социальное предпринимательство

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом социальное предпринимательство, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 24 за период c 2012 по 2019 год).

1. Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е.
Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий российской Арктики // Экономика, предпринимательство и право. (№ 4 / 2019).
Усиление арктического вектора, характерное для российской политики и экономики в последние годы диктует необходимость повышения экономической эффективности производственной и предпринимательской деятельности, качества жизни населения арктических территорий. Указанный тренд развития требует поиска возможных путей решения существующих проблем в социальной и экономической сферах. В связи с этим целью работы стало исследование потенциала социального предпринимательства как нового направления деятельности арктических компаний в рамках корпоративной социальной ответственности. Развитие социального предпринимательства в России и, особенно, в ее арктических регионах, приобретает особую актуальность, поскольку социальное предпринимательство, не только внутренний ресурс территории, но и фактор саморазвития, что позволяет формировать более успешные пути и направления решения экономических, социальных и экологических проблем с использованием инновационного и креативного потенциала населения российской Арктики или арктических территорий.

Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий российской Арктики // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – doi: 10.18334/epp.9.4.41415.


2. Клиндух Р.В., Латкин А.П.
Методика оценки эффективности реализации региональных научно-познавательных проектов // Экономика, предпринимательство и право. (№ 4 / 2019).
Авторами предлагается методика оценки эффективности реализации научно-познавательных проектов, основанная на комбинированном использова-нии количественных и качественных показателей. Процесс оценки региональ-ных научно-познавательных проектов включает в себя следующие этапы: количественная оценка (показатели значимости региональных научно-познавательных проектов для населенного пункта и региона, в котором они реализуются; показатели, характеризующие участников проектов); качествен-ная оценка (использование метода кейс-стади для прогнозирования успешности региональных научно-познавательных проектов). Предлагаемая методика может использоваться при оценке и самооценке возможности и целесообразности инвестиций в данные проекты; при конкурсном отборе участников для грантового финансирования и предоставления субсидий. На основании полученных результатов проект может быть доработан и улучшен, предложены меры по повышению его значимости для региона, скорректирован состав участников и партнеров

Клиндух Р.В., Латкин А.П. Методика оценки эффективности реализации региональных научно-познавательных проектов // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – doi: 10.18334/epp.9.4.41446.


3. Клиндух Р.В.
Социальное предпринимательство: понятийно-терминологическая систематизация // Экономика, предпринимательство и право. (№ 3 / 2019).  
В статье рассмотрены подходы российских и зарубежных авторов к определению понятия «социальное предпринимательство» и выделены три подхода, делающие акцент на различных характеристиках данного феномена: согласно первому из них, социальное предпринимательство рассматривается как коммерческая деятельность, направленная на решение социальных проблем; представители второго подхода подчеркивают значимость инновационной деятельности субъектов социального предпринимательства, направленной на достижение существенного социального эффекта; согласно третьему подходу, социальное предпринимательство понимается как способ активизации социальных изменений, приводящий к более масштабным трансформациям, чем это предполагалось изначально. Определены границы социального предпринимательства, показаны его отличия от других типов деятельности хозяйствующих субъектов. Уточнено понятие социального предпринимательства за счет более четкой формулировки признаков, отличающих его от традиционной предпринимательской деятельности. Сделан вывод о том, что необходимо более глубокое изучение и популяризация феномена социального предпринимательства.

Клиндух Р.В. Социальное предпринимательство: понятийно-терминологическая систематизация // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 167-178. – doi: 10.18334/epp.9.3.41085.


4. Гелашвили Н.Н., Спанова Б.К.
Некоммерческий сектор как базис для социального предпринимательства в Казахстане: оценка экономических показателей на основе системы национальных счетов // Экономика Центральной Азии. (№ 2 / 2019).  
В статье представлен анализ и дана оценка некоммерческого сектора Казахстана, как экономического базиса для развития социального предпринимательства, поскольку на настоящий момент это единственная официальная статистическая база данных.
В исследовании ставятся и решаются две задачи: оценить финансовую устойчивость сектора и провести сравнительный анализ между сектором нефинансовых корпораций и некоммерческим сектором (далее НООДХ) по структуре выпуска в услугах образования и здравоохранения.
Авторы используют все основные показатели и методологию системы национальных счетов (далее СНС) для оценки деятельности сектора на макро-уровне. На основе показателей СНС авторы исследуют динамику расходов некоммерческого сектора в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств, структурные показатели операций сектора НООДХ, структуру сектора НООДХ по видам деятельности и показателям производства и образования доходов. По результатам анализа сделаны выводы о финансовой стабилизации сектора в течение последних пяти лет, а также о более высокой рентабельности услуг образования по сравнению с услугами здравоохранения.
При сравнении структуры выпуска в частном и некоммерческом секторе выявилась большая рентабельность некоммерческого и в услугах образования, и в услугах здравоохранения, что определяется меньшей капитало- и ресурсоемкостью тех видов услуг, которые выбирает некоммерческий сектор в рамках широкого спектра конкретного вида услуг.
Авторами делается вывод о том, что сформировались устойчивые экономические предпосылки для развития социального предпринимательства на основе НООДХ и с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что часть некоммерческих организаций уже работают как социальные предприниматели.

Гелашвили Н.Н., Спанова Б.К. Некоммерческий сектор как базис для социального предпринимательства в Казахстане: оценка экономических показателей на основе системы национальных счетов // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 2. – с. 89-106. – doi: 10.18334/asia.3.2.40762.


Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


5. Петренко Е.С., Столяров Н.О., Витер К.А.
Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. (№ 1 / 2019).  
В статье представлены результаты сравнительного исследования осведомленности граждан России и Казахстана о социальном предпринимательстве, их отношении к данному виду бизнеса, и его влиянии на социально – экономическую ситуацию в странах.
Анализ осуществлялся на основании опубликованных материалов страновых исследований, а так же проведенного авторами социологического опроса. Выявлены совпадения и различия в восприятии деятельности социальных предпринимателей в России и Казахстане, определены уровень влияния на экономику обоих стран.
В статье также приводятся аргументированные достоинства и недостатки данного вида организации бизнеса. Описывается история и предпосылки возникновения социального предпринимательства, а также его нормативное оформление в виде законопроекта в России и Казахстане.

Петренко Е.С., Столяров Н.О., Витер К.А. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 107-122. – doi: 10.18334/eo.9.1.40501.


6. Притворова Т.П., Гелашвили Н.Н., Жуманова Б.К.
Социальное предпринимательство в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития // Креативная экономика. (№ 2 / 2019).  
В статье рассмотрены пути развития социального предпринимательства (здесь и далее – СП) в Республике Казахстан с учетом тенденций современной экономики, в которой значительную роль играют различные бизнес-модели. Показано, что в настоящее время социальное предпринимательство в Казахстане развивается по традиционным направлениям сервисной экономики. И это в значительной степени ограничивает возможности дальнейшего развития социального предпринимательства. Тем самым становиться актуальным поиск новых методом преодоления барьеров в развитии СП. И здесь большое значение могут иметь бизнес-модели, основанные на реализации нетрадиционных подходов в организации работы. Ключевой проблемой остается поиск финансирования социальных проектов. В статье рассмотрены возможные альтернативные пути поиска финансирования социальных проектов, помимо традиционных источников.

Притворова Т.П., Гелашвили Н.Н., Жуманова Б.К. Социальное предпринимательство в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 2. – с. 231-238. – doi: 10.18334/ce.13.2.39919.


7. Конягина М.Н., Краснопевцева М.
Молодежь и социальное предпринимательство в России // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2019).  
Вопросы социального предпринимательства становятся все более актуальными в условиях развивающихся экономик, где разрыв уровня жизни между богатыми и бедными очень велик. Именно эта форма предпринимательской деятельности помогает не только решить ряд острых проблем в обществе, но и заработать, создать рабочие места, повысить качество жизни в стране. В статье представлены результаты исследования, помогающего выяснить, что знают о социальном предпринимательстве молодые люди в России, на которых возлагается надежда развивать экономику в ближайшее время, где и как можно найти средства для того, чтоб начать социальный бизнес, и как общество может стимулировать молодежь к социальному предпринимательству.

Конягина М.Н., Краснопевцева М. Молодежь и социальное предпринимательство в России // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – с. 159-172. – doi: 10.18334/rp.20.1.39769.


8. Хасанова Г.Н.
Определение субъектов социального предпринимательства: синтез подходов российской гуманитарной науки // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2018).  
Целью настоящего исследования является определение субъектов социального предпринимательства. Предмет статьи заключается в изучении организационно-экономических взаимоотношений, возникающих в процессе формирования социальных предприятий в Российской Федерации. Методологическую базу составили системные подходы и точки зрения, представленные в трудах российских и зарубежных авторов, специализирующихся в области теории и практики социального предпринимательства, действующее федеральное законодательство по вопросам деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также механизмов государственной поддержки социально-ориентированного бизнеса, а также межотраслевые и статистические методы. В результате исследования автор статьи выделил критерии отнесения организаций к социальному предпринимательству. Были проанализированы показатели размеров, объемов выручки, организационно-правовые формы социальных предприятий Российской Федерации по данным за 2016 год, а также сделан вывод о целесообразности наделения социальных предприятий специальным статусом. Результаты исследования могут быть применены при формировании концепции законодательного регулирования социального предпринимательства в Российской Федерации.

Хасанова Г.Н. Определение субъектов социального предпринимательства: синтез подходов российской гуманитарной науки // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 3925-3938. – doi: 10.18334/rp.19.12.39568.


9. Притворова Т.П., Петренко Е.С., Аяганова М.П.
Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2018).  
В статье представлены результаты социологического исследования, имеющего целью выявить прецеденты развития деятельности с регулярным доходом некоммерческими организациями в Центральном Казахстане. Используя простейшую схему бизнес-модели (ценностное предложение, потребители, цепочка производства стоимости и ресурсы, схемы получения дохода) авторы с применением метода кейс-анализа выявляют основные типы доходной деятельности организаций и описывают варианты применяемых бизнес-моделей. В составе этих типов представлены: использование материальных и нематериальных активов по максимуму, дополнительный доход за счет использования дешевых ресурсов, модель доступности при стандартном предложении, модель краудфандинга. Наиболее успешными у некоммерческих организаций являются бизнес-модели, основанные на коммерциализации услуг, аналогичных или дополняющих профильную детальность. Как правило, эта бизнес-модель опирается на квалифицированные трудовые ресурсы и предшествующую ресурсную поддержку партнеров, в том числе зарубежных. Слабыми сторонами некоммерческих организаций являются нечеткое позиционирование конкурентных преимуществ, отсутствие четкой стратегии развития, в том числе маркетинговой.

Притворова Т.П., Петренко Е.С., Аяганова М.П. Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – с. 919-932. – doi: 10.18334/rp.19.4.38905.


10. Шипунова Т.С., Казанцева С.Ю.
Государственно-частное партнерство как форма социального предпринимательства // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2018).  
Обобщены международные и отечественные научные исследования и практики социального предпринимательства, посвященные выявлению и решению возможных проблем по определению сущности явления, семантических границ, его форм, целей. Проведено доказательство соотношения государственно-частного партнерства и социального предпринимательства, как формы и содержания соответственно, с использованием диалектического метода и системного подхода. Установлено их диалектическое единство на основе сравнения аспектов социального предпринимательства (миссия и результаты, ресурсы и процессы, сектора, характеристики предпринимателей) с компонентами определений понятия государственно-частного партнерства.

Шипунова Т.С., Казанцева С.Ю. Государственно-частное партнерство как форма социального предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – с. 907-918. – doi: 10.18334/rp.19.4.38996.


11. Загорская Л.М., Назаркина В. А.
Исследование востребованности услуг досуговых организаций г. Новосибирска потребителями третьего возраста // Российское предпринимательство. (№ 21 / 2017).  
Статья посвящена изучению востребованности услуг досуговых организаций г. Новосибирска потребителями третьего возраста.
Актуальность темы исследований определяется, во-первых, ростом количества пенсионеров в России и Сибирском регионе, во-вторых, изменением базовых ценностей людей старшего возраста в части организации и проведения досуга, и, в-третьих, повышением их мотивации к уровню, содержанию и степени полезности досуговых услуг.
Рассматривается состояние рынка услуг для людей старшего возраста по направлениям: фитнес услуги, танцевальные услуги, оздоровительные услуги с использованием традиций восточных практик и культурно-творческие услуги. Для подтверждения гипотезы приводятся результаты исследований потребностей возрастной группы потребителей старше 55 лет, проводимые в течение нескольких лет, начиная с 2015 г. Выводы исследований показывают, что потенциал данной группы в области потребления услуг, слабо изучен и практически не востребован досуговыми организациями г.Новосибирска, и, соответственно, требует изменения маркетинговой стратегии организаций социально-культурной сферы.

Загорская Л.М., Назаркина В. А. Исследование востребованности услуг досуговых организаций г. Новосибирска потребителями третьего возраста // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 21. – с. 3151-3168. – doi: 10.18334/rp.18.21.38430.


12. Чернышева Т.Л.
Социальное предпринимательство в вузе // Российское предпринимательство. (№ 21 / 2017).  
В статье обосновывается необходимость развития социального предпринимательства в России. Автор констатирует противоречие, нуждающееся в разрешении: в стране, где так много социальных проблем, этот вид деятельности практически не развит. Причина видится в трудно достижимости баланса осуществления социальной цели и получения прибыли: сказывается нехватка финансовых средств из-за налоговой ставки, стоимости страхования, бюрократизация всех процессов. Стратегически важно, по мнению автора, культивировать проекты социального предпринимательства в вузовской среде, поскольку она является колыбелью будущего. Учиться преодолевать преграды следует начинать именно в университетах, которые могут послужить для социальных стартапов бизнес-инкубаторами, особенно это касается опорных региональных вузов, миссией которых является как раз предпринимательство. В статье приводятся меры, которые в силах предпринять вуз для поддержки социального предпринимательства на своей территории, самой первоочередной из которых является создание модели предпринимательского вуза с организационной структурой матричного типа.

Чернышева Т.Л. Социальное предпринимательство в вузе // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 21. – с. 3207-3220. – doi: 10.18334/rp.18.21.38530.


13. Притворова Т.П., Петренко Е.С., Аяганова М.П.
Стратегический анализ бизнес-моделей социального предпринимательства в Казахстане // Экономика Центральной Азии. (№ 2 / 2017).  
В статье рассматриваются вопросы типирования основных бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве, для идентификации типов и стратегического анализа действующих в Казахстане организаций. За основу бизнес-модели взята структура, предложенная О. Грассманом, которая выделяет четыре элемента формирования экономической ценности: предложение, целевые потребители, цепочка и ресурсы для создания стоимости, механизм извлечения дохода от деятельности. Нами предложен подход, который соединяет эту бизнес-схему и инклюзивный подход к социальному предпринимательству, что позволяет определить профиль социальной компоненты на фоне базовой экономической модели. На основе этой методологии нами определены пять типичных моделей и описано содержание их элементов с учетом произведения экономической ценности и социального эффекта. Применение метода кейс-анализа к 21 организации социального предпринимательства позволило выявить типы применяемых ими бизнес-моделей и провести их стратегический анализ с определением основных проблем и возможностей долгосрочного развития. Результаты исследования дают основание выделить ряд особенностей у организаций, появившихся на базе некоммерческого сектора и организаций, которые изначально создавались под бизнес-проект.

Притворова Т.П., Петренко Е.С., Аяганова М.П. Стратегический анализ бизнес-моделей социального предпринимательства в Казахстане // Экономика Центральной Азии. – 2017. – Том 1. – № 2. – с. 75-90. – doi: 10.18334/.37975.


14. Нестеренко Ю.Н., Плюхина А.А.
Развитие социального предпринимательства в экономике России / 2017. – 154 с. – doi: 10.18334/9785912921698.
Развитие такого явления как социальное предпринимательство получило широкое распространение во всем мире. Россия не стала исключением, и в настоящее время весьма остро стоит вопрос о становлении данного вида предпринимательской деятельности в качестве базового института гражданского общества нашей страны. В монографии рассматриваются основы возникновения социального предпринимательства, показана эволюция данного вида предпринимательской деятельности в разные исторические периоды времени, выделяются особенности этапов развития. Предложен подход к формированию российской модели социального предпринимательства с учетом специфики страны. Разработаны методические рекомендации по оценке эффективности деятельности социальных предприятий.


15. Пономарев О.Б.
О перспективах развития теории социального предпринимательства // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2017).  
В статье рассматривается проблема развития теории социального предпринимательства. Сам феномен социального предпринимательства известен в экономической науке давно, но теория социального предпринимательства пока еще проходит стадию формирования. В статье показаны основные элементы и проблемы формирования этой теории, а также определены направления ее развития.
Данная статья будет интересна всем ученым, кто занимается теорией предпринимательства и управления.

Пономарев О.Б. О перспективах развития теории социального предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 4. – с. 561-570. – doi: 10.18334/rp.18.4.37546.


16. Качко Д.С.
Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы развития в России // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2017).  
В данной статье описывается уровень развития и поддержка социального предпринимательства как фактора социально-экономического развития общества в России. Рассмотрены основные проблемы для эффективного функционирования социальных предприятий, а также предложены меры по их устранению.

Качко Д.С. Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы развития в России // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – с. 215-221. – doi: 10.18334/rp.18.3.37286.


17. Филимендиков Ю.А.
Социальное предпринимательство в здравоохранении // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2017).  
В статье представлено мнение об основных структурных изменениях, которые помогли бы сделать систему здравоохранения в России более социальной. Начальной точкой изменений может стать социальное предпринимательство. Выделены основные признаки социального предпринимательства: социальное воздействие направленное на смягчение существующих социальных проблем, постоянное развитие, финансовая устойчивость, тиражируемость. Определены барьеры развития социального предпринимательства в здравоохранении: отсутствие общественных, экономических и налоговых предпосылок, недостаточность контроля со стороны профессиональных сообществ, негибкость системы налогообложения и поощрения социальных предпринимателей.

Филимендиков Ю.А. Социальное предпринимательство в здравоохранении // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – с. 275-282. – doi: 10.18334/rp.18.3.37293.


18. Хисамутдинов М.К.
Новые инвестиционные технологии «преобразующие инвестиции»: иностранный и российский опыт // Вопросы инновационной экономики. (№ 4 / 2016).    
Рассматривается инвестиционная технология «преобразующих инвестиций» (социальное предпринимательство) как новый способ финансирования социальных проектов. Анализируются особенности кредитного финансирования по технологии преобразующего инвестирования и инвестиционного кредитования в российских банках. Рассчитан потенциал банковского кредитования социального предпринимательства. Составлена матрица привлекательности социальных проектов субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от участия источников финансирования. В качестве источников финансирования субъектов предпринимательской деятельности рассмотрены фонды поддержки предпринимательства и банки. Технологии преобразующих инвестиций, направленные на поддержку социальных проектов в России, находятся на стадии зарождения и требуют государственной поддержки. Дальнейшее продвижение социального предпринимательства обусловлено решением финансовых и социальных проблем. Поддержка развития социального предпринимательства в России возможна только на основе принципов государственно-частного партнёрства.

Хисамутдинов М.К. Новые инвестиционные технологии «преобразующие инвестиции»: иностранный и российский опыт // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – Том 6. – № 4. – с. 329-342. – doi: 10.18334/vinec.6.4.37440.


19. Морозов В.А.
Социальное предпринимательство и сфера оплачиваемых услуг // Креативная экономика. (№ 11 / 2016).  
В статье рассмотрены вопросы становления и развития социального предпринимательства в третьем секторе национальной экономики. Исследовано и обосновано, что социальное предпринимательство является механизмом, который должен стать социальным измерением структурной модернизации российской экономики. Проведен определенный анализ влияния сферы платных услуг на экономическую и социальную стороны жизни населения на региональном уровне. Сформирован состав показателей экономической эффективности сферы платных услуг субъекта РФ.

Морозов В.А. Социальное предпринимательство и сфера оплачиваемых услуг // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 11. – с. 1287–1304. – doi: 10.18334/ce.10.11.37022.


20. Плюхина А.А.
Совершенствование методики оценки деятельности социальных предприятий // Российское предпринимательство. (№ 13 / 2016).  
Развитие социального предпринимательства получило широкое распространение во всем мире, в том числе и в России. Ввиду стремительного распространения этого нового направления предпринимательской деятельности появилась необходимость в разработке соответствующей методики для комплексной оценки эффективности социальных предприятий. Данная статья будет интересна магистрантам, аспирантам, предпринимателям и исследователям в области социального предпринимательства.

Плюхина А.А. Совершенствование методики оценки деятельности социальных предприятий // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 13. – с. 1569–1582. – doi: 10.18334/rp.17.13.35402.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Следующая