ISSN: 1994-6937 (print), 2409-4420 (online)

Российское предпринимательство

научно-практический журнал, выпускался по апрель 2019 года.

№ 8 (56), Август 2004

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Кратко

Засько Вадим Николаевич, кафедра проблем рынка и хозяйственного механизма, АНХ при Правительстве РФ, кандидат экономических наук

   Проблемы инновационного развития экономики и роль предпринимательства

3-8

Исследование посвящено вопросам развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях России. Автор путем сравнения затрат на НИОКР в крупных зарубежных компаниях и различных отечественных производствах приходит к выводу о недостаточности инновационной составляющей в российской экономике и предлагает пути выхода из сложившейся ситуации. Материал привлечет внимание всех читателей журнала, поскольку в нем затрагиваются глобальные вопросы развития отечественной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

Завьялова Елена Борисовна, канд. экон. наук, ст. преподаватель МГИМО (У) МИД РФ

   Техническая помощь России: специфика становления и эволюция

9-15

Одной из форм прединвестиционной деятельности, в рамках которой создаются благоприятные условия для последующего притока иностранного частного и заемного капитала, является техническая помощь. Сегодня техническое содействие стало заметным фактором развития российской экономики, однако для более успешного и эффективного использования программ помощи целесообразно учитывать богатый исторический опыт, накопленный самой Россией в этой сфере.

Алякин Алексей Александрович, директор ФГУП НИИ химических реактивов и особо чистых химических веществ докт. экон. наук

   Основные методические подходы отечественных ученых к анализу развития политических конфликтов как фактору укрепления экономической безопасности государства

16-21

В ходе подготовки и проведения переговоров по политическим и экономическим вопросам между государствами может быть использована методика политического моделирования, разработанная Т. Саати [1], которая предусматривает прохожджение следующих этапов: а) исследование текущей политики по вопросу переговоров с учетом позиции оппонентов: б) формулирование собственной позиция; в) оценка возможных договоренностей. Далее осуществляется выбор исходной стратегии и сопоставление позиций участников переговоров. Именно на такой основе, по мнению Т. Саати, и должны заключаться соглашения. Чем шире диапазон возможных решений, тем на большую высоту поднимается максимальный выигрыш всех участников переговоров.

Бережнов Геннадий Викторович, докт. экон. наук

   Творческий менеджмент в условиях неопределенности и риска

22-27

Рост и характер операций в глобальной экономике делает трудно предсказуемым поведение участников экономического пространства с позиций традиционного менеджмента и стратегического планирования. Эта, как представляется, наиболее характерная тенденция развития современного рынка, все чаще определяется как «экспериментальная экономика», где для прогнозирования поведения участников экономической деятельности в различных обстоятельствах используются не только обычное управленческое экспериментирование, включая мысленное, но и лабораторные эксперименты,[1] прежде относимые исключительно к методам естественных наук.

Сенин Александр Сергеевич, канд. экон. наук, первый заместитель директора Института менеджмента и маркетинга Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

   Предпринимательство: факторы развития

28-32

Окончание. Начало в № 6, 7/2004 Рассмотрены важные вопросы управления производительностью труда, обоснована необходимость ее повышения как важного фактора роста конкурентоспособности в современных экономических условиях. Это знаковая публикация для журнала, поскольку в ней затрагиваются аспекты текущей экономической ситуации в России и в мире через призму понятия «производительность труда». Таким образом, данное исследование вызовет интерес у всех категорий читателей «РП».

Нестеров Валерий Владимирович, директор Филиала Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы Министерства РФ по налогам и сборам по Чувашской Республике

   Малый бизнес и развитие социально-экономического потенциала региона

33-37

В условиях децентрализации государственного управления и расширения самоуправления на региональном уровне повышается значимость процедуры выработки самостоятельной стратегии социально-экономического развития каждого региона, их районов и муниципальных образований и соответствующей региональной политики. По данным официального сайта полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе[1], социально-экономический потенциал региона характеризуется суммой показателей социального и экономического потенциалов, причем упор делается на их количественные характеристики.

Казарновский Алексей Соломонович, аспирант, Самарская государственная экономическая академия Использование логистических методов в деятельности «Волгапромстроя» (г. Самара)

   Использование логистических методов в деятельности «Волгапромстроя» (г. Самара)

38-44

В материале подробно описана логистическая система, действующая на предприятиях «Волгапромстроя». Читателям, в первую очередь руководителям крупных и средних компаний, предложено ознакомиться с интерпретацией строительной фирмы как логистической системы, имеющей входные и выходные потоки (материальные, финансовые и т.д.). Сопровождающие текст рисунки и таблица органично дополняют положения текста и позволяют читателю составить общую картину использования логистики в рамках строительной компании.

Володина Елена Васильевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и маркетинг» Курганского государственного университета

   Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде

45-50

Окончание. Начало в № 7/2004. В публикации подробно рассматривается имитационный экономико-математический подход к моделированию логистических процессов в современной предпринимательской среде. Затронуты вопросы оптимизации финансовых результатов субъектов логистической цепи при различных вариантах ее построения. Положения исследования обобщены в таблицах, которые служат для подтверждения выводов сделанных автором. Материал имеет большое научно-практическое значение и рассчитан, прежде всего, на предпринимателей, занятых в сфере сбыта товаров и предоставления услуг.

Гриценко Сергей Иванович, канд.экон.наук, доцент кафедры «Маркетинг» Донецкого национального университета, Украина Формирование логистической системы управления производственными запасами на железнодорожном транспорте Украины

   Формирование логистической системы управления производственными запасами на железнодорожном транспорте Украины

51-53

Переход предприятий железнодорожного транспорта Украины на рыночные взаимоотношения обусловил необходимость применения системного подхода к решению проблемы управления производственными запасами, которые рассматриваются как средство, позволяющее поддерживать высокий уровень транспортных услуг за счет рациональной организации обеспечения перевозочного процесса материальными ресурсами.

Сафонова Н А, г. Астрахань

   Бюджетирование как инструмент управления предприятием

55-61

Бюджетирование — это общее название методик финансового планирования. Оно описывает ряд параметров, которые можно объединить в следующие группы: назначение (цели), функции, принципы, этапы внедрения, технология бюджетного процесса и программное обеспечение. Речь идет о непрерывном процессе аккумулирования знаний предприятия для принятия управленческих решений в целях достижения стратегических задач. Автор подробно, с перечислением всех составляющих элементов рассматривает механизм бюджетного управления предприятия, который способствует реализации фирмой собственного потенциала. Основные положения текста находят свое отражение в приводимых таблицах, которые позволяют читателю проследить за ходом мыслей автора, понять смысл содержащихся в публикации терминов и определений. Материал рассчитан на руководителей и сотрудников предприятий различных форм собственности, так как содержит конкретные советы по оптимизации деятельности компаний в условиях быстро меняющейся экономической конъюнктуры и жесткой конкуренции.

Дорошенко Юрий Анатольевич, докт. экон. наук, профессор Белгородский государственный технический университет им. В.Г. Шухова
Великая Елена Геннадьевна, канд. экон. наук, доцент

   Управление деятельностью промышленной корпорации

62-65

(Окончание. Начало в № 7/2004) Стратегическое управление деятельностью, основанное на разработке многоуровневой стратегии, является наиболее прогрессивным для промышленных корпораций на современном этапе экономического развития России. Авторы перечисляют уровни разработки стратегии, которые предназначены для конечного этапа развития промышленной корпорации. При этом каждому уровню дается краткая, но достаточно емкая характеристика. Материал будет интересен всем читателям журнала, а особенно руководителям крупных предприятий, поскольку в нем содержатся действенные советы по формированию стратегических направлений деятельности таких предприятий и их объединений.

Лавров Алексей Семенович, кандидат экономических наук Научно-методический центр воздушного и космического права

   Трансформация отношений собственности в ракетно-космической индустрии

66-69

Рассмотрены отношения, связанные с эффективным функционированием предприятий ракетно-космической отрасли. Подробно описан механизм перераспределения долей акционеров, который позволяет постоянно выдвигать на первый план в управлении предприятием «активных» участников, изначальная доля которых в уставном капитале была сравнительно невелика. Здесь же приводится характеристика взаимоотношений государства и крупного акционерного общества, что связано с кредитованием различных программ по развитию космического комплекса. Материал снабжен практическими рекомендациями и может быть полезен для предпринимателей, чья сфера деятельности связана с высокими технологиями.

Сокольский Андрей Александрович, Академия народного хозяйства при правительстве РФ, МВА

   К вопросу об институциональной природе приватизации

70-73

В последнее время на всех уровнях власти и в самых широких слоях нашего общества активизировалась полемика на тему приватизации. Одни (с плохо скрываемым озлоблением) ратуют за национализацию всего «неправомерно переданного, проданного, присвоенного» и т.д., говоря, что это поможет не только улучшению благосостояния нашего народа, но и удвоению ВВП, которое практически превратилось в национальную идею. Другие, с явным презрением и пренебрежением по отношению к первым, утверждают: то, что произошло – должно было произойти именно так и именно в то время. И это-то и есть «истинная» приватизация. При этом и первые, и вторые упорно не хотят обращать свого внимания на тот факт, что источник их противоборства лежит в плоскости самой природы приватизации. Необходимо выяснить природу приватизации и найти путь к её пониманию. Сделать это можно на основе анализа наиболее известных, широко распространенных и применяемых методических подходов и основополагающих методологических принципов.

Денисов Вячеслав Тихонович, докт. экон. наук, профессор, Саратовский государственный социально-экономический университет
Резник Евгений Петрович, канд. экон. наук, генеральный директор ОАО «СЭПО», г. Саратов

   Совершенствование организационных структур управления холдингами в контексте организационного развития

74-77

Условия современного развития экономических отношений в России побуждают отечественные холдинги, являющиеся, как правило, достаточно крупными корпорациями, быть готовыми к перманентным изменениям, которые диктуются высокой динамикой преобразований, происходящих как во внутренней, так и во внешней среде. В результате этого их организационная структура становится постоянно неадекватной происходящим переменам, что приводит к снижению гибкости и динамичности управления.

Леонов А И, канд. экон. наук, доцент Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

   Проблема использования функции эластичности в управлении ассортиментной политикой и пути ее решения

79-84

Материал содержит анализ целого ряда исследований, направленных на выявление эластичности спроса по цене. Автор приходит к выводу о важности ценового инструмента и соотнесения собственного уровня цен со среднерыночной ценой в рамках деятельности по управлению процессом продвижения продукции на рынке. Данное исследование имеет большое практическое значение для предпринимателей, поскольку в нем рассматривается механизм определения такого важного рыночного инструмента, как цена.

Степанова Татьяна Евгеньевна, канд. экон. наук, доцент Самарский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

   Анализ проблем ценообразования на рынке образовательных услуг

85-90

Среди факторов, определяющих динамику предложений и, следовательно, процесс формирования цен на рынке образовательных услуг, выделяются: цена ресурса, деятельность государства (налоги и дотации), наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг, уровень образовательных технологий, степень монополизации производства данного вида услуг.

Морозов В А, канд. экон. наук, г. Москва

   Программно-целевой подход в обосновании перспектив развития индустрии туризма

91-97

Определение перспектив развития индустрии туризма предполагает учет специфики объединяемых ею многообразных отраслей и видов деятельности, а также разнонаправленных экономических, социальных, организационно-технических, экологических, демографических и других факторов[1]. Представляется, что в качестве инструмента реализации государственной политики и регулирующего воздействия на сферу туризма могут быть использованы целевые комплексные программы, аккумулирующие важнейшие задачи и меры по их решению.

Коченко Г В, аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана

   Планирование рекламы

98-104

Реклама, как способ коммуникации или информационно-психологических связей с потребителем, вбирает в себя сложные многофакторные процессы на протяжении всего производственного цикла ‑ от создания до размещения в эфирной сетке того или иного рекламоносителя. Обороты рекламной отрасли в России сегодня исчисляются несколькими миллиардами долларов в год. Причем в последние годы существует устойчивая тенденция роста объемов рекламного рынка. Компания «TNS Gallup AdFact» одна из немногих предоставляет информацию о результатах мониторинга рекламы, выходящей практически во всех СМИ (ТВ, радио, пресса, наружная реклама, транспорт, кино, Интернет).

Микитьянц К С, канд. экон. наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета точной механики и оптики

   Субэтнический подход к маркетингу субъектов кинодемонстрационного бизнеса

105-109

Кинопрокатная (кинодемонстрационная) отрасль России в последние десять-пятнадцать лет переживала далеко не самые лучшие свои времена. Этому способствовало и значительное обнищание зрителей в результате «шокотерапии» проводившихся экономических реформ, и отсутствие целенаправленной протекционистской политики по отношению к кинофильмам иностранного производства. А в результате вышедшего из-под государственного контроля процесса тиражирования контрафактных видеокассет, VideoCD и DVD возникшая жесткая ценовая конкуренция со стороны видеопрокатов и систем домашнего кинотеатра вынудила кинотеатры проводить демпинговую политику. Это привело к тому, что цены на киносеансы постепенно становились нерентабельными, упав ниже всех разумных пределов.

Воронин Виктор Михайлович, доцент, заместитель декана факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ имени Н.Э. Баумана

   Словарь делового человека

110-112

Продолжение. Начало в № 12/2003, 1, 2, 4, 5, 6 /2004

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск