ISSN: 1994-6929 (print), 2409-4684 (online)

Креативная экономика

научно-практический журнал, включен в Перечень ВАК, импакт-фактор 2016: 0,463

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2019)

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Кратко

Борщ Людмила Михайловна, профессор кафедры финансов предприятий и страхования, профессор, доктор экономических наук (Институт экономики и управления (структурное подразделение) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»)
Жарова Амина Римасовна, доцент кафедры финансов предприятий и страхования, кандидат экономических наук (Институт экономики и управления (структурное подразделение) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»)

 Методология развития человеческого капитала с позиций цифровой экономики

2141-2158

В эпоху развития научно-технического прогресса, модернизации и инновационного развития исследования воспроизводства человеческого капитала охватывают широкие горизонты взаимозависимых и взаимосвязанных, значимых для экономической теории, актуальных практик.
Цель исследования заключается в выработке адекватных концептов и методологии развития и воспроизводства человеческого капитала в разрезе цифровой экономики. Для достижения цели были выполнены следующие задачи: исследованы современные научные понимания сущности воспроизводства человеческого капитала; рассмотрен человеческий капитал как драйвер развития экономического роста страны; разработана методология воспроизводства человеческого капитала; определен алгоритм развития человеческого капитала. В процессе исследования применялся целостный подход при рассмотрении человеческого капитала, как системы экономических отношений, в системе хозяйственной деятельности, и накоплении профессиональных качеств на протяжении жизни. Основные императивы целостного подхода при формировании воспроизводственных процессов человеческого капитала способны интегрировать в себе другие методологические подходы. Инвестиционный подход, где инвестиции выступают основным фактором развития, способствует к переходу в деятельностный подход. В процессе формирования алгоритма развития человеческого капитала дано авторское обоснование основных дефиниций «инновационный потенциал» и «инновационная деятельность», проанализированы их основные особенности в системе функционирования экономической системы. Авторское видение этих двух дефиниций, выраженных в едином процессе, позволяет рассматривать их как ключевое соединяющее звено инновационного потенциала и инновационной деятельности в экономической системе. В данном процессе проявляется новое качество элементов и звеньев, в форме достигнутого интегрального результата деятельности, что проявляется в виде нового продукта. Внедряя в процессы производства достижения научно-технического прогресса, новые наукоемкие производственные мощности, происходит дифференцированное появление множества новых компетенций. Данные компетенции человек осваивает для перехода на следующий уровень своего развития, отсюда происходят воспроизводственные процессы развития человеческого капитала. Сформированы концептуальные положения сущности воспроизводства человеческого капитала, на основании анализа генезиса экономической мысли. Выявлены закономерности воздействия рыночных отношений в процессе эволюционных концептов воспроизводственных процессов человеческого капитала влияющие на повышение требований к биологическим свойствам человека. На воспроизводственные процессы человеческого потенциала влияет развитие цифровой экономики, научно-технического прогресса, развитие наукоемких, высокотехнологических производств.

Алтунина Варвара Викторовна, Директор института экономики и менеджмента, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, доцент (Балтийский федеральный университет им. И. Канта)
Алтунина Анастасия Игоревна, студентка факультета экономических наук (Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики)

 Роль образования в экономическом развитии страны

2159-2168

О роли человеческого капитала в формировании базы экономического развития и стабильности страны говорится достаточно часто, чтобы на эту идею обращали внимание как ученые и исследователи, так и политики и сами люди. Стало очевидным, что не только правовые основы, ресурсы и производственные мощности, но и люди сами по себе играют значительную роль в том, как будет развиваться то или иное общество. В рамках такой важной концепции находится не менее весомый сам по себе фактор – развитие института образования и его доступность широким слоям населения. В этой работе будут рассмотрены различные аспекты влияния образования на экономику и ее развитие, а также проведен анализ и сравнение существующих мировых тенденций в данной сфере

Исаев Роман Олегович, преподаватель кафедры философии, кандидат философских наук (Самарский государственный технический университет)

 Устойчивое развитие, наука, инновации – три вектора региональной экономики будущего

2169-2178

Концепция устойчивого развития («sustainable development») традиционно рассматривается как пересечение социальной, политической и экономической сфер деятельности человека. Однако данный взгляд является достаточно поверхностным и не позволяет увидеть специфику процессов устойчивого развития. В данной работе устойчивое развитие рассматривается в экономическом контексте инновационной деятельности, которая может быть организована в Российской Федерации за счет привлечения прогрессивного методологического инструментария. Автор привлекает работы классических ученых с целью осмысления инновационных процессов в экономике и указывает на две проблемные области: проблему субъекта развития, а также проблему классификации инноваций. В данном исследовании содержательно отражен и схематически представлен новый социотехнический способ решения задач, используемый автором в качестве инновационного метода. В качестве объекта рассматривается «биосферное партнерство» как потенциальная единица инновационной экономики региона.

Ковылкин Дмитрий Юрьевич, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, кандидат экономических наук (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Трофимов Олег Владимирович, зав. кафедрой экономики предприятий и организаций, доктор экономических наук, профессор (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Фролов Владислав Генрихович, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, кандидат экономических наук, доцент (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Стрелкова Людмила Валериевна, профессор кафедры экономики предприятий и организаций, доктор экономических наук, профессор (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Макушева Юлия Андреевна, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, кандидат экономических наук, доцент (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)

 Разработка методики определения базовых, ведущих и прогрессивных секторов промышленного производства региона

2179-2194

Одной из важнейших задач, стоящих перед современной российской экономикой, является устойчивое экономическое развитие на региональном уровне секторов промышленного производства. В статье обосновывается необходимость разработки концепции устойчивого экономического развития на региональном уровне секторов промышленного производства. Анализируется опыт зарубежных и отечественных ученых в области формирования устойчивого экономического развития секторов промышленного производства. Приводится методика определения базовых, ведущих и прогрессивных секторов промышленного производства региона, являющаяся одним из базовых элементов разработанной авторами концепции устойчивого экономического развития секторов промышленного производства. Данная методика базируется на анализе текущего состояния секторов промышленного производства, а также перспектив их развития. Аргументируется научная и прикладная значимость разработанной авторами концепции устойчивого эконо-мического развития секторов промышленного производства

Яшин Сергей Николаевич, зав. кафедрой менеджмента и государственного управления, доктор экономических наук, профессор (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Яшина Надежда Игоревна, зав. кафедрой финансов и кредита, доктор экономических наук, профессор (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Захарова Юлия Владимировна, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, кандидат экономических наук, доцент (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)
Боронин Олег Сергеевич, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, кандидат экономических наук (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)

 Концептуальный подход к анализу структурных и институциональных условий инновационного развития промышленного региона

2195-2206

Задача обеспечения инновационного развития региона требует созда-ния соответствующих структурных и институциональных условий. В данной статье проведен анализ институциональной среды инновационного развития регионов, рассмотрены ее базовые институты. Авторы проводят анализ зависимости инновационной результативности региональной системы от институциональной среды коммерциализации новшеств. При этом предлагается расчет авторского индекса материально-технического обеспечения инновационной инфраструктуры в регионах. Также авторы рассматривают развитие институтов в инновационном пространстве регионов через концепцию «тройной спирали» и предлагают методику создания эффективной институциональной среды инновационного развития промышленного региона на основе данной концепции

Сафрончук Марина Валентиновна, доцент кафедры прикладной экономики, доцент кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства, Московский государственный институт международных отношений МИД России (Московский государственный институт международных отношений МИД России)
Крыканов Дмитрий Дмитриевич, аспирант кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства, Московский государственный институт международных отношений МИД России (Московский государственный институт международных отношений МИД России)
Патрунина Ксения Андреевна, аспирант кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства, Московский государственный институт международных отношений МИД России (Московский государственный институт международных отношений МИД России)

 Влияние проектного подхода на развитие наукоемких секторов экономики

2207-2226

В данной статье приводится попытка оценить теоретическую эффективность применения проектного подхода в государственном управлении, нацеленном на ускоренное экономическое развитие посредством развития наукоемких отраслей экономики. Моделирование проектного подхода через классическую модель экономического роста Солоу показало, что прицельное развитие наукоемких отраслей экономики действительно теоретически позволяет обеспечить задел для экономического роста национальной экономики. В статье также приводится анализ мер национального проектирования государственного управления, выраженного в реализации национальных проектов и федеральных программ.

Глотина Ирина Михайловна, доцент кафедры информационных систем и телекоммуникаций, кандидат экономических наук, доцент (Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова)

 Организационно-экономический механизм противодействия информационным угрозам

2227-2236

Настоящая статья посвящена проблеме противодействия информационным угрозам экономической безопасности в условиях цифровой экономики. Предложен ряд стратегических мероприятий, ориентированных на повышение эффективности взаимодействия государственных структур, бизнеса и граждан страны в информационной сфере. Представлено авторское видение структурных элементов механизма реализации стратегических мероприятий. Изложен ряд основополагающих принципов. Важнейшим элементом механизма реализации стратегических мероприятий является деятельность государственных структур, бизнеса и граждан страны, направленная на выполнение защитной, регулятивной и превентивной функций. Это позволит исключить возможность негативного влияния на экономическую безопасность страны.

Белецкий Максим Джамалуддинович, доцент кафедры менеджмента Московского международного университета
(Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет»)

 Особенности развития глобальных трендов в корпоративном обучении персонала предприятий розничной торговли в российских условиях

2237-2254

В статье приведены отдельные результаты исследования актуальных глобальных трендов в системе корпоративного обучения персонала предприятий розничной торговли, а также особенностей, характерных для их реализации в современных российских социально-экономических условиях. В процессе исследования выявлены факторы, оказывающие влияние на сдерживание темпов качественных преобразований в анализируемой сфере, даны рекомендации по их нивелированию, а также определены векторы перспективного развития, с указанием на ресурсный потенциал, использование которого способно внести вклад в обеспечение и удержание конкурентоспособности предприятия розничной торговли на заданном уровне.

Денисов Игорь Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Петренко Елена Степановна, доктор экономических наук, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Кошмаганбетова Жанар Битимовна, старший преподаватель, магистр экономики кафедры инженергого предпринимательства и маркетинга (Карагандинский государственный технический университет)
Тогайбева Люсия Исламовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры инженерного предпринимательства и маркетинга (Карагандинский государственный технический университет)

 Концепция «Бизнес-модель» vs концепция «Стратегия»: дуализм современных взглядов

2255-2264

В статье представлено нашло отражение поиска сходств и различий между понятиями «бизнес-модель» и «стратегия». Приводится пример дискуссии о взаимосвязи между бизнес-моделями и стратегией, характеризующейся двумя противоположными подходами. Один из подходов заключается в том, что – бизнес-модель не более, чем новый термин, основанный на исторически сложившихся исследованиях в области стратегии и мало что добавляет к имеющимся знаниям. В статье также отражена противоположная точка зрения на взаимосвязь бизнес-модели и стратегии, суть которой – колоссальное различие между бизнес-моделью и стратегией. Бизнес-модель и стратегия в данном случае – отдельные конструкции, требующие самостоятельного изучения. Кроме того, бизнес-модель рассматривается не только в контексте противостояния двух различных мнений на определение ее сущности, но и в качестве нового представления понятия «стратегия», а также отдельного от «стратегии» научного направления.

Старцева Наталья Николаевна, Доцент кафедры «Управление персоналом и социология», кандидат социологических наук (Уральский государственный университет путей сообщения)
Брюхова Ольга Юрьевна, Старший преподаватель кафедры «Управление персоналом и социология» (Уральский государственный университет путей сообщения)

 Практика применения и оценка эффективности тестемониума в российской телевизионной рекламе

2265-2278

В статье раскрывается сущность тестемониума как формы рекламы, использующей авторитет популярной личности. На основе проведенного контент-анализа и традиционного анализа документов определяются объем и частота вещания «звездной» рекламы на российском телевидении, действующие лица медиасообщений, объекты «авторитетной» рекламы. Делается вывод о том, что эффективность применения тестемониума зависит от соответствия личного имиджа «звезды» характеристикам типичных представителей целевых аудиторий телеканала и рекламируемого бренда; отсутствия негативных действий знаменитости в период рекламной кампании, подрывающих не только ее имидж, но и имидж рекламируемого бренда; наличия схожего объема капиталов у основных акторов, участвующих в создании и распространении рекламного сообщения. Авторы статьи приходят к заключению: тестемониум является одним из методов селебрити-маркетинга, способствует продвижению товаров и услуг на отечественном рынке и имеет большой потенциал для своего дальнейшего развития

Люй Ямэн , Аспирант-стажер (Санкт-Петербургский государственный экономический университет)
Василенко Наталья Валерьевна, Профессор кафедры экономики, учета и финансов, доктор экономических наук, доцент (Санкт-Петербургский горный университет)

 Современные тенденции развития предпринимательства: творческая и коммерческая составляющие индустрии моды

2279-2288

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме развития индустрии моды как экономической отрасли, объединяющей предпринимательские структуры, занятые разработкой, производством, продвижением и продажей модных товаров. В статье раскрывается творческая составляющая предпринимательства в индустрии моды, обусловленная интеллектоемкостью ее продуктов, а также коммерческая, связанная с необходимостью обеспечения прибыльности предприятий-участников производственной цепочки в модной индустрии. Взаимообусловленность указанных составляющих прослежена на примере интеграции дизайна и маркетинга в индустрии моды. Особое внимание уделено факторам, позволяющим достичь баланса между творческой и коммерческой составляющими предпринимательства в мировых столицах моды. В качестве основных таких факторов выделены государственная поддержка, сформированность производственной цепочки создания и продажи модных товаров, концентрации брендов, обеспеченность профессиональными кадрами. Показано, что важнейшее значение имеет контроль над производственным звеном производственной цепочки, позволяющий ее участникам получать технологические преимущества перед конкурентами. Интеллектоемкость модных товаров поддерживается функционированием систем профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для индустрии моды, а также деятельностью универсальных и специализированных профессиональных организаций в указанной сфере

Шадрин Владислав Георгиевич, заведующий кафедрой маркетинга и бизнес-коммуникаций, кандидат экономических наук, доцент
(Кемеровский государственный университет», )
Коновалова Ольга Викторовна, доцент кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций, кандидат технических наук
(Кемеровский государственный университет)
Шемчук Мария Алексеевна, доцент кафедры маркетинга и бизнес-коммуникаций, кандидат экономических наук, доцент
(Кемеровский государственный университет)

 Использование бессознательного в маркетинговых коммуникациях потребителя с брендом

2289-2300

Бессознательное потребителя и нейромаркетинг сегодня находится в самых перспективных исследованиях на стыке экономики и психологии. Ключевыми инструментами нейромаркетинга являются ритуалы, на основе изучения которых можно создавать канал взаимодействия с потребителем. В работе приведены и систематизированы характеристики ритуала бренда, условий его создания и методов, авторами введена связь «якоря» из психологии человека с построением коммуникации с брендом для потребителя, а также впервые предложены показатели для оценки эффективности использования бессознательного в маркетинговых коммуникациях. Статья будет интересна специалистам интересующимся креативными маркетинговыми коммуникациями на стыке психологи, социологи и экономики.

Закускин Сергей Викторович, заместитель генерального директора, кандидат технических наук (ООО Агентство «Компас Рисерч»)

 Рынок услуг развлекательных центров: взгляд через призму имиджеобразующих факторов. Часть 5. Региональные особенности рациональных предпочтений

2301-2314

Представлен анализ рынка развлекательных услуг с использованием подхода, базирующего на интеграции маркетинговых коммуникаций на основе исследования потребительских предпочтений. Построено пространство региональных различий рационального выбора развлекательных центров, оценена относительная значимость характеристик выбора, определены идеальные области характеристик. Рассмотрены выводы из проведённого анализа и предложены рекомендации для привлечения представителей целевой группы в разных городах.

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск