Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом

Удальцова Н.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (80), Август 2013

Цитировать:
Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 8. – С. 3-9.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20270723
Цитирований: 25 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье анализируется опыт инновационного развития стран Европы, в частности Финляндии и Швеции. Особое внимание уделяется роли государства в развитии инновационных процессов в исследуемых странах. Практика национальных инновационных систем данных государств показывает, что эффективность инновационной деятельности в стране зависит от того, насколько тесно осуществляется взаимосвязь между наукой и бизнесом. Надо признать, что эффективная инновационная политика Швеции и Финляндии основана на своевременных масштабных государственных инвестициях в науку и образование, а также на создании необходимых условий для быстрой коммерциализации результатов научных разработок.

Ключевые слова: инновации, государственное регулирование, НИОКР, коммерциализация, инновационная политика Швеции, инновационная политика Финляндии



Любая страна рано или поздно в своем развитии встает на путь инновационного роста, но каждая подходит к этому вопросу по-разному.

Есть государства, которые совершили значительный рывок в инновационном развитии. Но есть множество примеров стран, которые выбрали путь планомерного, постепенного инновационного роста, проходя новые витки из десятилетия в десятилетие. Как правило, этому способствовала эффективная государственная политика, подразумевающая совершенствование законодательной базы в сфере инноваций, целевое финансирование инновационных проектов по приоритетным направлениям национальной экономики, а также формирование и развитие центров разработки и коммерциализации новшеств.

Финляндия и Швеция, выбранные в качестве объектов исследования, для достижения высокого уровня инновационной активности прошли долгий и последовательный путь, результатом которого стали высокие позиции в рейтингах не только среди других стран Европы, но и среди ведущих стран мира, что говорит о высокой эффективности их национальной инновационной системы.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу выбранных стран, следует отметить важную особенность, которую необходимо учитывать при исследовании национальных инновационных систем: для успешного развития и внедрения инноваций должна соблюдаться тесная взаимосвязь между развитием науки, высоким уровнем обучения персонала и будущих специалистов в учебных заведениях и готовностью государства и бизнеса инвестировать и внедрять инновации.

Обзор показателей развития Финляндии

Финляндию во всем мире признают как «страну победившего хай-тека», что небезосновательно. По объему инвестиций, вкладываемых в научные исследования, Финляндию по праву можно отнести к числу ведущих стран мира. Объем ежегодных затрат на научные исследования и разработки Финляндии достигает 6,5 млрд. евро, что в процентном выражении к ВВП страны составляет 3,87% [3]. Примерно 73% от суммы затрат поступает от предприятий, а 27% за счет государственных средств. Однако на научные исследования, проводимые в Финляндии, приходится лишь 0,5% всех получаемых в мире научных результатов.

Финляндия на своем опыте показала пример другим странам, разработав и приняв концепцию национальной инновационной системы, с тех пор являющейся ключевым элементом политики в области науки и технологий. Как результат принятой концепции, в Финляндии увеличилось количество организаций, базой которых служили инновации и ноу-хау и укрепились позиции предприятий, занимающихся научно-исследовательской деятельностью.

Обзор показателей развития Швеции

Швецию же на ЭКСПО-2010 СМИ назвали страной, «принесшей с собой дух инноваций». Несмотря на небольшую численность населения – 9,5 млн человек, по совокупному объему ВВП (368,4 млрд долларов) она находится на 33-м месте в мире из 183 стран [6] и на 11-м из 44 – в Европе. Причины этого успеха страны для многих очевидны – инновационный характер экономики Швеции и высокие достижения в научно-технической области на протяжении XX столетия. Так, расходы на НИОКР в 2010 г. составили 11,1 млрд евро (3,43% от ВВП).

Как уже отмечалось выше, Швеция имеет в своем активе последовательную и долгую историю инновационного развития. Но, несмотря на это, лишь только в 2005–2008 гг. она определила 4 приоритетные области для финансирования НИОКР: биотехнологии, окружающая среда, медицина и развитие так называемых «центров высоких технологий» («Центры высоких технологий» - соединение научно-исследовательских и коммерческих сил в интересах быстрой и эффективной коммерциализации инноваций).

Давая характеристику сегодняшнего инновационного развития Швеции, невозможно не упомянуть, что ее инновационная модель основывается на принципе «тройной спирали», означающей, что в стране действует четкая взаимосвязь между бизнес-структурами, государственными органами власти и университетами. Целью своих совместных усилий они, естественно, ставят стимулирование инноваций в тех или иных кластерах. Результатом этого взаимодействия является то, что инновационные системы регионов получают ощутимую поддержку, что, в свою очередь, развивает эти регионы во всех возможных направлениях. Таким образом, «тройная спираль» связывают цели инновационного развития общенационального и регионального уровня.

Еще одним индикатором, отражающим инновационную активность страны, является доля инновационно-активных предприятий. По этому показателю Швеция несколько опередила Финляндию, имея в своем активе около 52% компаний, активно внедряющих существующие инновации. В Финляндии этот показатель равен 43%.

Многие компании этих стран активно участвуют в кооперации и иных формах делового партнерства. Так, и в Финляндии, и в Швеции доля компаний, участвующих в совместных проектах по инновационной деятельности достигает 43–44% [7].

Важным фактором, оказывающим влияние на эффективность национальной инновационной системы исследуемых стран, является степень государственного регулирования инновационных процессов в стране. Важно отметить, что в Финляндии и Швеции государство играет ключевую роль в инновационном процессе: определяет направления развития страны в области инноваций, является своеобразным рычагом, стимулирующим развитие инновационной деятельности на предприятиях, создает стартовые условия для развития малого инновационного бизнеса в стране, а также непрерывно инвестирует капитал в наиболее значимые области экономики, где инновации играют определяющую роль.

Инновационная политика Финляндии

Политика Финляндии в области развития инновационной деятельности и развития НИОКР сосредоточена не только на оказании финансовой помощи инновационно-ориентированным компаниям и исследовательским организациям, но и на развитии институциональной среды, которая способствует успешной коммерциализации инноваций.

Инновационный курс Финляндии в том числе нацелен и на социально-экономическое выравнивание различных регионов в своем развитии.

В Финляндии компаниям значительно легче начать развиваться в инновационном направлении, чем во многих других странах, поскольку в Финляндии существует множество государственных программ поддержки бизнеса: помощь при регистрации, предоставление займов и гарантий, привлечение региональных венчурных фондов. Также государство, со своей стороны, выполняет экспертизу инновационных проектов, и, в случае соответствия проекта приоритетным государственным направлениям, может профинансировать до 50% работ. При открытии бизнеса государство может помочь инновационному проекту, предоставляя так называемую «пошаговую» поддержку на протяжении 1–3 лет.

Государственная поддержка Финляндии осуществляется в рамках правительственных программ и различных фондов, перечень которых представлен в таблице 1 ниже.

Таблица 1

Основные программы и инновационные центры Финляндии

Финляндия также не упускает возможности проведения как собственных, так и международных НИОКР, используя финансовые возможности ЕС (2,5% всех затрат Финляндии на НИОКР финансируются из средств бюджета ЕС). В течение последних семи лет эта страна участвовала более чем в 500 европейских проектах в таких областях науки, как: биология, генетические исследования, биотехнологии, нанотехнологии, изучение атмосферы и космического пространства, информационно-коммуникационные технологии, использование альтернативных источников энергии. Это далеко не полный перечень сфер науки, в которых Финляндия проявляет свою инновационную активность.

Инновационная политика Швеции

Что касается Швеции, то задачей ее инновационной политики является устойчивое развитие и формирование конкурентоспособной социально-экономической системы. Основная доля НИОКР, финансируемая государством, проводится в университетах и высших учебных заведениях. Инновационную инфраструктуру Швеции составляют организации, отмеченные в таблице 2.

Таблица 2

Основные участники инновационной системы Швеции

Помимо этих организаций, в Швеции имеется разветвленная сеть частных и общественных организаций, сотрудничающих с академическими учреждениями. Их цель состоит в разработке новых видов продукции, услуг, которые будут создавать основу для устойчивого экономического роста. Это такие организации, как:

• Инновационный Мост – поддерживает коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;

• ALMI Бизнес-Партнерство – поддерживает создание бизнеса;

• Промышленный Фонд – является государственным венчурным инвестором.

Вывод

Подводя итог исследования инновационных государств Европы, необходимо акцентировать внимание на особенностях инновационной деятельности каждой из анализируемых стран.

Ключом к успеху в инновационном развитии для Швеции явились длительные, широкомасштабные вложения в образование, что сказалось в дальнейшем на развитии науки и квалификации специалистов, работающих на инновационно-ориентированных предприятиях. Достигнутым успехам поспособствовала и стабильная политическая система страны, эффективная работа институтов государственной власти. Но все эти достижения не могут не сопровождаться некоторыми проблемами, на решение которых государству потребуется немало времени и средств. Одной из главных и серьезных проблем инновационной системы Швеции считается относительно невысокий уровень высокотехнологичного производства за пределами нескольких крупных, технически передовых транснациональных корпораций. Так достижения малых инновационных предприятий за небольшим числом исключений исторически связаны с традиционными технологиями и отраслями.

Успех же Финляндии можно обосновать рационально построенной системой научных организаций, долгосрочными вложениями в образование, а также глубокой интеграцией государства, бизнеса и науки, что в свою очередь обеспечивает высокий процент коммерциализации инноваций в стране. Все это в совокупности позволило Финляндии за короткое время войти в число высокоразвитых стран, экономика которых всецело использует возможности V-го технологического уклада.


Источники:

1. Капреева Е.Г., Тюрина В.Ю. // Инновационная деятельность. – 2011. – № 17. – С. 18–25.
2. Радченко А. Инновационная система Финляндии // Наука и технологии России. – 2009.
3. The Global Competitiveness Report 2011–2012 // World Economic Forum, 2012.
4. Global Innovation Index 2012 Edition [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/gii/.
5. Innovation Union Scoreboard 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/ius-2011_en.pdf.
6. Report for Selected Countries and Subjects.World Economic Outlook.Международный валютный фонд, 2011.
7. Development and Analysis of Innovation Indicators in the Nordic Countries based on CIS-surveys (revised February 2009). – NIND Project, 2009 . – P. 6–7.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:16:58