Творческая энергия предпринимательства

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мельников О.Н. Творческая энергия предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 10. – С. 108-111.

Аннотация:
Так как основной задачей становления рыночных отношений является удовлетворение нужд и потребностей людей, творческая энергия субъектов рынка (т.е. носителей этих отношений) является средством решения поставленной задачи. При этом чем выше потребности, тем больше необходимо затрачивать творческой энергии на их удовлетворение со стороны всех участников рынка. Расходы творческой энергии, сегодня косвенно оцениваемые размером заработной платы, значительно труднее определить, чем, например, материальные расходы (хотя материальные расходы зависят от расходов творческой энергии исполнителей). Однако именно они, как правило, являются значительной составляющей производственных затрат при изготовлении того или иного продукта труда.

Ключевые слова: творческая энергия, заработная плата

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Так как основной задачей становления рыночных отношений является удовлетворение нужд и потребностей людей, творческая энергия субъектов рынка (т.е. носителей этих отношений) является средством решения поставленной задачи. При этом чем выше потребности, тем больше необходимо затрачивать творческой энергии на их удовлетворение со стороны всех участников рынка.

Расходы творческой энергии, сегодня косвенно оцениваемые размером заработной платы, значительно труднее определить, чем, например, материальные расходы (хотя материальные расходы зависят от расходов творческой энергии исполнителей). Однако именно они, как правило, являются значительной составляющей производственных затрат при изготовлении того или иного продукта труда. Сегодня уже многими признается тот факт, что интеллектуальная составляющая затрат на производство изделий в будущем веке будет не просто основной, а определяющей.

Итак, начнем с того, что любой продукт материальной или духовной деятельности человека имеет своего автора. “Автор ‑ создатель какого-нибудь произведения (автор проекта, автор романа)” или “Автор ‑ творец, сочинитель, писатель”. Таковы определения “автора” в словарях русского языка. То есть автор создает, или творит свое произведение, которое в конечном итоге может приобрести либо духовную, либо материальную форму.

Рассматривая творческую энергию как биоэнергетический механизм, можно сказать, что творческая энергия ‑ это энергия особого рода биохимических реакций, результатом которых является переработка автором (соавторами) творческой энергии информационных массивов, функционирующих в конкретной области знаний или конкретном сегменте рынка, с целью изменения окружающего, предметного или духовного мира для удовлетворения потребностей человека, повышающих уровень его жизнеспособности. Но при этом никогда нельзя забывать об ответственности социальной составляющей творческой энергии. Поэтому к сказанному необходимо добавить ‑ в условиях социально-экономической среды, окружающей человека.

Чем выше потенциал творческой энергии автора, тем больший заряд переходит в создаваемое им произведение, а через него ‑ потребителю. В индустриально развитом обществе автор практически никогда не вступает в прямой контакт с потребителем (это было характерным для натурального хозяйства, когда автор одновременно был и производителем и продавцом). Организация рыночных отношений подразумевает, что между автором и потребителем всегда присутствует достаточно много посредников, занятых в основном задачей изготовления изделия, а затем продвижения товара от производителя к потребителю. Это накладывает на них особую ответственность за конечный результат, а именно: сможет ли изделие стать товаром и найти своего потребителя.

Как известно, рыночная ситуация вокруг товара создается только при наличии четырех компонентов: производства ‑ средств коммуникации ‑ торговли ‑ потребителя. Переход к обществу массового производства и массового потребления объективно вызвало необходимость развития массовых коммуникаций, которые образует значительную сеть тех самых посредников между автором ‑ источником творческой энергии и потребителем, испытывающим недостаток этой самой энергии, необходимой ему для реализации задачи удовлетворения той или иной жизнеобеспечивающей потребности.

Материальные носители творческой энергии, которыми являются все производимые изделия, неразрывно связаны с духовными носителями. Рождение идеи, проектирование, процесс организации производства, маркетинговые исследования, определяющие, какие потребности и в каком объеме должны быть увеличены, экономические решения и т.д. являются объективно необходимыми затратами корпоративной творческой энергии исполнителей для производства требуемых товаров и оказания услуг. Таким образом, рыночные экономические отношения реализуются через творческую энергию людей, занятых всеми видами деятельности от организации производства до реализации материальных благ и услуг, оказания содействия по эксплуатации, ремонту, транспортировке, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Оптимальными же эти отношения могут считаться только тогда, когда они повышают биологическую жизнестойкость каждого частного субъекта и общества в целом, то есть увеличивают возможности развития качества жизни. Это объективно приводит к дальнейшему росту творческой активности людей, созданию все нового и нового более совершенного предметного мира (по закону развития спирали). А так как рыночные экономические отношения строятся на принципах конкурентного обмена (в нашем случае - конкурентного обмена творческими энергиями между покупателем и поставляемыми на рынок товарами или услугами), они объективно отражают сущность указанной закономерности.

Динамика развития социально-экономической среды зависит от темпов роста корпоративной творческой энергетики активного населения какого-то региона или страны в целом. Это определяет уровень социальной составляющей творческой энергии всех участников рынка, что подтверждается всей историей развития предметного мира: от Древних цивилизаций до сегодняшнего дня. Причем развитие социально-экономической среды оказывает самое непосредственное влияние на дальнейший рост творческой энергии, т.е. они находятся в перманентном мощном взаимовлиянии друг на друга.

Социальная составляющая творческой энергии начала активно развиваться только двести лет назад с началом промышленной революции. До этого на протяжении тысячелетий этот компонент творческой энергетики в значительной степени сдерживался тем, что практически от античных времен до XVII века развитие земной цивилизации целиком и полностью зависело от кустаря-одиночки, который мог выполнять уникальные заказные работы, но в единичном исполнении. И только после того, как творческая энергия изобретателей-одиночек смогла преобразоваться и поставить на службу человечеству новые виды энергии (пар, электричество и т.д.), произошел резкий скачок в развитии социально-экономической среды.

Следует подчеркнуть и тот факт, что на протяжении тысячелетий в обществе преобладало использование творческой энергии отражения окружающей действительности ‑ с различными темпами развивались изобразительные искусства, природа и природные явления изучалась как бы со всех сторон, отражаясь на полотнах великих художников. Недаром художник Леонардо да Винчи, который великолепно в своих картинах отражал человеческие чувства, а точнее передавал творческую энергетику изображаемых им людей, предметов и окружающей действительности, стал одним из первых, кто начал предлагать и различные инженерные решения по преобразованию окружающего мира. И совсем не случайно поэт и художник Уильям Моррис считается сегодня первым дизайнером, предложившим для совершенствования машин использовать опыт художников. Этим самым он сделал первые шаги к тому, чтобы создавать не просто машины, призванные выполнять утилитарные задачи, а такие машины, которые обладали бы творческой энергией, эквивалентной творческой энергии работающих на них операторов. Этим самым впервые был впервые подтвержден закон эквивалентности творческих энергий потребителя и товара.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:21:37