Налоги как инструмент регионального инновационного развития

Иванова М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (206), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 172-178.

Аннотация:
В работе рассматриваются основные инструменты налогового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации и возможности применения налоговых преференций для стимулирования инноваций на региональном уровне.

Ключевые слова: инновации, налоги, региональное развитие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Экономика развитых странах мира все более явно переходит от индустриального этапа развития к инновационному. По оценкам зарубежных и отечественных исследователей и экспертов, экстенсивные факторы роста, базирующиеся на увеличении количества ресурсов (например, увеличение масштабов добычи невозобновляемых ресурсов, увеличение численности занятых, возможностей приращения новых площадей плодородных земель, запасов пресной воды и др.) приближаются к максимальному уровню использования. Решить проблемы должна национальная инновационная система (НИС), включающая различные региональные инновационные подсистемы (РИПС). По методам формирования РИПС в России можно разделить на три группы:

1) по инициативе федеральных органов в рамках национальной инновационной системы;

2) в рамках пилотных проектов (например, Сколково, ОЭЗ и др.);

3) созданные по инициативе региона как возможный вариант обеспечения улучшения его социально-экономического развития (например Томская область).

Для каждой группы применяются как общие, так и индивидуальные подходы государственного регулирования (бюджетные и налоговые). Рассмотрим основные налоговые стимулы в сфере НИОКР.

Три направления налогового стимулирования НИОКР

В мировой практике налогового стимулирования инновационной деятельности существует три основных направления:

− создание специальных налоговых режимов поддержки инновационной деятельности в рамках специальных экономических зон и технопарков;

− специальные налоговые льготы для деятельности инновационных организаций;

− предоставление предприятиям отдельных налоговых льгот, связанных с реализацией ими инновационных проектов [1, 2].

Использование первого и второго направлений налоговой поддержки инноваций ограничено либо территориальным признаком, либо спецификой деятельности (группы 1 и 2). Рассмотрим возможные налоговые преференции в рамках третьего направления, представленные в федеральных законах (см. табл.) [3, 4, 5, 6, 7].

Таблица

Налоговые преференции в части научно-инновационной деятельности

Вид налога
Характеристика льготирования
Норма закона
1
2
3
Налог на добавленную стоимость
Не облагается НДС реализация, передача, выполнение на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора
пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ
Налог на прибыль
1. Доходы
Не облагаются доходы организации в виде средств целевого финансирования (бюджетных ассигнований), полученного из РФФИ, РФТР, ФФПИ и грантов на условиях, определенных законодательством, в том числе в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов).
2. Расходы
2.1. при исчислении налога на прибыль в состав прочих расходов организации единовременно включаются расходы на проведение НИОКР (в том числе не давшие положительного результата), что уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (работ, услуг), новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. Таким образом, устранена зависимость включения расходов от результатов НИОКР, а момент включения расходов на НИОКР в налоговую базу не связывается с использованием исследований и разработок в производстве и при реализации товаров (работ, услуг);
2.2. суммы расходов на НИОКР включаются в налоговую базу в размере фактических затрат с применением повышающего коэффициента 1,5. Перечень таких расходов НИОКР утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988. К ним также относятся отчисления в фонды поддержки инновационной, научно-технической деятельности, сформированные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Для правомерности использования коэффициента 1,5 налогоплательщик должен представить в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР. Если отчет не представлен, расходы на НИОКР признаются только в размере фактических затрат
2.4. разрешено создавать резерв предстоящих расходов на НИОКР на срок не более 2 лет на основании сметы расходов на НИОКР. Предельный размер отчислений установлен в размере 3% от величины доходов от реализации.
2.5. для заказчиков НИОКР установлена возможность применения амортизации для инновационных производств с использованием повышающих коэффициентов:
– к объектам с высокой энергоэффективностью – в пределах 2,
– к основным средствам, используемым только для осуществления научно-технической деятельности – в пределах 3.
2.6. установлены правила применения нулевой ставки налога на прибыль с дохода от реализации акций компаний инновационного сектора (ст. 284.2 НК РФ)
– пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
– ст. 262 НК РФ;
– п. 13 ст. 258 НК РФ;
– пп. 2 и 3 п. 2 ст. 284.2 НК РФ;
– ст. 267.2 НК РФ
– пп. 4 п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ;
– п. 5 ст. 262 НК РФ
Налог на имущество
Налог на имущество не уплачивается по объектам, вводимым после 1 января 2012 г., имеющим высокую энергоэффективность или высокий класс энергетической эффективности, в течение 3х лет со дня постановки на учет таких объектов.
п. 21 ст. 381 НК РФ
Страховые взносы
Право использования пониженного тарифа страховых платежей в размере 14% на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи), а также на проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге и Минобрнауки. Платежи распределяются в следующем порядке: 8% в ПФР, 2% в ФСС и 4% ФФОМС.
Аналогичные тарифы используют хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами, которые осуществляют НИОКР и внедряют результаты интеллектуальной деятельности в производство, а также субъекты, осуществляющие технико-внедренческую деятельность
ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
Инвестиционный налоговый кредит
Организации, выполняющие внедренческую или инновационную деятельность, имеют право на использование инвестиционного налогового кредита. При этом организация обязана представить в налоговые органы бизнес-план инвестиционного проекта.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет, а в случае включения налогоплательщика в реестр резидентов зоны территориального развития − на срок до десяти лет
– ст. 66 НК РФ;
– пп. 2, 6 п.1 ст. 67 НК РФ;
– приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@;
– приказ ФНС России от 30.11.2010 № ММВ-7-8/666@
В отношении расходов на НИОКР наблюдается жесткое регулирование льготного механизма.

Во-первых, жестко установленные правила уменьшения налоговой базы на расходы по НИОКР с применением повышающего коэффициента 1,5 в соответствии с перечнем постановления Правительства РФ.

Во-вторых, по налогу на имущество выделяются только объекты, характеризующиеся высокой энергоэффективностью.

В-третьих, использование пониженных страховых взносов возможно только для отдельных субъектов, имеющих соответствующую аккредитацию или созданные бюджетными научными учреждениями.

Региональные налоговые льготы

На территории субъекта федерации для целей поддержки инновационной деятельности, в соответствие с действующим законодательством, потенциально могут быть реализованы региональные налоговые льготы по следующим видам налогов.

Налог на прибыль

Налоговая ставка − 20%, при этом сумма налога в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 18% зачисляется в бюджеты субъектов федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% [4, п.1 ст. 284]. Максимальный размер льготы составляет 4,5% (18%−13,5%).

Налог на имущество организаций

Льгота предоставляется в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет. В некоторых случаях допускается снижение ставки по налогу на имущество на 50%.

Земельный налог

Предоставляются льготы для субъектов инвестиционной деятельности в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

Ситуация с льготами в Мурманской области

В Мурманской области общего законодательного акта, устанавливающего льготы для участников инновационной деятельности нет, льготы предоставляется отдельным предприятиям, включенным в областную инвестиционную программу или реализующим «приоритетный» инвестиционный проект. В ст. 9 закона Мурманской области от 11.01.2011 № 1315-01-ЗМО2 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области» предусмотрено, что государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Мурманской области с целью создания благоприятных условий для ее развития может осуществляться в следующих формах [8]:

1) установление получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;

2) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области оснований и условий предоставления получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

В отношении инвесторов инновационной деятельности, то есть тех хозяйственных субъектов, которые вкладывают финансовые средства в разработку, освоение новых товаров, работ и услуг на региональном уровне не предусмотрено никаких преференций.

Заключение

Обобщая вышеизложенное в части предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности следует отметить, что на региональном уровне законодатели серьезно ограничены федеральным законодательством, а имеющиеся возможности предпочитают использовать для решения в первую очередь социально-экономических задач в ущерб поддержки научно-технического направления бизнеса.


Источники:

1. Рашкин В.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. − 2007. − № 5−9. − С 11.
2. Иванов Ю.Б. Налоговые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий / Материалы междун. науч.-практич. конф.; под ред. Р.М. Нижегородцева. – М., 2006. – С. 114
3. Налоговый кодекс РФ: федер. закон: принят 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с доп. и изм. от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 03.12.2011).
5. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» (в ред. от 28.11.2011).
6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
7. Федеральный закон от 24.06.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011).
8. Федеральный закон от 11.01.2011 № 1315-01-ЗМО2 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области».

Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:36:10