с помощью собственных средств, возможностей стран ЕАЭС, государственных и межгосударственных механизмов инвестирования. Решить такую проблему, в рамках долларовой системы, скорее всего, будет невозможно ввиду ряда причин. Одной из причин невозможности решать наши проблемы в «долларовой системе», является то обстоятельство, что мы не можем в полном объеме контролировать долларовый доход и долларовое ценообразование, международные институты оценки финансового состояния государств и экономических субъектов, финансовые, экономические рейтинги.  А значит, в рамках ЕАЭС нужен собственный эмиссионный центр, собственная валюта,  нужны собственные рейтинговые агентства, инвестиционные институты и другие, финансовые и экономические механизмы стимулирования роста.

5. Становится очевидным необходимость политики импортозамещения, в рамках ЕАЭС. А проведение такой политики будет невозможно без ограничения конверсионных и спекулятивных операций. При этом, в том числе, задачи общего эмиссионного центра должны выражаться в том, чтобы создать инвестиционный потенциал для инфраструктуры и импортозамещения, в рамках ЕАЭС.

6. Создание эмиссионного центра, в рамках ЕАЭС, потребует изменений в денежно-кредитной и налоговой политике стран участниц Союза и создание единой денежно-кредитной и налоговой политики ЕАЭС.

Все эти и многие другие вопросы интеграции наших стран уже сегодня требуют незамедлительного решения, что ставит проблему политической воли правительств стран участниц ЕАЭС.


Источники:
1. Матвеев М.М. Экономические приоритеты Казахстана в период глобальных кризисных волн// Экономика, предпринимательство и право. —2011. —No 5 (5). —C. 3-8.
2.Matveev M.M.The analysis of complex use of raw material, as the factor of economic rationality// International Journal of Innovation Economics. —2011. —No 2 (2).
3. Матвеев М.М. Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза// Экономика, предпринимательство и право. —2013. —No3 (20). —C.35-44.
4.Матвеев М.М. Глобализация мирохозяйственных связей и национальная экономика:Монография. —LAPLambertAcademicPublishing2014 —248 с.