Динамика развития систем управления бизнес-процессами в условиях рыночной экономики

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (262), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мельников О.Н. Динамика развития систем управления бизнес-процессами в условиях рыночной экономики // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 16. – С. 67-75.

Аннотация:
В статье рассмотрены основные свойства и динамика развития известных систем управления производственными бизнес-процессами на протяжении их почти вековой истории и предложена логическая модель их развития с позиций использования творческой энергии исполнителей бизнес-процессов.

Ключевые слова: логистика, творческая энергия, маркетинг, ресурсы, концепции управления, системы управления, бизнес-процессы, программно-целевое управление, линейное программирование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Опираясь на вековой опыт исследований и практического использования систем и методов управления производственными бизнес-процессами, можно сделать важное заключение о том, что на протяжении всей истории каждая из управленческих концепций несла (и несет) в себе заряд творческой энергии каждого отдельного исполнителя, от которого зависит интегральный экономический успех любого бизнес-процесса. Да и экономики в целом!

Творчески ориентированные компоненты специалистов, занятых на любом участке деятельности, использовались всегда. Сегодня же их использование необходимо не просто значительно расширить, а обеспечить и эффективное управление этим процессом со стороны руководства различных бизнес-структур. Единственное, что произошло за последние десятилетия, это: изменилась динамика принятия решений, значительно вырос охват территорий и целевых групп воздействия, стало значительно больше внимания уделяться требованиям потребителей, повысилась экологическая ответственность бизнеса, и, главное, сместились некоторые творческо-энергетические акценты при реализации современных бизнес-процессов.

Место и роль созидательной (творческой) энергии исполнителей бизнес-процессов

Главной задачей успешной реализации любого бизнес-процесса является то, чтобы вызвать максимальную творческую отдачу (энергию) у всех его исполнителей. Но в связи с тем, что в любом бизнес-процессе участвуют люди самых различных видов деятельности, то и средства управления повышением их творческой энергии должны быть разными.

Однако такие, казалось бы, разнохарактерные элементы, как производство, транспортировка, складирование, упаковка продукции и т.п. – все это должно теперь рассматриваться как нераздельные элементы единого процесса, хотя они и относятся к разным структурным подразделениям. Но что их объединяет? По какому единому критерию можно оценивать вклад в общее дело привлеченных к исполнению одного бизнес-процесса специалистов? Только по вкладу их творческой энергии [1] в выполнение возложенных на них обязанностей.

Настало время, когда многие связанные с изготовлением и перемещением продукции процессы должны повседневно управляться из единого центра внутри фирмы. Поэтому каждый исполнитель бизнес-процесса, независимо о того чем он занимается, должен четко себе представлять уровень достигнутых к настоящему времени изменений на данном участке рынка как интегрально, так и в конкретном сегменте его деятельности. Это является обязательным условием для объективной оценки вклада творческой энергии того или иного работника в достижение бизнес-целей.

Так, без нормирования труда и работы машин, заложенных в концепции Ф. Тейлора [11], которое имеет непосредственное отношение к творческой энергии производственных рабочих, невозможно организовать управление производственной деятельностью людей. Но сегодня эти нормы требуется четко согласовывать с работой (т.е. с творческой энергией) других участников бизнес-процесса, что ранее практически не делалось. Если эти нормы, например, будут сильно завышены, и фирма не сможет «вписываться» в управление общими материальными потоками удовлетворения рыночных потребностей (управляемых с помощью законов логистики), то становится очевидным то, что данная фирма имеет неконкурентоспособное производство. То есть у нее либо слишком низка творческая энергетика сотрудников, которые не справляются с поставленной задачей, либо она имеет настолько устаревшее оборудование, которое не отвечает творческим возможностям ее специалистов.

Современная логистика [1, 5, 12] через материальные и информационные потоки охватывает все этажи деятельности участников бизнес-процесса и косвенно координирует затраты их творческой энергии, необходимые для удовлетворения нужд потребителей. Образно говоря, концепции различных систем управления, развиваясь на протяжении последнего столетия, отвоевывали все новые и новые этажи организации рыночных отношений. Начиная с производства, они постоянно расширяли сферу своего рыночного влияния.

Когда маркетинг как концепция управления [3] поставил во главу угла проблемы сбыта, которые стали управлять программами выпуска продукции, со стороны производителя был сделан крупный шаг навстречу творческой энергии потребителя. По существу, проводящиеся в настоящее время маркетинговые исследования косвенно отражают уровень творческой энергетики изучаемой группы потребителей и этим самым предоставляют производителям информацию о необходимом повышении потенциала их творческой энергии.

Так, например, исследуя реакцию потенциальных покупателей на выход в продажу того или иного товара (через использование, например, такого средства исследований, как фокус-группы, т.е. проведения групповых дискуссий), выявляется их отношение к предлагаемому продукту, его названию, упаковке, рекламе и т.п. [3] Это прямое маркетинговое исследование уровня их корпоративной творческой энергии.

Но что такое выявление отношения к предлагаемому продукту? Это сравнение свойств и качеств нового продукта со старым, которое было им известно (∆N [7]), причем это делается за конкретный промежуток времени (∆t [7]). Трудно представить, когда время на такое сравнение дается бесконечно большим, т.к. в этом случае оценка нового качества станет неадекватной оценке, которую будет давать реальный покупатель. Фактически, такие исследования преследуют своей целью определить уровень творческой энергии [6, 7] потенциального покупателя, который в будущем должен принимать решение о приобретении товара, соответствующего его творческой энергии, за вполне реальный промежуток времени. Недаром в фокус-группы никогда не привлекаются специалисты, работающие в сфере рекламы, маркетинга, паблик рилейшнз [2], а также в сфере производства и распространения исследуемого продукта

Модель развития систем управления рыночными отношениями

На рисунке представлена предлагаемая автором модель динамики развития систем управления рыночными отношениями за последние сто с небольшим лет, из которой видно, как с развитием производства, которое все более и более расширяло области удовлетворения материальных (и нематериальных) потребностей покупателей, в зависимости от изменения уровней использования созидательной (творческой) энергии исполнителей всех бизнес-процессов менялся характер используемых систем управления рыночными отношениями.

Если в начале века, когда превалировал рынок продавца, центр тяжести систем управления был в производственной сфере, то к 60-м годам, вследствие бурного развития научно-технического и информационного прогресса, он стал смещаться в сферу сбыта продукции. Но рынок продавца все еще был силен, поэтому разрабатывались многочисленные приемы продвижения товара на рынок. Появились различные средства маркетинга. Главным стала задача сбыта готовой продукции.

Когда в 70-х годах наметились тенденции увеличения гибкости серийного производства товаров (появились станки с числовым программным управлением, автоматизированные склады, начала быстрыми темпами развиваться вычислительная техника, автоматизированные информационно-поисковые системы, автоматизированные системы управления производством и технологическими процессами и т.д.), появились возможности организовать системный подход [10], к решению управленческих задач, объектами управления которых стали производственные процессы различных видов деятельности.

Главной целью управления производственными процессами была не просто максимизация учета производственных факторов и оптимизация путей достижения поставленных целей на каждом из участков общего бизнес-процесса, а смещение затрат из материального сектора экономики в интеллектуальный. Этому же служили и усовершенствованные принципы управления: ППБ (планирование–программирование–бюджет) [8], программно-целевое планирование [9].

Однако с дальнейшим развитием научно-технического прогресса, когда в конце 70-х ‑ начале 80-х годов стали еще более интенсивно развиваться средства вычислительной техники, связи и информатики, которые затем сформировали новую область знаний – информационные технологии – наряду с которыми активно развивались транспортные средства доставки материальных ресурсов на предприятия, автоматизировались складские операции и т.д. [3, 4]. Современная логистика получила свое интеллектуально-инструментальное обеспечение.

Главной целевой задачей стала оптимизация материальных и информационных потоков, обеспечивающих конкурентоспособность и большую стабильность производства. При этом сохранялись все преимущества разработанных ранее концепций управления, но совершенствовалось управление отдельными функциями и звеньями организационных структур (максимально внедрялось программное и техническое обеспечение, расширялось использование достижений методологии маркетинга, сохранялся принцип системного подхода к определению стратегических целей и решению ключевых проблем).

То есть центральным объектом логистики в настоящее время является организация и контроль над движением информационных и материальных потоков, необходимых производству знаний, сырья, полуфабрикатов, энергии, кадров, а также производимой продукции до момента ее использования.

Ф. Тейлор фактически пытался максимально активизировать творческую энергию всех своих сотрудников и исполнителей, ведя отсчет от творческих и физических возможностей наиболее «ловких» рабочих, т.е. тех, кто обладал максимальной творческой энергетикой физического изменения материального мира, т.е. энергией преобразования.

Линейное программирование исходило из концентрации творческой энергии в рамках небольшого коллектива разработчиков макросистемы управления.

При проведении маркетинговых исследований учет творческой энергии людей может позволить перейти к количественной оценке требуемых материальных или духовных изменений окружающей действительности с целью более полного удовлетворения потребностей людей, которые этим самым повышают свой персональный запас жизнеспособности.

Логистика – это такая система управления рыночной экономикой, которая косвенно интегрирует корпоративную творческую энергию всех исполнителей бизнес-процесса, занятых формированием материальных, информационных, финансовых, товарных и других потоков.

Рассматривая логистические системы, нельзя не учитывать процессы, охватывающие период существования изделия от изготовления до утилизации.

В процессе проектирования изделия должна учитываться вся логистическая система, т.е. комплексная информация об изменении творческой энергии на всех этапах существования будущего изделия.

При разработке мероприятий выхода на рынок с новым изделием необходимо учитывать, что в процессе эксплуатации посредством контакта с изделием, как материальным носителем творческой энергии, происходит творческо-энергетический обмен между автором – создателем изделия и потребителем.

Если в процессе эксплуатации изделие не сможет конкурировать с аналогичными изделиями других производителей, т.е. будет обладать недостаточной, не отвечающей рыночным требованиям данного периода творческой энергетикой автора или авторского коллектива его создателей, то его дальнейшее существование на рынке будет недолговечным.

В процессе эксплуатации творческая энергия изделия должна как можно полнее поглощаться потребителем, преобразуясь в творческую энергию эксплуатации Кэ., когда творческая энергия товара максимально поглощается потребителем. Это наиболее ответственный период работы всех маркетинговых служб, поскольку как только творческая энергия товара становится максимально поглощенной, потребитель начинает искать новый товар.

Каждое изделие должно входить в окружающий мир не чужеродным элементом, а энергетически сбалансированным предметом, отвечающим биоэнергетическим и социальным нуждам конкретных потребителей и всего общества в целом.

Выводы

Эффективность управления рыночными отношениями будет тем выше, чем полнее будет использоваться корпоративная творческая энергия исполнителей бизнес-процессов на всех этапах логистически связанных работ: от экологически оправданных объемов добычи полезных ископаемых до организации рационального использования материальных ресурсов в производственных целях, в процессе эксплуатации и утилизации изделий.

[1] Показателем творческой энергии исполнителя бизнес-процессов можно считать отношение (Кэ) уровня изменений (от «старого» к «новому»), вносимых им в результате своей деятельности (∆N), к затраченному на это времени (∆t) [5].


Источники:

1. Аникин Б.А. Логистика / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2002 г. – 368 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг / 3-е изд. – СПб: Питер, 2007. – 736 с.
3. Голоскоков В.Н. Инновационная логистика на железнодорожном транспорте России / Монография. – Москва: Креативная экономика, 2011. – 504 с.: ил.
4. Джабраилов А.Э. Транспортно-экспедиционные и таможенно-складские услуги в условиях образования Таможенного союза // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14 (236). – c. 138–147. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29202/.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Изд-во «Креативная экономика», 2011.
6. Мельников О.Н. Cлучайно ли наступление эпохи креативной экономики? // Креативная экономика. – 2013. – № 2 (74). – c. 118–126. – http://www.creativeconomy.ru/articles/28292/.
7. Мельников О.Н. Технологические подходы к управлению созидательными действиями в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2013. – № 22 (244). – c. 28–35. – http://www.creativeconomy.ru/articles/30471.
8. Пожаров А. Планирование-программирование-бюджетирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/15482.
9. Программно-целевое управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ekoslovar.ru/310.html.
10. Системный подход к управлению организацией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scribd.com.
11. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991. – 104 с.
12. Тяпухин А.П. Логистика. – М.: Юрайт, 2013.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:03